Организация статистического учета в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 19:32, реферат

Краткое описание

В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны поводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом.
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.

Содержание

Глава 1 Статистическая система и статистические управления в Республике Беларусь…………………………………………………………………………3
Глава 2 Понятие статистического учета. Организация статистической деятельности в Республике Беларуси
2.1Понятие статистического учета……………………………………………..6
2.2Состав, задачи и права органов государственной статистики……………..8
2.3Порядок проведения проверок достоверности статистических данных….11
Список используемых источников……………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.93 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом Республики Беларусь № 345-3 от 28.11.2004г. "О государственной статистике" субъектами правоотношений в области государственной статистики являются:

Ø органы государственной статистики;

Ø уполномоченные государственные организации;

Ø респонденты: юридические лица Республики Беларусь, их обособленные  подразделения; представительства иностранных организаций, расположенные на территории Республики Беларусь. Садоводческие товарищества, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, иностранные граждане и лица без гражданства являются респондентами только специальных государственных статистических наблюдений (единовременных учетов, переписей, обследований), если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Основными задачами Белстата являются:

1. разработка  научно обоснованной статистической  методологии и ее совершенствование в соответствии с национальными и международными стандартами в области статистики;

2. сбор, обработка, обобщение, накопление, хранение и  защита статистических данных (информации) на основе статистической методологии;

3. представление  сводных статистических данных (информации) Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики  Беларусь, Совету Министров Республики  Беларусь, Администрации Президента  Республики Беларусь, Комитету государственного  контроля Республики Беларусь, республиканским  органам государственного управления  и иным государственным организациям, подчиненным Совету Министров  Республики Беларусь, областным  и Минскому городскому исполнительным  комитетам;

4. распространение  сводных статистических данных (информации).

Белстат имеет право:

ü получать от государственных органов, иных организаций информацию, необходимую для организации и проведения государственных статистических наблюдений, формирования сводных статистических данных (информации);

ü получать в порядке, установленном законодательством, сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, других регистров (реестров), баз данных, ведение которых осуществляется государственными органами, иными государственными организациями;

ü привлекать в порядке, установленном Белстатом, респондентов к проведению государственных статистических наблюдений;

ü получать на безвозмездной основе от респондентов в порядке, установленном Белстатом, первичные статистические данные в объеме и сроки, указанных в формах государственных статистических наблюдений;

ü получать в установленном порядке от уполномоченных государственных организаций, осуществляющих ведение государственной статистики, на безвозмездной основе сводные статистические данные (информацию) по проведенным нецентрализованным государственным статистическим наблюдениям;

ü проверять достоверность первичных статистических данных путем сопоставления их с данными первичных учетных документов, посещать с этой целью территорию и помещения государственных органов, иных организаций,  их обособленных подразделений, а также индивидуальных предпринимателей;

ü получать от респондентов необходимые разъяснения и материалы в случае выявления искажений в данных государственной статистической отчетности; ü давать респонденту обязательные для исполнения указания об устранении выявленных искажений в данных государственной статистической отчетности и вносить соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию);

ü принимать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, а также  решения, обязательные для исполнения респондентами;

ü давать разъяснения об организации и ведении государственной статистики в Республике Беларусь, в том числе в средствах массовой информации;

ü осуществлять сотрудничество со статистическими органами иностранных государств и международными организациями в области статистики;

ü распространять на платной основе, если иное не установлено законодательством,  сводные статистические данные (информацию), оказывать в порядке, установленном законодательством, иные информационные услуги и др. 

 

2.3 Порядок проведения проверок достоверности статистических данных 

 

Решая поставленные задачи, статистические органы могут осуществлять следующие виды проверок:

  • Тематическая проверка – проверка респондента по одной или нескольким формам государственной статистической отчетности, относящимся к одной отрасли статистики с одновременной проверкой документов первичного учета и данных статистических наблюдений;
  • Комплексная проверка – проверка респондента по нескольким формам государственной статистической отчетности, относящимся к различным отраслям статистики;
  • территориально-комплексная проверка – проверка респондента, расположенного на территории определенной административно-территориальной единицы, по нескольким формам государственной статистической отчетности, относящимся к различным отраслям статистики;
  • ведомственно-комплексная проверка – проверка респондента, находящегося в ведении (подчинении) государственного органа (организации), по нескольким формам государственной статистической отчетности, относящимся к различным отраслям статистики.

