Опрос как метод социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 00:21, реферат

Краткое описание

Каждый из нас в своей жизни хоть раз сталкивался с исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы. Возможно, даже сам был участником какого-нибудь исследования, в качестве источника информации об изучаемых процессах или явлений. Не исключено, что кому-нибудь приходилось организовывать такие исследования.
Социология, как любая наука имеет свои методы познания – методы социологического исследования. Его возникновение относится к концу XIX века и обусловлено настойчивой потребностью практики. Хотя в более простых видах он использовался человечеством с древнейших времен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Виды социологических исследований…… …………………………..…..4
2.Основные методы социологии……………………………………………..4
3.Методы опросов в социологии.……………………………………..……...6
4.Отличительные особенности опроса……………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………....11
Список использованной литературы………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский институт управления и права

Факультет психологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине:

 

«Социология»

 

 

тема:

«Опрос как метод социологических исследований»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1курса спец.группы

заочной формы обучения

Колесова Ю.А.

 

Преподаватель:

Ватолина Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Виды социологических исследований…… …………………………..…..4

2.Основные методы социологии……………………………………………..4

3.Методы опросов в социологии.……………………………………..……...6

4.Отличительные особенности опроса……………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………....11

Список использованной литературы………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый из нас в своей жизни  хоть раз сталкивался с исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы. Возможно, даже сам был участником какого-нибудь исследования, в качестве источника информации об изучаемых процессах или явлений. Не исключено, что кому-нибудь приходилось организовывать такие исследования.

Социология, как любая наука имеет свои методы познания – методы социологического исследования. Его возникновение относится к концу XIX века и обусловлено настойчивой потребностью практики. Хотя в более простых видах он использовался человечеством с древнейших времен. 

Социологические исследования являются важным и надежным познавательным инструментом социолога. С помощью социологических исследований изучаются мнения, оценки, ценности, установки и мотивации людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся  условиям жизнедеятельности) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды социологических исследований

 

Социологические   исследования  подразделяются по характеру добываемого  социологического  знания на теоретические и эмпирические (конкретные). Для теоретических социологических   исследований  решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических исследований находятся накопление и сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения,  опроса, анализа документов, данных статистики и других способов получения информации) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

Социологические   исследования  подразделяются на разовые и повторные. Первые позволяют получить представление о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент. Вторые используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей  и задач, а также по широте и  глубине анализа социального  явления или процесса  социологические   исследования  подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические.

Разведывательное  (или пилотажное, зондажное) исследование наиболее простое; с его помощью можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это "обкатка" инструментария, т. е. методических документов: анкет, бланков-интервью, опросных листов, карточек наблюдения или карточек изучения документов.

Описательное  исследование  — более сложный социологический анализ. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Обычно это исследование проводится тогда, когда объектом анализа является сравнительно большая совокупность, отличающаяся различными свойствами и характеристиками (например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, имеющие различный стаж работы, и т. д.).

Аналитическое  исследование  — наиболее сложный социологический анализ, позволяющий не только описывать элементы изучаемого объекта, явления или процесса, но и выявлять их причины. Поиск причинно-следственных связей — основное назначение данного исследования. Если описательным исследованием устанавливается лишь связь между характеристиками изучаемого явления, то аналитическим выясняется, носит ли эта связь причинный характер, и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. С помощью аналитического исследования изучается совокупность факторов, обусловливающих данное явление. Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и четко отшлифованного инструментария. Обычно такое исследование проводят после разведывательного и описательного, в ходе которых собирают сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального объекта, явления или процесса.

 

2. Основные методы социологии

 

Методы сбора информации определяются задачами и направленностью исследования.

В социологии при сборе первичных  данных используются четыре основных метода.

  • Эксперимент
  • Наблюдение
  • Опрос
  • Анализ документов

Эксперимент – метод познавания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

Данный метод пригоден скорее для проверки наиболее «сложившихся» и развитых социологических и социально-психологических теории, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов. Экспериментальный метод мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов. Результаты хороших лабораторных экспериментов обладают высокой надежностью, однако они довольно далеки от «реального мира» (справедливости ради нужно отметить, что социальным наукам далеко не всегда следует стремиться к отражению многообразия «живой жизни»). Результаты полевых экспериментов в целом характеризуются большей близостью к «реальному миру», однако это преимущество достигается ценой несколько меньшей надежности и большей подверженности всяческим смещениям. Качество данных, получаемых в широкомасштабных социальных экспериментах, далеко не всегда оправдывает их чрезвычайно высокую стоимость.

Наблюдение – метод, в котором исследователь непосредственно регистрирует события, очевидцем которых он оказался. Если регистрация событий производится «со стороны», то наблюдение считается невключенным. Напротив, когда исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и анализирует события «изнутри», наблюдение считается включенным.

Непосредственная включенность исследователя  в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой ультуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно. Сравнительно абстрактные и высокосодержательные термины научного описания, в свою очередь, позволяют социологу или этнографу превратить спонтанное переживание и изменчивые культурные формы в предмет собственно теоретического анализа, сделать еще один шаг к увеличению достоверного, доступного коллективному пониманию и проверяемого научного знания. Наиболее очевидные недостатки включенного наблюдения и, в несколько большей степени, биографического метода связаны с излишне дескриптивным характером получаемых данных, опасностью подмены научных объяснений высокохудожественными и вполне субъективными повествованиями, в которых на смену внятным теоретическим представлениям и эмпирическим доказательствам приходят риторические фигуры и суггестивные авторские интонации.

Опрос – метод, сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая, при корректном применении, возможность «отслеживания» даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни— от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Современные подходы к построению выборки и анализу данных позволяют максимально приблизить возможности проверки причинных гипотез, предоставляемые методом массового опроса, к возможностям экспериментального метода. Недостатки опросного метода заключаются в низкой чувствительности этого метода к уникальным чертам исследуемой социальной ситуации, в относительно меньшем внимании к субъективным и индивидуальным характеристикам опыта исследуемых людей и групп, к их самоописаниям, интерпретациям и «обыденным теориям». Описанные недостатки, в свою очередь, являются обратной стороной стремления к теоретическому обобщению результатов и концептуальной строгости. Преимущества включенного наблюдения и биографического метода заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях.

Анализ документов - метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

  • По способу хранения информации
  • По характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

  • качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздание индивидуальной истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.
  • качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Применяется для анализа больших массивов документов.

 

3.Методы опросов в социологии

 

Опрос является, пожалуй, самым популярным социологическим методом и наилучшим средством получения социальной статистики. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. 

Метод опроса - это не изобретение  социологов. Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

   Специфика метода состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Оперативность, простота, экономичность этого  метода  делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими  методами   социологических   исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении  опроса  как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

К основным условиям  опроса  (что  проверено практикой  социологических   исследований ) относятся: 1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования; 2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки  опроса , что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих; 3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве  опроса ; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение  опроса  или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по  социологически  корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами  социологического   опроса. В социологии принято различать  опросы  письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (например, референдум), общенациональные, региональные, локальные, местные и др.

Информация о работе Опрос как метод социологических исследований