Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 06:22, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы: рассмотреть развитие социологии как науки в данный период. Задачи: 1. Охарактеризовать развитие общественной мысли в России, в связи со сложившейся в то время экономической и политической ситуацией 2. Описать основные направления в развитии науки 3. Рассмотреть основные идеи социологии
Содержание
• ВВЕДЕНИЕ • 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ • 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ • 3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ • ЗАКЛЮЧЕНИЕ • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
3. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «российская социология»
не совсем привычное понятие для нас, так
как мы привыкли, что социология - это,
конечно же, только в Европе и США. Да, возникла
она на Западе, основоположником является
О. Конт. Интерес к учению Конта в России
возник немного позже, российские социологи
того времени дали свою оценку этой теории.
Социология данного периода получила
развитие и приобрела свои особенные черты,
стала идти по своему направлению, оставила
после себя богатейшее наследие.
Актуальность Данной работы
заключается в том, что социология в настоящее
время занимает ведущее место среди других
наук. Знание истории возникновения этой
науки в России необходимо т. к. без этого
невозможно проследить весь процесс становления.
Цель работы: рассмотреть развитие
социологии как науки в данный период.
Задачи:
1. Охарактеризовать развитие
общественной мысли в России,
в связи со сложившейся в
то время экономической и политической
ситуацией
2. Описать основные направления
в развитии науки
3. Рассмотреть основные
идеи социологии
Рассматривали эту тему в своих
работах такие известные социологи, как
Б. А. Кистяковский, Н. И. Кареев, А. А. Галактионов,И.
А. Голосенко,Г. Я. Миненков и другие.
Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ
МЫСЛИ В РОССИИ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛЕ
XX ВЕКОВ
60-е годы XIX века, времена
правления Александра III, начинаются
великие реформы. Эти реформы
были вынужденными, их диктовал
ход экономического развития. Общество
было почти готово к решительным
действиям, что признавал даже
новый царь Александр II. Борьба
вокруг готовящейся реформы по
поводу меры уступок крестьянам
и величины потерь землевладельцев
- помещиков привела к чёткой
поляризации общественных сил. Из
западничества выделилась революционная
демократия во главе с Чернышевским,
другая часть западников сместилась
в сторону либерализма. В это
время в русском обществоведении
сложилась такая ситуация, когда
часть конкретных социальных
наук - история, этнография, социальная
статистика, юридическая наука и
другие - достигли известных успехов,
но дальнейшее их развитие
требовало глобального методологического
осмысления материала. Философия
оказалась парализованной собственными
трудностями. В этих условиях
возникла потребность в новой
обобщающей общественной науке -
социологии.
1860-1890-е годы считаются
первым этапом развития социологии,
её можно назвать стадией возникновения
«новой науки» [2, с. 34].В это время
в России стала распространяться
идея о необходимости новой
науки, которая бы изучала общественные
явления. Инициатором этой идеи
выступил О. Конт - основоположник
позитивной философии, его идеи
упоминались уже в 40-50-е гг., но
особого резонанса они не имели..
До 60-х гг. знакомство с идеологией
Конта было возможно лишь в
кружке Белинского. Чернышевский
был самым крупным социологом
в России до возникновения
в ней социологии. Публицистика (журналы),
философия, социология, экономические
науки, художественная литература,
несмотря на цензурные нормы,
давала значительно богатое, чем
в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений,
концепций. В печати обсуждаются
всевозможные «социальные вопросы»:
рабочий, земледельческий, национальный,
женский. Широкая популяризация
позитивизма начинается в 60-е
годы. В 1859 году выходят работы
Лаврова (первого русского писателя
по социологии), в 1865 году появляются
статьи о Конте и его философии
в журналах «Современник», «Русское
слово», «Отечественные записки». На
рубеже 60-70-х гг. появляются первые
собственно социологические работы
Лаврова.
Именно на этом рубеже обозначились
первые итоги методологической дискуссии
о статусе новой науки, появились публикации,
чётко зафиксировавшие рождение двух
противоположных направлений - объективного
и субъективного. Источником этих направлений
стали идеи Конта.
В качестве основоположников
российской социологии чаще всего называют
Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.
Направлением социологии стали
народнические теории, отражавшие интересы
крестьянства - наиболее многочисленного
класса России. Ряды народничества пополнялись
студенческой молодёжью, разночинной
интеллигенцией. Одним из главных событий
в духовной жизни страны является начавшееся
распространение марксизма. Марксизм
сначала не принимается в революционной
среде, затем быстро находит последователей
в рабочих кружках, в среде студенческой
молодёжи, прежде всего у молодых революционеров,
только вступающих на путь борьбы.
