Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 23:25, дипломная работа
Цель исследования - охарактеризовать процесс организации адресной помощи в сфере социального обслуживания людей пожилого возраста в условиях ГБУ СО ЦСО г.о. Чапаевск.
Ради достижения поставленной цели исследовательской работы, нужно решить следующие задачи:
проанализировать специализированную литературу по данной проблеме;
дать социально-демографическую характеристику гражданам старшего поколения;
описать положение людей пожилого возраста России;
исследовать нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Социально-демографическая характеристика людей старшего поколения 5
1.2. Нормативно-правовые основы социальной защиты людей пожилого возраста 12
1.3 Действие социальных служб, оказывающих социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов 20
1.4. Особенности предоставления адресной помощи 31
Выводы по первой главе………………………………………………………….??
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АДРЕСНОЙ ПОМОЩИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ГБУ СО ЦСО Г.О. ЧАПАЕВСК ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЖИЛЫХ ЛИЦ 39
2.1 Содержание деятельности специалиста по социальной работе и опыт работы по социальному обслуживанию пожилых людей 39
2.2. Беседа с клиентом 45
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 48
2.4. Организация социальной помощи пожилым 50
2.5. Рекомендации центра социального обслуживания населения 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 67
По критерию охвата населения выделяются следующие виды социальных программ:
Иначе говоря, социальные программы могут предоставляться как отдельным целевым группам, так и всему населению вцелом. Программы, охватывающие все или практически все население, называют универсальными. Примером универсальной программы может служить иммунизация детей против смертельно опасных заболеваний (оспа, корь, туберкулез). Если универсальность программы продиктована прежде всего общественными интересами, то, как правило, участие в ней является обязательным для граждан. Так уже упомянутая всеобщая иммунизация во многих странах является необходимым условием получения многочисленных видов социальной поддержки семей с детьми.
Категориальные программы, как видно из названия, предоставляют помощь определенным категориям граждан, например инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям, малообеспеченным семьям, доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в объекте государства. В качестве примера из российской практики можно привести федеральную ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) ветеранам войны, инвалидам, а также пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы.
В отличие от универсальных и категориальных адресные программы предусматривает поддержку граждан или семей с низким или очень низким уровнем доходов или потребления. Иными словами, когда целью социальной политики является борьба с бедностью, целевой группой становятся малоимущие. Как в международной, так и в отечественной практике адресный подход подразумевает направление социальных пособий и других социальных благ наиболее бедной части населения.
Принципиальные отличия категориальных и адресных программ могут быть проиллюстрированы графически. На рисунке 1.5 схематично изображено направление бюджетных ресурсов в рамках категориальной программы, которая оказывает помощь престарелым и инвалидам вне зависимости от их уровня доходов.
Рисунок 1.5. Категориальная программа
На рисунке 1.6 показано, каким образом происходит распределение ресурсов среди населения в рамках адресной программы помощи малоимущим. Серым цветом обозначены получатели социальной помощи по каждой из программ.
Рисунок 1.6. Адресная программа
Основной аргумент в пользу адресности как средства борьбы с бедностью весьма недвусмыслен и состоит в следующем: чем более точен охват пособиями или субсидиями самых бедных членов общества, тем меньше потери ресурсов, выделяемых на программы социальной поддержки, и тем дешевле обходится достижение желаемой цели, то есть, снижение уровня бедности. Другими словами, если социальная политика государства направлена на снижение бедности, то средства, выделяемые в виде социальных пособий, должны доставаться бедным и только бедным.
Адресные программы позволяют нацелить помощь только на тех, кто в ней бесспорно нуждается, и не тратить ресурсы на относительно обеспеченных людей. Эффективности распределения имеющихся ресурсов уделяется значительное внимание даже в развитых странах, где проблема бедности стоит не так остро и на социальные нужды выделяются значительные средства.
Адресности, а именно распределение помощи в пользу наиболее нуждающихся, как правило, соответствует общественным представлениям о социальной справедливости (и заодно повышает доверие к органам социальной защиты).
