Огюст Конт - основатель социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение зарождения социологии, становление ее как науки.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: рассмотреть Контовскую классификацию наук, социологические методы, социальную динамику и позитивную политику.

Содержание

Введение………………………………………………….……… 3

І. Основная часть…………………………………………….….. 4

Огюст Конт - основатель социологии ……….…………… 4

Контовская классификация наук ….….…………….……… 5

Социология в представлении Огюста Конта …………...… 6

1.4 Социологические методы ……………………………………8

1.5 Социальная динамика ……………………………………… 11

1.6 Позитивная политика …………………………………….... 14

1.7 Место Огюста Конта в истории социологии……………... 15

ІІ. Заключение………………………………………………….. 16

Список литературы……………………… ………………...….. 19

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 
         Введение………………………………………………….……… 3

 

         І. Основная часть…………………………………………….….. 4

 

    1.  Огюст Конт - основатель социологии ……….…………… 4

 

    1.  Контовская классификация наук ….….…………….……… 5

 

    1.  Социология в представлении Огюста Конта …………...… 6

 

1.4 Социологические методы ……………………………………8

 

         1.5 Социальная  динамика ……………………………………… 11

 

         1.6 Позитивная  политика …………………………………….... 14

 

      1.7 Место Огюста  Конта в истории социологии……………... 15

 

             ІІ. Заключение………………………………………………….. 16

 

            Список литературы………………………  ………………...….. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Был ли Огюст  Конт подлинным создателем, «отцом» социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово «социология». Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали «варварский» характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово «социология», он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой.    

 Целью данной работы является  изучение зарождения социологии, становление ее как науки.

      Для достижения  данной цели нужно выполнить следующие задачи: рассмотреть Контовскую классификацию наук, социологические методы, социальную динамику и позитивную политику. 

    Для изучения данной темы была использована следующая литература: Тормасов Б.А. « Философы и философия., А.И. Кравченко «История зарубежной социологии»,2005г., Лавриненко В.Н. Нартов Н.А.Шабанова O.A. Лукашова Г.С. «Социология: Учебник для вузов», 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Основная часть

 

1.1 Огюст Конт - основатель социологии

Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и  позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового  чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой  был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.1

Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и  секретарем Сен-Симона. На философские  воззрения Конта большое влияние  оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал  у Сен-Симона.

Термин  «позитивный» Конт позаимствовал у  Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял  в 5 смыслах:

1. Реальное - противоположность химерическому.

2. Полезное - противоположность бесполезному.

3. Достоверное - противоположность сомнительному.

4. Точное - противоположность смутному.

5. Положительное - противоположность отрицательному.

Назначение  позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:

1. «Курс  позитивной философии» в 6-ти  томах (1830-1842).

2. «Рассуждение  о духе позитивной философии» 1844г.

3. «Позитивистский  катехизис» 1851г.

«Система  позитивной политики, или трактат, устанавливающий  религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.). По политическим взглядам Конт находился в центре. Выступал за либеральную республику, но с присутствием государства в экономике. Вследствие этого он был чужд как левому лагерю - бланкистам, левым республиканцам и неоякобинцам, так и правому - монархистам и бонапартистам. Пытался создать партию «Порядкаи прогресса», но потерпел крах.

 

1.2 Контовская классификация наук

Идея  объединения наук, сведения всей совокупности знаний к ограниченному числу  простых и ясных положений, например, к законам Ньютона, было популярно  еще в 18 веке. Однако Конт стремился  к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и  связанные иерархически, не сводятся к простым законам физики. Конт пытался рассмотреть вопрос о  том, как каждая из основных наук относится  к своей позитивной системе и  какое ее направление, то есть определить науку с двух сторон: ее существенные методы и ее основные результаты.

Огюст Конт классифицирует науки по нескольким основаниям: историческому (но времени  и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру  связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.

Математика, по мнению Конта, меньше всего зависит  от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше других форм научного познания. Социология, напротив, непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.

Конт  выступает упразднителем философии в старом традиционном смысле слова. В представлении Конта старая метафизичная философия не имеет ни своего метода, отличительного от методов науки. Позитивная же философия является систематизацией наук того, что есть «научного в науках».

Чтобы изложить позитивную философию, нужно изложить систему наук, анализ из предметов, методов, законов, сходств и отличий. В основу классификации наук Конт положил из объективные признаки.2 Он разделил науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные науки изучают законы определенных явлений, которые применяют эти законы к частным областям. Например, биология - общая абстрактная наука, применяющая общие законы биологии. Конт выделил 5 абстрактных, теоретических наук: астрономия, физика, химия, биология и социология, соответствующие науки. Социальные явления, по Конту, отличаются наибольшей сложностью и в то же время зависимостью от других, что объявляет позднее возникновение социологии. Следует заметить и то, что социология вначале называлась Контом социальной физикой, то есть позитивную науку об обществе Конт называл вначале социальной физикой, а позднее, когда он переосмыслил ее предмет и методы исследования, он назвал ее социологией. Это переименование он объяснил не своим причастием к неологизмам, а необходимостью создания новой дисциплины, посвященной позитивным исследованиям детальных законов, свойственным обществу и общественным феноменам.

