Определение уровня потребности в оказании психолого-педагогической помощи и сопровождения семей, воспитывающих ребенка инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить социологическим методом case-stady основные черты необходимости и потребности в оказании эффективной социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
Задачи:
1. Провести вторичный социально-психолого-педагогический анализ общественного отношения к проблемам семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
2. Определить сущность и обосновать содержание социально-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения.
3. Провести социологическое исследование среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов, методом case-stady с целью выявления уровня удовлетворенности оказываемыми им услугами и выявления потребности в дополнительных услугах.
4. Разработать критерии совершенствования эффективности социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения и принципы, являющиеся ее основанием.

Вложенные файлы: 1 файл

кейс технологии.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Российский государственный социальный университет

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа социологического исследования

«Определение  уровня потребности в оказании психолого-педагогической помощи и сопровождения семей, воспитывающих ребенка инвалида»

 

по курсу: «Объектно и субъектно-ориентированных CASE-STADY социальной работе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

Актуальность.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Воспитание ребенка-инвалида сильно затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям, как внешним , так и внутренним. Данная ситуация может характеризоваться как сверхсильный и хронический раздражитель. Родители такого ребенка испытывают множество трудностей общего характера, внутрисемейного характера, межличностного характера и т.д. Очень часто это приводит к распаду семей, и уходу отца (единственного кормильца), кроме того, родители боятся рожать второго ребенка, имея на руках ребенка –инвалида и т.д. 

Анализ научной  литературы показывает, что проблема оказания социально-педагогической помощи детям-инвалидам и их семьям является с одной стороны малоизученной и малосистематизированной, а с другой междисциплинарной и рассматривается в психологических,  педагогических, медицинских, биологических, социальных исследованиях.  Работы В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, В.И. Загвязинского, М.М. Плоткина, М.П. Зайцева и др. освещают особенности и содержание системы социально-педагогической помощи детям, в.ч. и детям- инвалидам, на современном этапе, тенденции ее дальнейшего развития, проблемы моделирования и становления системы комплексной помощи детям. Особенностям становления и развития системы социально-педагогической помощи населению посвящены труды М.В. Фирсова, Л.В. Бадя, О.Н. Красновой, Ю.В. Васильковой и др. В них раскрывается генезис государственных и негосударственных форм помощи различным категориям нуждающихся, особенности социального воспитания подрастающего поколения, вклад государственных деятелей в систему помощи.  Разработке принципов, содержания, форм и методов социально-педагогической реабилитации детей и подростков с отклонениями в развитии посвящены исследования Г.М. Иващенко, Е.Н. Ким, Моровой Н.С. и др. Социализация подростков раскрыта в работах Г.М. Андреевой, А.В. Мудрика, Р. С. Немова, Н.И. Шевандрина и др.

Объект исследования: процесс оказания психолого-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения социальной защиты и приемы его совершенствования. Теоретическую базу исследования составили публикации психологов, педагогов и дефектологов по изучаемой проблеме. Практической базой исследования и опытной работы явилось ГКУ СО МО «Ступинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Исследование было проведено среди  путем опроса 30 родителей из разных семей, воспитывающих в своих семьях детей инвалидов.. Из них семьи с детьми:

- с синдромом Дауна- 6;

- с хромосомной аномалией  (синдром Нунан и др.) – 5;

- с ранним детским  аутизмом- 8;

- с органическим поражением центральной нервной системы-7;

- с ДЦП- 4.

От общего числа, воспитывающие  детей в возрасте:

- 3 - 5 лет – 14 родителей;

- 6- 7 лет- 9 родителей;

-8-10 лет- 7 родителей.

         Предмет исследования: потребность и условия эффективности оказания психолого-педагогической помощи родителям и

семьям, воспитывающим  детей-инвалидов.

          Цель исследования: выявить социологическим методом case-stady основные черты необходимости и потребности в оказании эффективной социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Задачи:  
1. Провести вторичный социально-психолого-педагогический анализ общественного отношения к проблемам семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

2. Определить сущность и обосновать содержание социально-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения.  
3. Провести социологическое исследование среди родителей, воспитывающих детей-инвалидов, методом case-stady с целью выявления уровня удовлетворенности оказываемыми им услугами и  выявления потребности в дополнительных услугах.

4. Разработать критерии совершенствования эффективности социально-психолого- педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов в условиях реабилитационного учреждения и принципы, являющиеся ее основанием.

Рабочие гипотезы:

1. Процесс оказания социально- психолого-педагогической помощи родителям и семьям, воспитывающим ребенка инвалида, в реабилитационном учреждении будет наиболее эффективным при следующих условиях:  
- более раннем включении специалистов  реабилитационного центра не только в проблемы воспитания ребенка-инвалида, но и в межличностные проблемы супругов;

- ориентация в  ходе реабилитации на субъектное включение не только ребенка, но и его семьи в процессы интеграции и социализации;  
- создание специальной развивающей среды как формы жизнедеятельности ребенка.

