Одаренный ребёнок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Творческое мышление не сводится просто к логически последовательному мышлению. В процессе решения возникающих в жизни проблем важным оказывается все: и последовательность, и интуиция, и эмоции, и образное видение мира. Эффективная тренировка мышления и способствует совершенствованию этих его сторон. Мышление учит, в частности, умению обобщать, абстрагироваться и сосредоточиваться, раскрывать замысел, выявлять главное и отделять его от второстепенного, усматривать необычное в обыденном.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Одаренные дети.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Основная цель программы – создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, достижение максимального уровня развития способностей ребенка и социальная поддержка.

Программа работы с одаренными детьми в МУ ДОД «ЦДО для детей  «Радуга» направлена на:

  • Адаптацию и психологическую поддержку одаренных детей;
  • Развитие специальной (практической, музыкальной, художественной) и общей одаренности детей;
  • Поддержку и развитие креативности (творчества);
  • Создание условий для развития одаренных детей, их самореализации.

Творческие способности, безусловно, дар природы и бытует мнение, что если этот дар существует, то он никуда не денется, не исчезнет и  обязательно проявится. Однако как  доказывают исследования, это далеко не так. Одаренность существует только в постоянном движении, в развитии. Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике или угасает.

Система работы с одаренными детьми в МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" включает в себя следующие мероприятия:

  1. Педагогам дополнительного образования отведены часы в учебном плане для индивидуальной работы с одаренными детьми.
  2. Составлены учебные программы занятий с одаренными детьми – индивидуальные маршруты.
  3. Разработаны календарно-тематические планы занятий на каждого ребенка.
  4. Проводятся тренинги по развитию творческих способностей, тренинги по развитию познавательной сферы.
  5. Целевая поддержка участия детей в окружных, всероссийских и международных предметных фестивалях, конкурсах и конференциях.
  6. Издание сборников творческих работ учащихся – победителей окружных, всероссийских и международных конкурсов, конференций.

Текущее управление программой осуществляется Координационным советом  программы «Одаренные дети», в состав которого входят специалисты Администрации  города, управления образования, образовательных учреждений города, учреждений культуры и досуга, учреждения здравоохранения.

Контроль за реализацией  программы осуществляет администрация  города.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволяет увеличить количество одаренных детей, которым оказывается поддержка со стороны администрации города, совершенствовать систему работы с одаренными детьми, в том числе психолого-педагогическое сопровождение и консультирование одаренных детей и их родителей; повысить качество подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми; поддерживать участие одаренных детей в мероприятиях окружного, регионального, российского и международного уровня; создать систему широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.

Таблица 1 «Система по работе с ОД МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга"

Информационно-просветительская деятельность:

Методическая  работа:

Аналитическая и исследовательская работа

Организация обучения одаренных детей:

Практическая  работа с одаренными детьми:

- организация лекций, семинаров, практикумов для педагогов;

-распространение и  обсуждение литературы по теме  «Одаренные дети»;

-организация практической  работы с педагогами и родителями;

-организация практической  творческой и научно-исследовательской  деятельности воспитанников; 

-психологическое сопровождение  одаренных детей;

 Методическое обеспечение  работы с одаренным детьми:

-информационное обеспечение  существующих способов диагностики специальной и общей одаренности;

-обобщение накопленного  педагогического опыта и его  распространение;

-создание и накопление  материала по теме «Одаренные  дети»;

-осуществление поддержки  проектов и программ исследовательской  деятельности педагогов в работе с одаренными детьми;

 

-деятельность по отслеживанию  одаренных детей (наблюдение, сопоставление)

-организация диагностики  и тестирования (Диагностика осуществляется  следующими способами:  психологическая  характеристика; опросники; психологические тренинги для выявления «скрытой» одаренности)*

-индивидуальная карта  развития одаренного ребенка;

-личный опыт исследователя.

-обучение индивидуальное  и в малых группах по программам  творческого развития   (декоративно-прикладной,  культурологической,  эстетической направленности).

-каникулярные сборы,  городские лагеря с дневным  пребыванием детей, мастер –  классы, творческие лаборатории;

-система творческих  конкурсов, выставок, фестивалей, «Ярмарок  проектов»;

-участие в научно  – исследовательских конференциях, обучающих семинарах.

-проведение психологических  тренингов;

-проведение психодиагностических  и психокоррекционных игр и  упражнений (проводит психолог)

-организация разных  видов деятельности: коллективной  творческой, индивидуальной, творческих  конкурсов;

-организация досуга  (походы выходного дня, выездные  мероприятия)

-подготовка и  участие  в городских  мероприятиях.

-Участие в мероприятиях  в НОУ (учрежденческого уровня ) уровня


 

* (В диагностике используются  модифицированные креативные тесты  Вильямса, предназначенные для комплексной диагностики креативности у детей и подростков 5 -  17 лет.

Набор состоит из 3 частей:

  1. тест дивергентного (творческого) мышления;
  2. тест личностных творческих характеристик (опросник для детей);
  3. шкалы Вильямса (опросник для родителей и педагогов) по оценке креативности ребенка.

Данные тесты позволяют  сопоставить показатели творческого  мышления с самооценкой детьми своих  личностных черт (качеств), связанных  с креативностью, а также экспертной оценкой родителями и педагогами творческих проявлений детей. На основе полученных данных строится структурный профиль одаренного ребенка)

Для отслеживания уровня развития творческих способностей воспитанников в процессе обучения по дополнительным образовательным программам МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга"  проводится тестирование детей детских объединений. Результаты тестирования позволяют сделать вывод об успешной реализации «Программы работы с одаренными детьми».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводя итог по результатам  тестирования, можно сделать вывод о том, что цели и задачи Программы выполняются. Наблюдается положительная динамика развития способностей детей к творчеству. Воспитанники, прошедшие тестирование и имеющие ряд достижений на Международном, Всероссийском и региональном уровнях, заносятся в Банк одаренных детей МУ ДОД МУ ДОД ЦДО для детей "Радуга" для детей «Радуга».

 

Таблица 2 «Банк одаренных детей по годам»

Отделы

Вид одаренности

Банк одаренных  на 2005-06г

Банк одаренных

на 2006-07г

Банк одаренных  на 2007-08г

Декоративно-прикладной

Практическая

5

4

15

Художественно-исполнительский

Психо-моторная

40

43

101

Итого:

 

45

47

116

Педагоги,     работающие с одаренными детьми

 

6

6

6


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении многих веков одаренность рассматривалась  несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования.

Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен  одаренности как личностное образование  или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное).

Основными видами одаренности стало, принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.

Результаты изучения современного состояния психологических  трактовок феномена «одаренность» позволяют в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. 

Основная задача современного образования - создание образовательной  среды развивающего, творческого  типа. Для одаренных детей требуется создание дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, дают возможность детям реализовать свои способности и внести вклад в развитие города, общества.

Исследования показывают, что количество детей со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это  не значит, что одаренные дети – это дети, описанные в научной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать и помогать развиваться таким детям.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: М.: Издательский центр «Академия», 2000.-320 с.
  2. Ожегов С. И. и Шведова П. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: 000 «ИТИ-Технологии», 2003. -944с.
  3. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  4. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
  6. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003. -96с. 
  7. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность/. Сб. науч. тр.- Свердловск: СИПИ, 1990
  8. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 128

 

 




Информация о работе Одаренный ребёнок