Второй этап в развитии социологии
- 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая
критика» [2, с. 36]. В это время утверждается
мнение, что социология есть одна из многих
социальных наук, имеющая собственный
предмет исследования и своеобразные
задачи. В этот период начинается преподавание
социологии. Попытки же открыть кафедры
или факультеты наталкиваются на отказ
правящих кругов. Нет и специальных изданий.
Тем не менее, количество публикаций
по социологии продолжает расти. Переводятся
и издаются практически все работы ведущих
западных социологов. Российские социологи
активно участвуют в работе Международного
института социологии. В Париже Ковалевский
открывает школу общественных наук, где
обязательным предметом была социология.
В школе преподавали и западные и российские
социологи, но школа по праву была оценена
как первая модель российского социологического
факультета, она не имела аналогов в мире.
Однако по требованию правительства России
школа была закрыта.
На передний план выходит анализ
философских предпосылок социологического
познания. В это время утверждается экономический
материализм в двух вариантах: ортодоксальный
марксизм (Плеханов) и неортодоксальный
(Струве, Бердяев).
Третьим этапов в развитии российской
социологии были 10-20-е годы XX века. Это
период, когда социология чётко определяет
свой предмет и самоё себя как общую теорию
социального.
Отличительная черта российской
социологии - её влияние на общественную
и политическую жизнь.
Для становления социологии
стимулирующим фактором оказалось усложнение
социальной структуры русского общества,
бурный рост городских условий, бывших
до реформы почти незаметными группами
на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм
увеличил и дифференцировал состав населения
города, создал массу новых профессий,
способствовал ломке старых культурных
стандартов.
Всё это вызвало интерес к социальным
проблемам. Россия не только подарила
миру термин «интеллигенция», но первые
теоретические формы самосознания этого
слоя, вырастающего на разработке ряда
социологических проблем - роли интеллигенции
в общественных процессах, идей общественного
долга, соотношения «толпы и героя».
Уже первые историки русской
социологии заметили, что главные теоретические
достижения социологической мысли в России
были одновременно ответом на вопрос:
«Что считать наиболее важным для блага
народа?». Своё стремление помочь угнетённому
народу русские интеллигенты переносили
в писательскую и исследовательскую деятельность,
не очень их разграничивая. Отсюда публицистичность
социологической литературы в России,
её подчёркнутая гуманистическая ориентация,
совпадающая с литературной ориентацией
на страдающего человека. Русская реалистическая
литература этого периода жадно впитывала
социальную проблематику. Распространению
и оформлению социологии мешали многие
патриархально-традиционные элементы
старого общества и культуры, прежде всего
это вражда с царской администрацией.
В пору крепостного права верхи
сознательно вытравляли из печати любые
возможности обсуждения социально-политических
проблем. После реформы растут социальные
слои, с мнением которых приходилось считаться.
Кроме этого мешали предрассудки некоторых
учёных в отношении новой дисциплины,
особенно в старых университетских разделах
гуманитарной науки: истории, государствоведения.
Недоброжелательство ломалось очень медленно.
Начало XX века является самым
сложным периодом в истории русской социологии.
На первый план выдвигался русский пролетариат,
и оттеснялась на второй буржуазия, полный
крах потерпела дворянско-буржуазная
интеллигенция. Реформа привела к разложению
общины, росту кулачества и к усилению
крестьянского недовольства. Рабочий
класс, организованный и руководимый социал-демократами,
преодолел двоевластие. Период совпал
в культурном отношении с Серебряным веком.
Возникает «новое религиозное
сознание» и соответствующие философско-социологические
концепции Струве, Булгакова, Бердяева.
В это время реставрируется либеральное
народничество во главе с Коревым. Самым
распространённым является марксистское
учение.
В это время начинается повсеместное
признание социологии, и постепенно социологическая
точка зрения стала широко использоваться
в истории, правоведении, политической
экономии, психологии, этнографии.
Национальная мысль шла в русле
мировой социологической мысли. Главное
в развитии социологии в России - это её
позитивизм. Второй особенностью русской
социологии было обсуждение проблем динамики
(эволюции, прогресса), их последовательности.
Третья тема русской социологии - социальная
структура и социальное поведение.