Прежде всего выделим основные этапы осуществления адресной программы [28, c.106]:
1) постановка целей программы, определение целевой группы;
2) отбор получателей: выбор процедуры отбора, организация отбора;
3) оказание помощи: выбор средств и формы оказания помощи, организация процесса оказания и получения помощи;
4) достижение результата.
На каждом этапе могут возникнуть проблемы, которые необходимо учитывать.
Постановка целей программы.
До начала реализации программы разработчики должны определить, на помощь какой группе нацелена программа и какого результата она стремится достигнуть. Без постановки четкой цели будет невозможно понять, эффективна программа или нет. В частности, важно определить, каким именно бедным намерены оказать помощь разработчики программы: наиболее бедным или тем, чей доход лишь незначительно ниже установленного уровня нуждаемости. Если программа социальной помощи направлена на снижение "минимальной" бедности, т.е. уменьшение количества граждан, находящихся немного ниже черты прожиточного минимума, то выдача пособий поможет относительно менее бедным семьям перестать быть малоимущими.
Отбор получателей, оказание помощи.
Процедуры отбора получателей и оказания помощи должны быть такими, чтобы с их помощью можно было выделить именно тех, кто в наибольшей степени будет соответствовать целевой группе нуждающихся. Также важно соотносить затраты на отбор и организацию процесса предоставления помощи с размерами самой помощи.
Высокие административные расходы.
Административные расходы включают стоимость сбора информации для выявления наиболее нуждающихся семей, стоимость проверки сведений, предоставляемых обращающимися за адресным пособием гражданами, затраты на содержание сотрудников, занимающихся назначением и выплатой пособий, затраты банковской системы на перевод средств получателей. Чем выше административные расходы, тем — при наличии жестких бюджетных ограничений — меньше средств идет на оказание непосредственной помощи населению. И действительно, чтобы определить доход граждан, необходимо потратить определенные ресурсы. Социальные службы должны разработать процедуры подтверждения дохода, определения права на пособие или помощь, расчета его величины и обучить этому сотрудников. Далее определенные временные и денежные ресурсы должны быть потрачены на организацию взаимодействия социальных служб между собой и с различными ведомствами. Это необходимо для того, чтобы полученную информацию можно было подтвердить или хотя бы выборочно проверить (например, чтобы проверить данные о наличии или отсутствии в домохозяйстве автомобиля, необходимо связаться с органами внутренних дел или органами регистрации транспортных средств).
Практический же опыт внедрения адресных программ свидетельствует о том, что переход к адресности, как правило, сопровождается существенным ростом административных издержек. Дело в том, что размер издержек на осуществление адресных программ существенным образом зависит от первоначальных условий. Если службы социальной помощи оснащены компьютерами, имеют в своем распоряжении общую электронную базу данных, если персонал этих служб высокопрофессионален, то при введении адресности не произойдет резкого повышения затрат. Более того, даже если это случится, со временем затраты могут уменьшиться. Уровень постоянных издержек на осуществление адресности существенно зависит от таких факторов, как величина теневого сектора в стране, уровень коррупции, законопослушность населения. Если для страны характерна нерегулярная занятость, значительная доля населения неграмотна, а значимым источником его доходов является личное подсобное хозяйство, то затраты на выявление действительно наиболее нуждающихся семей будут высоки. Однако это во многом зависит от метода определения целевой группы.
Сотрудники органов или центров социальной защиты, со своей стороны, получают представление о нынешнем положении, ожиданиях и социальном статусе клиента.
Τон и направление всей последующей работе с клиентом задает правильно проведенное собеседование, в ходе которого специалист должен:
• сосредоточить внимание на пособии, необходимых клиенту, а по окончании собеседования предоставить клиенту возможность рассказать о других проблемах, если они есть, чтобы при необходимости направить его в другую инстанцию;
• получить исчерпывающие ответы на все волнующие вопросы (заполнять заявление клиент должен сам);
• убедиться в том, что клиент понимает значение процесса определения его права на получение социальной помощи, осознает свои права и свою обязанность сообщать обо всех изменениях в своем положении.
