Основные категории жертв семейного насилия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 23:53, контрольная работа

Краткое описание

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга. Нам хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Домашнее насилие…………………………………………….5
Причины возникновения насилия…………………………………….7
Насилие над женщинами…………………………………………......8
Насилие над детьми………………………………………………….11
Насилие над пожилыми людьми…………………………………….17
Заключение…………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

готово насилие.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

      Живя с мужем-насильником женщина постоянно чувствует себя в опасности. И потому появилась такая своеобразная и жестокая форма защиты - расправа с семейными тиранами. То есть единственный выход из сложившейся ситуации женщина видит в убийстве своего мучителя (этому, в частности способствует и несовершенство национального законодательства). Как видно, пока и защита от насилия порождает ответное насилие.

 

 

Насилие над детьми

        Взгляды общества на то, кто и как должен главенствовать в семье, несомненно, способствуют росту случаев жестокого обращения с детьми. Общество очень долго считало, что дети должны находиться в подчинении у родителей и иметь весьма ограниченные права: в прошлые века отцы и матери могли осуществлять почти неограниченный контроль за действиями своих отпрысков. Так как большинство наших предков были уверены в том, что молодежь склонна к беспорядочной жизни и нуждается в строгом руководстве («недостаточное наказание розгами портит ребенка»), то они всегда были готовы наказать своих детей, если считали их поведение предосудительным.

Благодаря широко распространенному мнению о том, что физическое наказание является необходимым и эффективным средством контролирования детского поведения, многие родители прибегают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

         Насилие порождает насилие, так утверждают эти исследователи проблем семьи. Люди, которые подверглись насилию в детстве, обычно также приобретают склонность к агрессии. Разумеется, у этого правила есть и исключения, и некоторые специалисты по проблемам семьи задаются вопросом о том, имеются ли реальные доказательства того, что формы жестокого поведения передаются от поколения к поколению. Однако накапливаемые результаты исследований все больше свидетельствуют в пользу обоснованности понятия цикла насилия .

       Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным. Существует риск, что стиль общения, который зиждется на силе, завершив цикл своего развития, превратит ребенка в отверженного в среде сверстников, отстающего в школе и позволит развить поведенческие умения до необходимого уровня. Дети из семей, не обучающих уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются родители, приятели, да и у самого ребенка складывается весьма негативный образ самого себя.

           Попытка сдерживать агрессивное поведение ребенка с помощью физических наказаний зачастую напоминают метание бумеранга. Как отмечено в разделе о стиле семейного руководства, попытки свести агрессию на нет или хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии. Действительно, проблема наказания и его роли в снижении уровня агрессивности является одной из самых противоречивых в области исследования агрессивного поведения человека.  Отрицательные последствия насилия над детьми состоят в том, что насилие подпитывает и порождает новое насилие. Подверженные насилию дети могут завтра стать убийцами и насильниками. Когда же они станут родителями так же высока вероятность того, что они будут применять насилие по отношению к своим детям. Подвергшиеся насилию дети с высокой вероятностью могут убегать из дома, что подвергнет их другим формам виктимизации.

       Необходимо отметить, что истинная распространенность детского насилия неизвестна. Это происходит из-за нежелания граждан сообщать подозрительные случаи ( а в России вообще практически нет такого опыта) и из-за того, что сами дети хранят молчание, при этом у них развивается негативный Я - образ.

        Есть семьи, в которых дети не подвергаются насилию, но наблюдают насилие в отношениях взрослых. Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки свойственны всем подобным детям, но наверняка многим из них.

1. Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают  чувство страха. Этот страх может  проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности  до насильственного поведения. Очень  часто, безопасная атмосфера приютов  способствует проявлению неразрешенных  страхов из прошлого.

2. Внешние проявления  поведения. Дом, в котором прибегают  к насилию, совершенно непредсказуем, это пугающее место для маленького  ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка  насилия и насколько сильной  она будет. В результате уязвимость  и отсутствие контроля над  ситуацией приводят к проявлению  упрямства и несговорчивости  в поведении или к агрессивным  поступкам.

3. Неспособность выразить  чувства вербально. Наблюдая за  практикой насилия в семье, дети  приходят к выводу, что насилие  есть способ, которым "взрослые" разрешают свои конфликты и  наболевшие проблемы. Так как  никто не показал этим детям, как следует говорить об их  чувствах, они очень часто не  знают, что они переживают или  испытывают и как можно выразить  свои эмоции и чувства в  вербальной форме.

4. Вовлечение в борьбу  родителей. Многие дети вовлекаются  в борьбу родителей. Они отчаянно  хотят остановить насилие и  конфликты, которые они постоянно  наблюдают в своей семье. Они  могут испытывать чувство ответственности  за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что  они - дети являются причиной разлада  в семье. В результате того, что  дети так глубоко вовлечены  в конфликт в семье, им трудно  отделить свою индивидуальность  от личностей своих родителей.

5. Защитник матери. Многие  дети из семей, где практикуется  насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей  от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу, за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием. Впоследствии дети могут перестать испытывать чувство вины за то, что они сердятся и возмущаются поведением своих родителей.

6. Разочарования. Жизнь в  семье, где практикуется насилие, очень напряженна. Постоянный стресс, который они испытывают, часто  ведет к тому, что дети расстроены, разочарованы, часто выходят из  себя даже при незначительных  трудностях.

7. Чувство, "заслуженности" жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать  детей против своих отцов, пытаются  найти им оправдание. Ребенок, видит  мать в синяках и со следами  побоев, и ему говорят: "Все  в порядке детка, папочка нас  действительно любит", приходит  к выводу, что быть любимым  означает испытывать физическую  боль. Ребенок, мать которого постоянно  оправдывает своего отца, за причиняемое  им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже "заслуживает" чтобы  его избивали.

