Опрос в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного или непосредственного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования. Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

метод опроса в социологическом исследовании.docx

— 47.82 Кб (Скачать файл)

 

Ошибки при  проведении опросов

 

1. Нет программы опроса; не выделены категории анализа.  В качестве вопросов анкеты  респондентам предлагаются проблемы  программы исследования или те задачи, которые были поставлены заказчиком перед социологом. Ставятся очень общие вопросы.

2. По результатам пробного  опроса было установлено, что  познавательная задача расходится со смысловым содержанием формулировки вопроса респонденту. Произошла замена индикатора: вместо вопроса об информированности задается вопрос о самооценке информированности.

2.1. Вопрос содержит термины,  смысл которых непонятен респонденту  или по-разному понимается респондентами.

2.2. Перед респондентом  при ответе на вопрос ставятся  задачи, к решению которых он  не подготовлен (установить сложные  зависимости, провести ранжирование, классификацию, выявить критерий).

2.3. Респонденту задается  вопрос об оценке фактов без  предварительного выяснения, какое отношение он имеет к этим фактам (о качестве питания в заводской столовой спрашивают работника, который питается дома).

2.4. Получено слишком много  одинаковых ответов на вопрос.

2.5. Большое количество  ответов на вопрос типа "не  знаю", "затрудняюсь ответить".

2.6. Много неуместных замечаний  респондентов к ответам.

2.7. После изменения порядка  вопросов(вариантов ответов) про-изошли  существенные отклонения в ответах  респондентов.

2.8. Ответы на вопросы  занимают слишком много времени.

2.9. Остается незаполненной  значительная часть анкеты.

3. В качестве интервьюеров, анкетеров привлекаются лица, не прошедшие специальной подготовки.

3.1. Интервьюер приступил  к опросу без пробного интервью.

3.2. Очень схожи ответы  респондентов у одного из интервьюеров.

3.3. Продолжительность беседы  у интервьюера после ряда интервью  значительно сокращается.

3.4. Респондент в резкой  форме отказывается принять участие  в опросе. Респондент мотивирует  свой отказ различными уважительными  причинами. Дает согласие, но только на время значительно меньшее установленного для беседы(заполнения анкеты).

3.5. Респондент выражает  опасения участвовать в опросе (в связи с ответом на отдельный вопрос).

3.6. Респондент участвует  в опросе неохотно, с видимым  безразличием.

3.7. Респондент слишком  разговорчив и уводит интервьюера  от темы вопроса.

3.8. Респондент выражает  сомнение относительно качества  вопросника (отдельных вопросов).

4. Анкеты заполнены неаккуратно,  в них много пропусков, неточностей,  ошибок в записях, кодировке.

5. В интерпретации данных  опроса происходит замена индикатора  смысла вопроса. Например: самооценка  респондентом поведения интерпретируется  как фактическое поведение ("выполняю  работы 5-го квалификационного разряда").

6. В ходе опроса собран  большой объем статистической информации. Однако оказалось, что она не имеет прямого отношения к гипотезам и задачам исследования.


Информация о работе Опрос в социологическом исследовании