Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 14:51, дипломная работа
Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать план социальной педагогической деятельности социального работника по профилактике правонарушений среди подростков.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:
1. изучить психологические особенности подростков, имеющих склонность к противоправному поведению;
2. выявить комплекс причин совершения преступлений;
3. исследовать систему профилактики правонарушений в деятельности социального работника;
4. проанализировать содержание формы и методы социального педагога по профилактике правонарушений среди подростков.
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
По данным Государственного комитета статистики в последние годы неправомерное и преступное поведение подрастающее поколения стало источником острой обеспокоенности населения. Об этом свидетельствует количество совершаемых ими преступлений: на 100 тыс. детей приходится 2 тысячи 300 преступлений; ежегодно детьми и подростками совершается 300 тысяч преступлений. Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности несовершеннолетних, усиление ее группового характера.
В статье Преступность и дети КоломытцевН.А. пишет: Установлено, что свыше 30% лиц, осужденных при особо опасном рецидиве, совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте [22; 23] В связи с этим можно представить размеры роста рецидивной преступности. Поэтому возрастает необходимость в широкой профилактике отклоняющегося поведения подрастающего поколения: сегодняшние подростки будут через несколько лет определять жизнедеятельность нашего общества, нетрудно догадаться, как нынешняя среда обитания повлияет на них и кем они станут в зрелом возрасте, если своевременно не заниматься социализацией и ресоциализацией.
По данным МВД РФ (Федеральная целевая программа Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (20052010 годы)), на учете в органах внутренних дел состоят почти 425 тысяч несовершеннолетних. Характер преступности и правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних граждан, а также их детерминирование таковы, что в борьбе с ними на первый план необходимо ставить не меры уголовного наказания, которые могут только ухудшить состояние болезни, а превентивные подходы, профилактику.
Изучению общих вопросов проблемы профилактики преступлений и правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних, посвящены работы учёных-криминалистов: Н.Г.Акбарова, А.И.Алексеева, Ю.М.Антоняна, Б.С.Волкова, С.И.Герасимова, В.В.Лунева, М.Д.Лысова, С.В.Максимова, Г.М.Миньковского, А.Я.Сухарева, Г.И.Фильченкова и др.
Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя, причины и пути её формирования, а также средства психологической коррекции отклонений в поведении подростков отражены в исследованиях таких отечественных и зарубежных учёных, как М.А.Алемаскин, Б.М.Алмазов, И.П.Башкатова, С.А.Беличева, Л.С.Выготский, В.Д.Ермаков, Е.В.Змановская, Л.М.Зюбин, Н.И.Крюкова, В.Г.Степанов, Д.И.Фельдштейн, Л.Б.Филонов, А.Бандура, Б.П.Буунк, А.Малеменди, Р.Уолтерс, Т.Шибутани и других.
Социально-педагогические причины возникновения отклонений в поведении несовершеннолетних раскрываются в работах С.В.Агулиной, А.С.Белкина, В.Г.Бочаровой, Ю.В.Гербеева, М.П.Гурьяновой, А.В.Мудрика, Г.С.Тагировой, Т.Ф.Яркиной и других.
Социологические аспекты раскрываемой проблемы отражены в социологических исследованиях Ю.Н.Крупка, Ф.А.Лопушанского, К.К.Матвеева, И.К.Туркевич и других.
Однако, несмотря на очевидные достижения, проблема профилактики правонарушений подростков не оснащена достаточными теоретическими и практическими разработками по использованию педагогического подхода к управлению процессом профилактики, осуществляемой органами социальной защиты, применительно к современным реалиям российского общества.
Вышесказанное позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между:
социальной потребностью в снижении уровня преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ использования потенциала основных социальных институтов в этом процессе в условиях современного российского общества;
необходимостью и возможностью решения задач профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе современных достижений педагогической науки и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в превентивной деятельности органов социальной защиты;
потребностью в изменении подходов к управлению профилактической работой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводимой органами социальной защиты, и отсутствием отлаженной структуры управления ею.