Конт  указывал, что социология должна быть теоретической наукой, в отличие  от описательной «социальной физики» - А. Кегле. Превращение социологии в  позитивную науку завершает систему  позитивной философии, тем самым  знаменуя наступление позитивной стадии человеческого ума и человеческого общества. Итак, то означало, что Конт совершил настоящую позитивную революцию, победу науки над схоластикой и метафизикой.

 

1.3 Социология в представлении  Огюста Конта

Социологию  как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке. Критикуя предшествующих философов-метафизиков, которые создали утопии, обвиняя  их в том, что они понимали общество как создание человеческого разума (французские философы-просветители), разумной воли индивидов.

Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая  изучает, как совершенствуется разум  человека и его психика под  влиянием общественной жизни.

Общественные  явления, отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии  изменения, преобразования и развития но времени. Их сущность - историчность. Поэтому Конт уважительно относится к Кондорсе, который рассматривал общество с исторической точки зрения.

Не отрицая  роль экономического фактора, Конт считал, что человеческая цивилизация есть, прежде всего, духовно-психологические  идеи, которые управляют миром  и переворачивают его, и весь социальный механизм покоится на мнениях.

Область социологических исследований открылась  Контом очень широко. Она впитала  в себя те исследования, которые  выходят за пределы компетенции  других абстрактных наук, включенных в его классификацию.

Основной  и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь  социологии, является общество, взятое с его целостности.

Под обществом  Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его  большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим  функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество (цивилизации), прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно - цивилизационном процессе.

Конт  стоял у истоков системного подхода  изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил  основу системного подхода к общественной жизни.

Следует, однако, заметить, что Конт не понимал  диалектики социальных элементов и  структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.

 

1.4 Социологические методы

Конт  выступает против умозрительности, с одной стороны, и против крайности  импсризма - с другой. В социологии Конт разработал метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический метода исследования.

По мнению Конта, наблюдение является основным методом  исследования социологии. Он утверждает, что с помощью наблюдения можно  получить исходные данные социологии.

Социальное  наблюдение возможно как главный  метод исследования социологии. Он утверждает, что социальное наблюдение возможно и в социологии. Однако указывал Конт, любые социальные наблюдения, статистические или динамические должны предполагать постоянное наблюдение фундаментальных  теорий.

Главная трудность социологии, указывал Конт, состоит в том, что отсутствует  позитивная теория, опираясь на которую  можно было бы собрать и обобщить факты. Это - порочный круг, ибо для  проведения наблюдения нужна теория, а для создания теории - наблюдения.

Наблюдения, по мнению Конта, связано еще и  с трудностями, которые связаны  со сложностью приобретения необходимой  научной подготовки, которая обеспечивает исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника  выступает теория, которая бы предотвращала  спекуляции, обеспечивала бы исследователя  необходимыми понятиями.

Конт  указывал, что в качестве метода социологии выступает не только наблюдение, но и косвенное свидетельство, то есть изучение исторических и культурных памятников, обычаев, обрядов, анализ и  сравнение языков - все это может  поставлять социологии постоянные средства для позитивного анализа.

Вторым  важным методом в социологии Конт считал эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит  в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий.

Косвенный опоследованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций). Общественные потрясения, потрясающие социальный организм, являются основные законы общественного организма, поскольку болезнь лучше позволяет познать норму,

Третий  метод позитивных наук, применяемый  в социологии - это сравнительный  метод. При помощи последнего сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования  и развития общества.

Для науки, указывал Конт, могут быть полезными  сравнения жизни животных с человеческим обществом и, наконец, можно сравнивать общественное положение различных  класса одного и того же общества. Следует, однако, иметь в виду то, что сравнение  основных фаз цивилизации может затемняться влиянием общего духа эпохи, который заглаживает различия.

Слабость  сравнительного метода состоит в  том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.

Четвертый метод исследования, применяемый  в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует  природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения  различных последовательных состояний  человечества. Только сопоставляя целую  серию социальных явлений, взятых в  их последовательности, исследователь  может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной  или политической черты или тенденции  и соответствующее ослабление противоположной  тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует  системе общих законов развития человечества.3

Информация о работе Огюст Конт - основатель социологии