Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:45, реферат
Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного или непосредственного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.
Ошибки при проведении опросов
1. Нет программы опроса;
не выделены категории анализа.
2. По результатам пробного опроса было установлено, что познавательная задача расходится со смысловым содержанием формулировки вопроса респонденту. Произошла замена индикатора: вместо вопроса об информированности задается вопрос о самооценке информированности.
2.1. Вопрос содержит термины,
смысл которых непонятен
2.2. Перед респондентом
при ответе на вопрос ставятся
задачи, к решению которых он
не подготовлен (установить
2.3. Респонденту задается вопрос об оценке фактов без предварительного выяснения, какое отношение он имеет к этим фактам (о качестве питания в заводской столовой спрашивают работника, который питается дома).
2.4. Получено слишком много одинаковых ответов на вопрос.
2.5. Большое количество ответов на вопрос типа "не знаю", "затрудняюсь ответить".
2.6. Много неуместных замечаний респондентов к ответам.
2.7. После изменения порядка
вопросов(вариантов ответов)
2.8. Ответы на вопросы
занимают слишком много
2.9. Остается незаполненной значительная часть анкеты.
3. В качестве интервьюеров, анкетеров привлекаются лица, не прошедшие специальной подготовки.
3.1. Интервьюер приступил
к опросу без пробного
3.2. Очень схожи ответы
респондентов у одного из
3.3. Продолжительность беседы
у интервьюера после ряда
3.4. Респондент в резкой
форме отказывается принять
3.5. Респондент выражает опасения участвовать в опросе (в связи с ответом на отдельный вопрос).
3.6. Респондент участвует в опросе неохотно, с видимым безразличием.
3.7. Респондент слишком
разговорчив и уводит
3.8. Респондент выражает
сомнение относительно
4. Анкеты заполнены неаккуратно,
в них много пропусков,
5. В интерпретации данных
опроса происходит замена
6. В ходе опроса собран большой объем статистической информации. Однако оказалось, что она не имеет прямого отношения к гипотезам и задачам исследования.