Проверки по основанию назначения делятся на плановые и внеплановые. Проверка является плановой, если она проводится в соответствии с: - планом тематических и комплексных проверок достоверности первичных статистических данных, проводимых органом государственной статистики, утвержденным руководителем органа государственной статистики; - планом территориально-комплексных и ведомственно-комплексных проверок достоверности первичных статистических данных, проводимых органами государственной статистики, утвержденным Председателем Национального статистического комитета Республики Беларусь. Плановые проверки одного и того же респондента могут проводиться не более одного раза в течение календарного года. Внеплановая проверка может быть инициативной и (или) по поручению. Инициативная проверка – проверка, проводимая в случае наличия фактов (сведений), предположений об искажении данных государственной статистической отчетности. Проверка по поручению – проверка, проводимая по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции, Белстата (для территориальных органов государственной статистики). В соответствии с  «Положением о порядке организации и проведения проверок», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 16.10.2009г. № 510, проверка проводится на основании предписания на проведение проверки достоверности первичных статистических данных. Предписание оформляется на гербовом бланке в одном экземпляре и подписывается руководителем органа государственной статистики или его заместителем, начальником отдела статистики в районе и городе. В день начала проведения проверки проверяющие обязаны:  представиться руководителю респондента, а при его отсутствии – представителю респондента;  предъявить служебное удостоверение, информировать о начале проверки, разъяснить права и обязанности респондента и вручить предписание для ознакомления с ним под роспись (при необходимости предоставляется возможность изготовить копию с предписания);  внести в книгу учета проверок (ревизий) необходимые сведения и скрепить подписью;  согласовать порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для ее проведения. При проведении проверок проверяющие имеют право:

1. посещать  производственные, служебные и иные  здания и помещения респондента;

2. получать  от респондента необходимые для  проверки первичные учетные документы;

3. составлять  в пределах своей компетенции  протоколы об административном  правонарушении и осуществлять  подготовку дел об административном  правонарушении к рассмотрению.

 В случае  выявления несоответствующего состояния  первичного учета и статистической  отчетности, непредставления данных  для проведения статистических  наблюдений или предоставления  их недостоверными применяются меры по привлечению виновных должностных лиц субъекта проверки к ответственности. Результаты проверки, в ходе которой не выявлены искажения данных государственной статистической отчетности, оформляются справкой проверки достоверности первичных статистических данных. По результатам проверки, в ходе которой выявлены искажения данных государственной статистической отчетности, составляется акт проверки достоверности первичных статистических данных. Справка проверки составляется в двух экземплярах. Акт проверки составляется в трех экземплярах. Справка проверки и акт проверки подписываются проверяющими и должностными лицами и иным уполномоченным лицом проверяемого респондента. В случае отказа должностного лица или иного уполномоченного лица респондента от подписания акта проверки в нем на последней странице делается соответствующая запись. Например: «Иванов Иван Иванович от подписи отказался». Лицо, отказавшееся от подписания акта проверки, вправе письменно изложить мотивы отказа от его подписания. При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий орган.  По окончании проверки проверяющие должны выдать под роспись руководителю респондента один экземпляр справки проверки или акта проверки и внести соответствующие сведения в книгу учета проверок (ревизий). По результатам проверки респонденту необходимо в пятидневный срок со дня составления акта устранить выявленные искажения в данных государственной статистической отчетности и представить достоверные первичные статистические данные в адреса, указанные в формах государственной статистической отчетности, и во все другие адреса, в которые были направлены документы, содержащие недостоверные статистические данные. 

 

 

 

 

Список используемых источников:

 

  1. Закон Республики Беларусь «О государственной статистике» 28 ноября 2004 г.№ 345-З.

  1. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 13 марта 2006 г. № 25 Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения органами государственной статистики проверок достоверности первичных статистических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Организация статистического учета в Республике Беларусь