В этой связи возникает проблема: каковы педагогические условия оптимизации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов социальной защиты?
Цель исследования: на основе многоаспектного анализа научной литературы и достижений педагогической практики разработать план социальной педагогической деятельности социального работника по профилактике правонарушений среди подростков.
Объект исследования: процесс профилактики правонарушений среди
есовершеннолетних в системе работы социального работника.
Предмет исследования: педагогические аспекты организации процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и управления им в системе работы социального работника.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующиезадачи:
Гипотеза исследования: мы предположили, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, педагогически запущенных подростков, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научности; идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности; современное видение процесса детерминации личности её собственной активностью; современные концепции социальной и превентивной педагогики; принципы взаимной дополнительности различных факторов, формирующих личность.
В процессе теоретического осмысления современного состояния рассматриваемой проблемы использовались достижения и инновации в педагогике, несущие в себе ценности гуманистических идеалов, психолого-педагогические основы поддержки и защиты личности.
Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
теоретические: теоретический анализ и синтез, обобщение опыта, моделирование;
эмпирические: наблюдение, эксперимент, практический метод;
статистический: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды в области отечественной педагогики, в том числе социальной и специальной, психологии таких ученых, как Ю.М.Антонян, С.А.Беличева, Т.Ф.Блонский, Г.В.Вершина, Б.С.Волков, С.И.Герасимов, В.Н.Гуров, В.Д.Ермаков, Е.В.Змановская, Л.М.Зюбин, Н.И.Крюкова, Н.А.Катаева, И.С.Клемантович, Я.Корчак, А.С.Макаренко, Л.И.Маленкова, Г.П.Медведев, А.И.Миллер, И.Б.Михайловская, И.А.Невский, Л.Е.Никитина, А.М.Печенюк, Л.С.Славина, В.Н.Сорока-Росинский, А.М.Столяренко, В.А.Сухомлинский, Г.С.Тагирова, Т.М.Титаренко, В.А.Татенко, Д.И.Фельдштейн, С.Т.Шацкий, Ю.И.Юричка и др.
1. Теоретические основы
1.1 Педагогические, социальные и
психологические особенности
В современных условиях трудными подростками называют тех подростков, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому, часто к трудным относят подростков, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие трудные подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток уходит из школы, он сближается с другими отверженными. [1; 156].
Грубость, цинизм, бесшабашность несовершеннолетних зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.
Одна из самых характерных особенностей несовершеннолетних психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.
Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.
Одной из причин возникновения такого поведения могут быть пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. [1; 128].
В большинстве случаев медицинское обследование несовершеннолетних замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому даже опытному психологу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием.
Трудности воспитания в значительной мере определяются недостатками в развитии способности учащихся к оценке своих поступков. Причинами таких трудностей является несформированность у несовершеннолетних критериев самооценки, некритичность, неадекватность оценки, неумение осуществлять операции оценивания. В свою очередь эти отрицательные черты личности трудного подростка результат педагогического брака, неспособности педагога увлечь примером, побудить трудного подростка следовать социально значимому образцу и избрать его в качестве эталона самооценки [2; 168].
Несовершеннолетний возраст самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Несовершеннолетний возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 1112 до 1617 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. [8; 121]
Психологические особенности трудного подросткового возраста получили название трудного подросткового комплекса. Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
Суть трудного подросткового комплекса составляют свои, свойственные этому возрасту и определенные психологическими особенностями поведенческие модели, специфические трудные подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. [29; 251]
Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие трудного подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 1113 лет, у девочек 1315 лет.
Для несовершеннолетних характерна полярность психики:
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал несовершеннолетний период периодом Бури и натиска. [29; 253] По его утверждению в этот период в личности трудного подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что в жизни надо испытать все. А ведь ничего особенного (с точки зрения подростка) не произошло: она просто изменила мнение.