Огюст Конт - родоначальник социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть социологическую доктрину Конта. Задачи данной работы рассмотреть:
1. Социология как наука в определении Конта
2. Социологические взгляды Конта на общество
3. Вклад Конта в социологию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Социология как наука в определении Конта…………………………..4
2. Вклад Конта в социологию……………………………………………...6
3. Социологические взгляды Конта на общество………………………7
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….....16

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 34.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Московский государственный  открытый университет имени В.С. Черномырдина»

Чебоксарский политехнический  институт (филиал)

Кафедра философии

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: «Социология»

на  тему: «Огюст Конт – родоначальник философии»

вариант 3

 

Выполнил(а): студент(ка) 2 курса

специальности 080100

заочного  отделения

Федорова Олеся Зиноновна

учебный шифр 1312623

Проверила: доцент Терентьева Г. Г.

 

 

Чебоксары 2013

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социология как наука  в определении Конта…………………………..4

2. Вклад Конта в социологию……………………………………………...6

3. Социологические взгляды  Конта на общество………………………7

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………….....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Расширить и углубить представление  о социологии как науке помогает изучение истории ее становления  и развития. Естественно возникает  вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило  побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ  на этот вопрос не совсем простой, поскольку  определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в  работах Платона “Законы”, “О государстве”, в “Политики” Аристотеля и др. Еще  активнее эта проблематика разрабатывается  в Новое время в работах  Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно  ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная  наука? Вероятно, нет. Здесь более  уместно говорить о социальной философии  как предшественнице социологии.

Был ли Огюст Конт подлинным  создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал  ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную  науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и  греческого (“слово”, “учение”). Как  бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя  в становление социологии как  таковой.

Цель данной работы рассмотреть  социологическую доктрину Конта. Задачи данной работы рассмотреть:

1. Социология как наука  в определении Конта

2. Социологические взгляды  Конта на общество

3. Вклад Конта в социологию

1. Социология как  наука в определении Конта

 

По Конту, социология, как  и любая другая наука, изучает  неизменные естественные законы. Предмет  ее - самый важный и сложный, поэтому  она - своего рода царица наук.

Социология может и  должна использовать достижения других наук, которые изучают более обширные, чем общество, сферы реальности.

Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению  к ней вводными, подготовительными.

Вместе с тем они  служат для нее теоретико-методологическим образцом; ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному  состоянию, в ней сохранилось  особенно много теологических и  метафизических элементов; воображение  в ней до сих пор господствует над наблюдением. Ее еще предстоит  создать, и основатель позитивизма  ощущает себя призванным сделать  это. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 2003.-156с.

Для обозначения самой  молодой науки Конт использует различные  термины: “социальная философия”, “социальная наука”, “социальная  физиология” и “социальная физика”. Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента  рассматривал его как наиболее предпочтительный.

Однако это выражение  стало, по мнению Конта, “неправильно”  использоваться, прежде всего бельгийским  ученым Адольфом Кетле, который в  своем труде “О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной физики” (1835) применил его к “простой статистике”. Подобное словоупотребление  явно не соответствовало тому выдающемуся  месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе.

Для обозначения новой  науки необходимо было новое слово, и оно было придумано. Лавриненко В.Н. и др. Основы социологических  знаний. М.: Мос. ун-та менеджмента и  коммерции,2003.-218с.

Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и  внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем  парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.

Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту, - это выделение специфической  реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения  этой реальности он использует различные  термины: “общество”, “социальный  организм”, “социальная система”, “социальные явления”, “социальное  существование” и т.п.

Человек по природе своей  социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует  научения и усваивается индивидом  посредством воспитания. Будучи изначально естественным образованием, общество становится “искусственным и добровольным порядком”.

Человек не может по своей  воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при  условии учета естественных законов.

Можно увеличить или уменьшить  интенсивность уже существующих социальных тенденций, можно изменить их скорость, но невозможно сменить  порядок их следования или перескочить  через промежуточные этапы. Изменчивость социальных явлений может вызываться такими факторами, как раса, климат или собственно социальные действия, но доминирующим при этом остается действие универсальных неизменных законов.

 

 

 

 

2. Вклад Конта  в социологию

 

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится  рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политическое.

Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм (даже в  якобинском культе Разума он видел  предвосхищение позитивизма) и средневековый  католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической  и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится  устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма  как синтетической мировоззренческой  системы он начинает с пересмотра этих оснований.

Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой  выступает для него биологический  организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и  взаимозависимость ее частей, отмечая  “воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные  части социальной системы...”. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще  в наивысшей степени. По Конту, общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом случае -- в пространственном, во втором - во временном аспектах.

 

 

3. Социологические  взгляды Конта на общество

 

Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независимым  существованием и думающих, что они  действуют согласно “своим личным импульсам”. В действительности они  постоянно участвуют в общем  развитии, как правило, не задумываясь  над этим. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом, иногда в  весьма резких выражениях. Слова “личность”, “личный” часто носят у него уничижительный оттенок. Краткий словарь  основных социологических понятий.\\Социология. Практикум. М.: Социально-политический журнал, 2001.- 73с.

Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным  порядком.

Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это  неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество - как  расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как  подлинная, высшая и самая “реальная” социальная реальность. Конт исходит  из концепции “расширяющегося общества”, имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию “все более обширных ассоциаций”. Структура  и развитие общества, в конечном счете, определяются “фундаментальными  законами человеческой природы”, а  социология включена в “позитивную  теорию человеческой природы”.

У Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные  по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматривается  как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые общества в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.

Подобная позиция имела  двойственное теоретическое значение. С одной стороны, она содержала  понимание реального единства человечества, тождества или сходства многих социальных признаков у различных народов. С другой - она приводила к упрощенному  взгляду на пути развития различных  обществ и к игнорированию  их своеобразия. Смешение общества и  человечества, социальности и человеческой природы означало сведение социологии к своего рода антропологии и психологии, что противоречило исходному  замыслу Конта создать социологию как особую науку. Зооровский Г.Е. и  др. Введение в социологию. Екатеринбург: Уральского университета, 1999.-264с.

Для понимания трактовки  социологии Контом важно иметь в  виду, что в его творчестве переплетались  две различные этики: научная, с  одной стороны, социально-практическая (реформаторская, религиозная, моралистская, политическая, педагогическая и т.п.) - с другой. Первая из них преобладала  в период создания “Курса позитивной философии”, вторая -в период написания  “Системы позитивной политики”. Противоречивость этих двух этических ориентации порождала  противоположность ряда теоретико-методологических постулатов. С одной стороны, Конт провозгласил подход к социологии как  к объективной, строгой и беспристрастной  науке, основанной на наблюдении и свободной  от всяких предвзятых концепций. С другой - социология, как и позитивизм в  целом, оказалась для него не просто наукой, но больше чем наукой. Это  для него мировоззрение, призванное практически преобразовать всю  социальную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д. Характерно в этом отношении, что “Система позитивной политики” - это “Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества”.

Противоречивость позиций  Конта-ученого и Конта-реформатора  и пророка в полной мере проявилась в его трактовке метода социологии.

В целом Конт подчеркивает неотделимость метода науки от ее предметных теорий. Вместе с тем  он отмечает, что “в наше время метод  является более существенным, чем  сама доктрина”. В период создания “Курса позитивной философии”, когда  Конт руководствовался научной этикой, он обосновывает беспристрастный и  объективный подход к исследованию социальных явлений, свободный от оценок, сформировавшихся вне науки. В это  время он рассматривает социологию как элемент общей системы  научного знания и разрабатывает  рациональный, “объективный” метод  социальной науки. Когда же Конт становится пророком новой религии, он разрабатывает  главным образом “субъективный” метод и осуществляет так называемый “субъективный синтез”.

В “объективной” социологии Конт исходит из того, что она  должна применять общенаучные методы, специфическим образом применять  методы, используемые в других науках, и, наконец, использовать свои собственные  методы и приемы. Как и в других науках, в социологии необходимо применять  индукцию и дедукцию, но первый метод  в ней предпочтительней второго. Однако сам Конт использовал главным  образом дедуктивный метод. Как  и в биологии, здесь в процессе исследования надо продвигаться от целого к частям, от системы к элементам, а не наоборот.

В противовес метафизической методологии, основанной на подчинении фактов воображению и претендующей на абсолютные объяснения, позитивная социальная наука основана на наблюдении постоянных связей между фактами.

Информация о работе Огюст Конт - родоначальник социологии