Оптимизация поведения в конфликтной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 01:11, реферат

Краткое описание

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология. Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни.

Содержание

Введение 3
1 Конфликт 4
2 Стили поведения в конфликте 7
3 Стратегии и тактики поведения участников конфликта 10
Заключение 19
Перечень использованных источников 20

Вложенные файлы: 1 файл

Оптимизация поведения в конфликтной ситуации.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

                                              7 

                                            6

                                                                      А

                                            5

                       1      2       3          4  6 7  8   9

                                       4 

                                           3 

                                           2 

                                           1 

      А – заинтересованность в сохранении личных отношений

      В – заинтересованность в достижении личных целей 

      Рисунок 3.1 – Графическое отображение  местоположения стратегий поведения [4] 

      Использование стратегии конкуренции, компромисса, улаживания и уклонения часто может вызвать в жизни ненужные трудности. Особенно тогда, когда пытаются доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить тон; делают вид, что все нормально или демонстративно уходят от конфликта, вместо того чтобы совместно найти решение проблемы, и т.п. В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения для полноценного их использования.

      К этому набору приемов для разрешения конфликтов можно добавить еще одну стратегию поведения – стратегию  сотрудничества, которая в отличие от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны.

      Конкуренция (1/9) – «АКУЛА». Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества [4].

      Тактические действия «Акулы»:

  • жестко контролирует действия противника и его источники информации;
  • постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
  • использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
  • провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
  • выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

      При столкновении с таким типом поведения  в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.

      Качества  личности:

  • властность, авторитарность;
  • нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
  • ориентировка на сохранение того, что есть;
  • боязнь нововведений, неоднозначных решений;
  • боязнь критики своего стиля поведения;
  • использование своего положения с цепью достижения власти;
  • игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

      Уклонение (1/1) – «ЧЕРЕПАХА». Эту стратегию поведения можно сравнить с поведением черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Это пассивно-страдательная установка жертвы, втянутой в конфликт обстоятельствами. Позиция жертвы привлекательна в силу определенных компенсационных факторов: жертва получает значительную поддержку со стороны; ей обильно сочувствуют; ей не нужно пытаться самой разрешить проблему. За кажущейся беспомощностью может скрываться ощущение того, что проблема становится более желательной и приятной, чем риск и трудности, связанные с ее разрешением. Если жертве грозят насилие или ощутимые потери, она может оценить риск, связанный с изменением ее ситуации, как неприемлемо высокий. Трагедия этой роли и неспособность выйти из нее лежит в глубоко укоренившейся установке на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Чем вызваны эти установки? Жертвы учатся, как быть жертвами, у других жертв. Родители учат этому своих детей; авторитарные родители, учителя, руководители и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертв. В некоторых случаях чрезмерно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как люди отказываются идти на изменение ситуации или самих себя, хотя при соответствующем подходе они могли бы вызвать положительные перемены сравнительно легко.

      Стратегия поведения «Черепами» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.

      С другой стороны, такое поведение  может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.

      Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.

      Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний [4].

      Тактические действия «Черепахи»:

  • отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
  • избегает применения силовых приемов;
  • игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
  • отрицает серьезность и остроту конфликта;
  • систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.

      Качества  личности:

  • застенчивость в общении с людьми;
  • нетерпение к критике – принятие ее как атаки на себя лично;
  • нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
  • неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

      Компромисс (5/5) – «ЛИСА». Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта [4].

      Тактические действия «Лисы»:

  • торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
  • использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
  • ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».

      Качества  личности:

  • предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
  • настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
  • ожидание мягких формулировок, красивых слов;
  • желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

      Улаживание  (9/1) – «ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА». Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей.

      Основной  принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это  установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сип противников. Если соотношение сип не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя».

      Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу.

      Бывают  и такие случаи, когда нужно  сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения.

      В случае же серьезного конфликта стратегия  поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным [4].

      Тактические действия «Плюшевого Мишки»:

  • постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
  • постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
  • потакает противнику, льстит.

      Качества личности:

  • бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
  • желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
  • идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
  • преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

      Сотрудничество (9/9) – «СОВА». Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом.

      «Сова»  не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она  не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что  стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив.

      При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию.

      Партнеры  признают свой конфликт, подчеркивая  общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу [4].

Информация о работе Оптимизация поведения в конфликтной ситуации