Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 11:00, доклад
Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.
А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.
Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних лет, роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.
Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.
А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.
Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних лет, роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.
Психологи отмечают, что современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить "острые углы" внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.
Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.
Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль. Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.
Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола.В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки– приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.
Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия,учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.
Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.
Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.
Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком "важнейшем" для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.
Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.
наверх
Типология современных отцов
Ученые условно выделяют несколько типов пап: спокойные, уравновешенные, уверенные, властные, тревожные и тоскливые. Учитывая то, что в их поведении всегда присутствует мужской оттенок, к тому же и роли отцы выполняют разные, доктор медицинских наук А.И. Баркан предлагает свою типологию современных пап.
"Папа-мама"– это по-матерински заботливый отец, который берет на себя все функции мамы: искупает, накормит и книжку почитает. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, он заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме – то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины.
"Мама-папа" – папа, который главную заботу видит в том, чтобы угодить чаду. Выступая в роли матери и отца, он безропотно тянет родительскую ношу: заботлив, нежен, перепады настроения ему не свойственны. Ребенок, которому все разрешается и все прощается, удобно "устраивается" на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
"Карабас-Барабас" – злой, жестокий отец, признающий всегда и во всем лишь "ежовые рукавицы". В семье царит страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупикового бездорожья. Наказания в качестве профилактики – излюбленный метод воспитания. С таким отцом вполне возможно, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти к родителю.
"Крепкий орешек" – папа, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы тем самым облегчить участь ребенка, когда он не прав.
Отец, живущий в семье, но не
чувствующий себя таковым, называется "Попрыгунья-
Любому бросится на помощь, забыв о собственной семье, так называемый "Добрый молодец", "рубаха-парень". На первый взгляд, он и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. В то же время ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.
"Ни рыба, ни мясо", "под каблуком"– папа, не имеющий своего голоса в семье, во всем вторящий маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не может перейти на его сторону, чтобы помочь.
Очевидно, что многие из отцов этих типов могут оказывать как положительное, так и неблагоприятное влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Однако отсутствие папы в семье влечет за собой еще более тяжкие последствия.
наверх
Эмоциональное самочувствие
детей
в полных и неполных семьях
Рассмотрим экспериментальные данные, полученные педагогами ДОУ в ходе исследования особенностей эмоционального самочувствия детей в неполных семьях.
Наиболее уязвимыми в плане эмоционального самочувствия являются мальчики из неполных семей: у большинства из них (80%) в результате обследования выявлено ярко выраженное нарушение эмоционального самочувствия. Проявляется данное нарушение в преобладании негативного эмоционального фона наряду с гиперактивностью, отсутствии эмоциональных привязанностей, трудностях при внутригрупповом взаимодействии, в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватной самооценке, неуверенности в себе, замкнутости, в одном из случаев отмечены также невротические реакции – подергивание головой. У остальных 20% мальчиков из неполных семей диагностировано слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия, которое проявляется в основном в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Для них характерны также сложности в общении со сверстниками, противоречивое отношение к близким, небольшие негативные проявления в деятельностной сфере, связанные с завышенным уровнем притязаний.
Что касается мальчиков из полных семей, то лишь у 20% было диагностировано слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия (повышенная агрессивность, наличие противоречивых чувств по отношению к близким, нарушение эмоциональной связи с родителями).
У 80% диагностировано нормальное эмоциональное самочувствие. В редких случаях отмечалась лишь неуверенность в себе. Нередко мальчики из полной семьи не находят контакта с матерью, в результате возникает неуверенность в родительской любви.
Что касается девочек из неполных семей, то картина более благоприятная. Ярко выраженных нарушений эмоционального самочувствия не выявлено, у 40% оно в пределах нормы. При этом недостающие эмоциональные привязанности дети пытаются восполнить за счет налаживания тесного контакта с бабушкой и дедушкой, с педагогами дошкольного учреждения. Заметим, что большинство девочек (четверо из пяти) ситуацию развода родителей приняли, "смирились" с ней.
Слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия выявлено у 60% девочек из неполных семей. Для них характерны неуверенность в себе и низкая самооценка, связанные с осознанием собственного бессилия что-либо изменить в семье. Налицо также сложности внутригруппового взаимодействия со сверстниками, дефицит эмоциональных привязанностей, объяснимый занятостью мамы. Девочки также стремятся восполнить этот дефицит, налаживая более тесный контакт с одним из педагогов, бабушкой или дедушкой.
Слабо выраженное нарушение эмоционального самочувствия было установлено лишь у одной из десяти девочек из полных семей, что проявляется в слабом эмоциональном контакте с матерью, чувстве отчужденности и изолированности и, как результат, проблемах в общении со сверстниками.
У большинства девочек из полных семей (60%) эмоциональное самочувствие в пределах нормы. У двоих была отмечена агрессивность по отношению к маме, объяснимая чувством ревности (так называемый "комплекс Электры"). У девочек этой группы достаточно адекватная самооценка, преобладает позитивное эмоциональное состояние.
Ярко выраженное позитивное эмоциональное самочувствие отмечено лишь у одного ребенка, представляющего группу девочек из полных семей.
Девочка с адекватной самооценкой, преобладающим положительным настроением, что означает наличие позитивных эмоциональных связей в семье, тесный контакт ребенка с матерью.
У всех девочек (из полных и неполных семей) отмечена высокая потребность в контакте со взрослыми.
Информация о работе Определение роли отца в современной семье