8. Изоляция. В большинстве  семей, в которых прибегают к  насилию, факт насилия не обсуждается  открыто. Детям родители дают  понять, что не следует обсуждать  семейную ситуацию в школе  или с друзьями. Это заставляет  детей чувствовать себя какими-то  особенными. Некоторые дети даже  думают, что с ними что-то не  в порядке, так как их жизнь  в семье отличается от жизни их сверстников .

         Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

 

 Различают 4 основные  формы жестокого обращения с  детьми: физическое, сексуальное, психическое  насилие, пренебрежение основными  нуждами ребенка.

      Физическое  насилие. Это – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

     Сексуальное насилие (или развращение) - это – вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

      Психическое (эмоциональное) насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

       Пренебрежение  нуждами ребенка. Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

  Недостаток заботы  о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их  невежества, следствием стихийных  бедствий или социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении.

           Спектр клинических форм этих расстройств в детском и подростковом возрасте очень широк, разнообразен, но далеко не все формы хорошо известны даже специалистам. Важным обстоятельством, заставляющим обращаться к этой теме, является значительное возрастное своеобразие клиники этих болезненных состояний, незнание которой приводит к диагностическим ошибкам. Здесь необходимо подчеркнуть, что для рассматриваемого возраста характерны особые клинические формы, присущие только этому периоду. Это маскированные (скрытые) состояния или расстройства, проявляющиеся внешне как соматические заболевания. Большинство авторов придерживаются той точки зрения, что расстройства у детей не проходят бесследно, меняют личность и могут находить отражение во всей последующей жизни. Психогенная травма образуется не в пустоте, не изолированно, а на определенном фоне, в определенном возрасте, у определенной личности, отягощенной или неотягощенной каким-либо заболеванием или нарушением развития. Говоря о домашнем насилии в виде физического наказания детей, необходимо рассмотреть вопрос об этапах развития ребенка и семьи в целом, так как это дает ключ к пониманию происходящих с ребенком невротических расстройств, влияющих в последствии на всю его жизнь. Если же пойти дальше, то можно определить возможные причины, которые побуждают родителей к физическому насилию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насилие над пожилыми людьми.

        Хотя насилие над пожилыми, детьми и супружеское насилие в семье порой бывают взаимосвязаны и даже могут стать причиной развития один другого, тем не менее, проводить прямую параллель и тем более -- знак равенства между этими формами было бы не корректно, поскольку для каждого случая характерна своя особая структура взаимоотношений агрессора и жертвы.

Страдающий от пренебрежения и насилия пожилой человек не всегда является зависимым от преследователя (в данной ситуации насилие над пожилыми и насилие между супругами схожи, так как обе стороны являются взрослыми независимыми людьми, которые живут вместе по обоюдному желанию (по закону взрослые дети не обязаны ухаживать за своими пожилыми родителями), и даже если жертва экономически или эмоционально все же зависима от насильника, то конечно, не в такой степени как ребенок), а порой наоборот оказывает давление на опекающего его(ее) человека, что приводит к сопротивлению со стороны последних, которое и выражается в агрессивной форме. В случае насилия над детьми ситуация несколько отлична. Во -первых, ребенок всегда экономически, социально и эмоционально зависим от своих родителей, а во -вторых, родители несут юридическую ответственность за него.

 Выделяют следующие  виды пренебрежительного отношения  и насилия в отношении пожилых:

Физическое насилие - причинение физической боли, повреждений, или даже убийство, насильственное принуждение к чему-либо (в том числе и сексуальные домогательства), а также введение в отношении пожилого человека различного рода запретов, ограничений его прав и свободы. К данному типу относят также различные формы пренебрежения и медицинское насилие.

Сексуальное насилие - любой вид домогательства, выражаемого как в форме навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и изнасилования, инцеста. В последнем случае, профессионалы указывают на трудности в определении реальной жертвы, поскольку большинство таких детей ранее подвергались сексуальному преследованию со стороны родителей, а теперь произошел «обмен ролями».

Медицинское насилие— халатность и несвоевременность при выдаче лекарства, намеренная передозировка препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность и невыполнение опекуном своих обязанностей по отношению к пожилому человеку, следствием чего становятся различного рода повреждения и нарушение его прав. Термин «пассивное пренебрежение в отношении престарелого человека» используется тогда, когда имеет место ситуация изоляции старика, оставление его в одиночестве или забывание об его существовании. Об активном пренебрежении говорят тогда, когда пожилого человека намеренно лишают вещей, жизненно необходимых ему для нормального существования (пищи, медикаментов, купания, общения и т.д.) или когда физически зависимого человека не обеспечивают в должной мере соответствующим уходом и заботой.

           Психологическое (эмоциональное) насилие - причинение пожилому человеку  душевных страданий, брань и оскорбления  в его адрес, угрозы в определении  его в приют для престарелых, причинения физической боли или  изоляции, а также формирование  и развитие у него чувства  страха.

Другая его форма - экономическое насилие –выражается в форме присвоения другими членами семьи собственности либо средств пожилых людей без согласия с их стороны, незаконного или осуществляемого вне соответствия с желанием старика использования его сбережений, а также материальной зависимости пожилых от их опекунов.

 Наиболее уязвимыми  и чаще других подвергаемые  насилию являются престарелые  женщины старше 75 лет, белые, среднего  класса, обнаруживающие серьезные  функциональные и психологические  расстройства (особенно дементию, паралич  или болезнь Паркинсона), которые  могут сопровождаться глухотой, недержанием либо отсутствием  способности к самостоятельному  передвижению, что затрудняет коммуникацию  с ними и способствует накоплению  у ухаживающего за ними человека  напряжения и агрессии в отношении  них.

Информация о работе Основные категории жертв семейного насилия