2.Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают кризисы внутрисемейных отношений

Рабочий план исследования:

 
№ п/п

 
Наименование мероприятия

 
Сроки исполнения

 
Примечания

1.

Этап подготовки к исследованию

1.1

Обсуждение и утверждение  программы и методического инструментария исследования

Планируемый

(26 ноября)

Консультации со специалистами по теме исследования

1.2

Тиражирование методического  инструментария для  сбора информации

Планируемый

(26 ноября)

30 анкет

2.

Этап исследования

2.1

Согласование организационных  вопросов исследования с руководителем  социального учреждения где будет проводиться исследование

Планируемый

(27 ноября) 

 

2.2.

Подготовка респондентов к исследованию

Планируемый

(27 ноября) 

Сообщение о исследовании на собрании

2.3

Массовый сбор первичной  информации

Планируемый

(28 ноября) 

 

 

3.

Анализ результатов  исследования, формулировка выводов и рекомендаций

3.1.

Анализ результатов  исследования и подготовка предварительного отчета

Планируемый

(29 ноября)

 

 

3.2.

Научное обсуждение предварительного отчета, выводов и рекомендаций по итогам исследования

Планируемый

С руководителем дипломного проекта

3.3.

Доработка и утверждение  окончательного отчета, выводов и  рекомендаций по итогам исследования

Планируемый


С руководителем дипломного проекта


  • Примерный социологический опросник
  • Общий блок вопросов
  1. Как вы считаете? Наш  центр
  • пользуется авторитетом  в городе и районе;
  • не пользуется авторитетом:
  • о нем вообще не говорят;
  • затрудняюсь ответить.

2. Ваш ребенок  ходит в центр 

  • с удовольствием;
  • через силу;
  • чаще с удовольствием;
  • редко с желанием.

3. Устраивает  ли Вас работа педагогов?

  • устраивает полностью;
  • устраивает частично;
  • не устраивает совсем.

4. Как Вы  считаете? Дети в центре

  • получают интересные знания, умения  и навыки;
  • получают, но недостаточно;
  • не получаю ничего нового;
  • затрудняюсь ответить.

5. Информацию  о центре Вы приобретаете

  • из наглядной агитации детского сада;
  • со слов других родителей;
  • от воспитателя;
  • на собраниях;
  • от заведующей;
  • не получаете.

6. Хотели бы  Вы, чтобы в центре:

  • повысилась материальная база;
  • повысилась этика быта;
  • изменилось отношение к детям;
  • возникло уважение к родителям;
  • повысилось качество воспитательно-образовательной работы;
  • проводилась бы интересная работа с родителями;
  • чаще устраивалась бы интересная работа с родителями;
  • чаще устраивались встречи с психологом, медицинским персоналом;
  • хотелось бы Вам больше знать о своем ребенке, его трудностях, успехах
  • другое________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Укажите,  пожалуйста, некоторые сведения  о себе. 
-Ваш пол:  Мужской; Женский. 
8.-Ваш возраст: 
*До 30 лет;            *(31-45 лет);     *(46-55 лет);          *(55 и больше лет). 
 
9.Образование: 
*Неполное среднее;        *Среднее;                * Среднее профессиональное; 
 
*Неполное высшее;       *Высшее. 
 
10.Имеете ли работу и каковы условия занятости:

*да, работаю полный  рабочий день

* да, но с частичной  занятостью (неполная рабочая неделя)

* нет, из-за инвалидности  ребенка вынужден (а) сидеть дома

 

 

11.Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка 
- Своя интуиция;                              - Педагогическая и психологическая литература 
- Косультации специалистов (психолога, логопеда и т.д.)

-Советы других  родителей, друзей, соседей 
- Другое______________________________________________________

 

 

12. Что бы Вы хотели получить от специалистов РЦ?

- Полную информацию  о ребёнке и его потенциальных  возможностях 
- Педагогические советы по общению с ним 
- Психологические консультации по решению внутрисемейных проблем

-Консультации других  специалистов (каких, тема)____________________________________________________________ 
- Рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать 
- Возможность большего общения с родителями других детей 
- Участвовать в совместных мероприятиях- Другое__________________________________________________________


 

 

13. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании Вашего ребенка

-Внутрисемейные проблемы, связанные с экономическим положением  в семье

- Внутрисемейные проблемы, связанные с психологическим климатом в семье

- Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка 
- Не знаете чем занять ребёнка дома 
- Другое_________________________________________________________

 

14. Обращались ли вы за помощью к педагогам и др. специалистам  с этими трудностями? _________________

 

15. Если нет, то почему не обращались 
- Не придаёте особого значения этим трудностям 
- Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога 
- Испытываете затруднения в общении со специалистами 
- Считаете, что справитесь сами 
- Другое________________________________________________________

 

16. Ваши пожелания специалистам и администрации РЦ

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо!




Информация о работе Определение уровня потребности в оказании психолого-педагогической помощи и сопровождения семей, воспитывающих ребенка инвалида