Историю социологии можно представить
как совокупность индивидуальных вкладов,
обусловленных личностными особенностями
исследователей, имеющими особое значение
в социальном познании. В эволюции российской
социологии можно выделить три периода,
которые совпадают с вышеописанными и
выражаются синтетической, аналитической
и аналитико-синтетической ориентацией
исследований.
За период с 60-х годов XIX века
по 20-е годы XX века российская социология
достигла зрелости, развитой культуры
социологического анализа, сформировала
необходимые институты. Чётко была осознана
необходимость интеграции социального
знания, но не за счёт подавления одних
школ другими, а на основе принципа их
дополнительности, коммуникации.
Социология России приобрела,
таким образом, твёрдую почву для перехода
на качественно новый этап. Русская социология
выглядела не хуже западноевропейской
и американской. У неё было собственное
лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие
идейную перекличку с национальными социологиями
других стран, было у ней и творческое
стимулирование мировой социологии.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Народническое
Народничество возникло в России
в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления
было преобладание в стране класса мелких
производителей, крестьянских хозяйств,
развивавшихся по товарному и капиталистическому
пути. Народничество остро ставило вопрос
не только о судьбах России вообще, но
и о развитии капитализма в стране в частности,
выступало против царизма и феодально-крепостнических
пережитков в стране, требуя их уничтожения
Русское народничество делилось
на 2 течения: религиозное и революционное.
В XIX веке большим влиянием пользовалось
революционное народничество, а в XX веке
- религиозное.
По вопросам тактики народничество
делилось на три направления:
а) народники- пропагандисты
во главе с П. Л. Лавровым,
б) народники-заговорщики, или
бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,
в) народники-анархисты во главе
М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.
Народники-пропагандисты считали,
что важной предпосылкой революции в России
является необходимость предварительной
разработки революционных принципов,
революционных идей и пропаганды их в
обществе, прежде всего среди широких
масс крестьян.
Лавров считается основоположником
субъективной социологии. Перед этим новым
понятием он ставит целый комплекс проблем.
Социология должна раскрыть форму и содержание
исторического процесса, определить понятие
прогресса, установив его движущие силы
и критерии.
Народники-заговорщики, или
бланкисты, не верили в революционные
силы народа и все надежды возлагали на
меньшинство, которое должно путём тайного
заговора свергнуть самодержавие и захватить
политическую власть в свои руки.
Ткачев - виднейший теоретик
революционного народничества. С первых
шагов своего революционного пути он был
связан с наиболее радикальными группировками
народников, среди которых существовало
убеждение в неизбежности близкой революции.
В 70-х годах Ткачёв создал свою революционную
программу, подкреплённую соответствующими
социологическими обоснованиями. Существенной
частью социологии Ткачёва является идея
о соотношении постепенности и скачков
в общественном развитии. Эпоха плавного
развития сменяется эпохой революционной
ломки устаревших форм общественной жизни.
В процессе развития общества постепенно
назревает потребность преобразований.
Народники-анархисты считали
государство главным врагом народа и призывали
его разрушить. Они говорили, что народ
давно готов к революции, его надо лишь
поднять на бунт, отказаться от любой государственной
формы правления, создав независимые общины,
связанные договорными условиями.
Бакунин, в отличие от Лаврова,
считал, что народ надо не учить, а побуждать
к бунту. Какого бы философского вопроса
не касался Бакунин, каждый раз он стремится
повернуть его лицом к общественной жизни.
Он считал, что если философия занимается
общими проблемами бытия и познания, то
её продолжение - социология. Социология
- это наука «об общих законах», управляющих
развитием человеческого общества, её
он считал высшей из наукгалактионов,
с.285].
Революционное народничество
создало такую организацию, как «Земля
и воля», которая в 1879 году раскололась
на «Народную волю» и «Чёрный передел».
Во главе «Народной воли» стали Желябинов,
Морозов, Михайлов, Перовская, Фигнер,
Фроленко, а во главе «Чёрного передела»
- Плеханов, Игнатов, Засулич, Попов [5, с.
9].
Либеральное
Это направление появилось
в России в 50-х годах XIX века. Исходным моментом
активизации либерального движения была
Крымская война. Поражение России в войне,
экономическая отсталость страны и резкое
обострение классовых противоречий обнаружили
несостоятельность николаевского режима
и ускорили процесс осознания дворянством
и буржуазией катастрофического положения
страны [3, с. 25].