Этапы собеседования:
1) начало - знакомство и выяснение обстоятельств, приведших клиента в отдел или центр социальной помощи;
2) объяснение требований программы социальной помощи. Разъяснение клиенту, кто имеет право на получение социальной помощи, уточнение списка необходимых документов и срока их предоставления, пояснение условий программы (необходимо самым подробным образом объяснить, какую информацию клиент должен подтвердить справками и документами, чтобы соответствовать требованиям программы). Данная информация содержится в законах и нормативных актах, регулирующих реализацию конкретной программы социальной помощи;
3) завершение - специалист должен напомнить клиенту свое имя и график работы, убедиться, что тот понял, какие документы и в какие сроки ему необходимо собрать и представить, а также уточнить, есть ли у клиента еще какие-либо вопросы.
В частности, сотрудники каждой программы, ведущие первичный прием, должны быть хорошо знакомы с другими программами социальной помощи, а также программами социального обслуживания и услуг, предоставляемых за пределами системы соцзащиты. В этой связи особую важность приобретает стандартизация процесса предоставления адресной помощи, разработка разного рода порядков, процедурных руководств, инструкций, памяток и их использование в систематических программах обучения, о чем пойдет речь в главе 2.
Организация приема населения является важным фактором обеспечения доступности помощи, поэтому следует уделять особое внимание составлению продуманных графиков приема граждан в целях регулирования потока клиентов. Существуют два основных способа организации приема:
1) в порядке живой очереди, когда клиент может прийти в службу социальной поддержки в любое время в течение рабочего дня без предварительной записи или договоренности, чтобы встретиться со специалистом или подать заявление на получение социальной помощи;
2) по предварительной записи — в этом случае клиент по телефону или при личном посещении заранее договаривается о приеме в определенный день и час.
Для того чтобы упростить доступ к адресной социальной помощи, целесообразно установить четкий порядок работы с клиентом, максимально формализовать ее различные аспекты. Важным инструментом управления может стать схема работы с клиентом, в соответствии с которой процесс предоставления социальной помощи разделяется на три основных этапа:
1) обращение за помощью: прием у клиента заявления, проверка правильности его заполнения, собеседование с клиентом для сверки информации, указанной в заявлении, определение списка документов и справок, которые необходимо представить, прием этих документов от клиента;
2) назначение помощи (определение права на получение помощи и размера пособия): на основании заявления, справок и других документов, предоставленных клиентом, определение его права на получение различных видов помощи, а также определение размера пособия для каждого вида социальной помощи, на который претендует заявитель;
3) предоставление помощи: применительно к денежным пособиям — все мероприятия, необходимые для непосредственного предоставления пособия семье, включая перевод денежных пособий на банковский счет семьи или организацию выплат другим способом (например, доставка почтой), а если помощь предоставляется в натуральном виде (продукты, лекарства, одежда, оборудование и т.п.) — включая процедуры ее выдачи.
Схема определяет общий порядок движения абстрактного клиента внутри организации (рис. 1.7).
Рисунок .1.7. Примерная схема работы с клиентом
Если центр социальной помощи специализируется на нескольких программах, то есть, предоставляет разнообразные виды помощи, то эффективным инструментом определения права заявителя на все возможные виды помощи, будет универсальное заявление. В данном случае под универсальностью понимается способность одного и того же специалиста заниматься многочисленными программами или категориями клиентов.
При приеме заявления и документов специалист в первую очередь проверяет:
1) принадлежность документов заявителю (фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать паспортным данным);
2) данные паспорта (они сверяются с данными, указанными в заявлении);
3) получает ли заявитель пособие на ранее рожденных детей (при подаче заявления на детское пособие);
4) состоял ли заявитель ранее на учете в отделе, получал ли пособие, в течение какого времени оно выплачивалось (такая проверка проводится при перемене места жительства заявителя в форме запроса по прежнему адресу);