Основные категории и понятия теории социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 08:33, доклад

Краткое описание

В процессе развернувшейся дискуссии о предмете теории соци¬альной работы и ее месте в системе гуманитарных, социально-эконо¬мических наук все более рельефно ощущается объективная необходи¬мость в выявлении специфики понятий и категорий теории социальной работы.
Полипарадигмальный подход к социальной работе, междисцип-линарный подход в практике социальной работы не позволяет на этапе становления теории социальной работы в России устранить неоправ¬данное заимствование различных понятий и категорий из других гума¬нитарных, социальных наук - социологии, психологии, медицины, пе¬дагогики

Вложенные файлы: 1 файл

Категории и понятия СР.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Основные категории и понятия теории социальной работы

В процессе развернувшейся дискуссии о предмете теории социальной работы и ее месте в системе гуманитарных, социально-экономических наук все более рельефно ощущается объективная необходимость в выявлении специфики понятий и категорий теории социальной работы.

Полипарадигмальный подход к социальной работе, междисциплинарный подход в практике социальной работы не позволяет на этапе становления теории социальной работы в России устранить неоправданное заимствование различных понятий и категорий из других гуманитарных, социальных наук - социологии, психологии, медицины, педагогики. Задача, конечно, состоит не в том, чтобы дать исчерпывающий перечень различных понятий и категорий теории социальной работы, а в том, чтобы проанализировать их природу, характер и специфику.

Принципиальные расхождения в трактовке предмета теории социальной работы, выявившиеся в учебной и научной литературе, определяются главным образом различным решением именно этой проблемы. Например, Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова в пособии "Основы теории социальной работы" (М.: Институт социальной работы при Ассоциации работников социальных служб, 1997. - С. 39 - 40), выделяя три группы категорий теории социальной работы, отмечают, что «в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частности:

• специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики - социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, социальная работа в армии и т. п.;

• организацию социальной работы с различными клиентами (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска);

•  социальная работа в различных социальных ситуациях: социальная работа в экстремальных ситуациях, социальная работа в условиях экологического неблагополучия и т. п.;

• различные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (экономика социальной работы, менеджмент социальной работы, психосоциальные технологии и т. п.)".

В учебнике «Основы социальной работы» (под ред. П.Д. Павленка М.: Инфра - М, 1997. - С. 12 - 13), с одной стороны, говорится, что социальная работа, имея междисциплинарный характер, использует социологические и психологические понятия, с другой стороны, выделяются ключевые для курса «Основы социальной работы» понятия: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальная работа, социальная реабилитация, социальные гарантии, социальное управление, социальный работник.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различные критерии, а иногда произвольно выделяют категории, ссылаясь на изначальный этап развития теории социальной работы и недостаточность эмпирических исследований в этой области.

Авторы первого в России учебника «Теория и методика социальной работы» под редакцией В. И. Жукова (М.: Союз, 1994. - С. 10) выдвигают иной подход к выделению групп категорий. Они полагают, что специфический категориальный аппарат теории социальной работы может состоять из трех групп:

• наиболее общие понятия, выражающие сущностный аспект социальной работы, - закономерности, принципы, цели, функции, содержание;

• наиболее общие понятия, отражающие конкретные способы проявления сущностного аспекта социальной работы, - формы, методы, инструментарий, структура;

•  наиболее общие понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы, - комплексность, системность, эффективность, направленность.

Как видно, с позиции методологического подхода на начальном этапе разработки учебного курса «Теория социальной работы» такая позиция авторов оправдана. Однако такой подход страдает излишней абстрактностью, хотя авторы учебника замечают, что теория социальной работы носит преимущественно прикладной характер, и она должна органично включать в себя факты и данные конкретного практического опыта. Мы, конечно, должны хорошо себе представлять, что любая наука лишь тогда имеет право на самостоятельное существование, когда в ее законах и категориях находят свое научное выражение специфические объективные закономерности и стороны развития самой действительности. Абстрактный подход, предусматривающий использование наиболее общих понятий, может быть использован (и используется в действительности) другими гуманитарно-социальными науками, неизбежно ведет к фактическому отрицанию самостоятельности теории социальной работы как науки. Наполнение общих понятий конкретным содержанием не всегда может привести к желаемому результату.

Социальная работа - это социальная деятельность в ее разнообразном проявлении, которая направлена на оказание помощи людям - индивидам, группам, общинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в достижении ими достаточного уровня социального функционирования, в создании благоприятных общественных условий для нормальной жизнедеятельности людей, их социально-экономического и социально-психологического уровня функционирования. Но кроме социальной работы, существуют другие виды социальной деятельности, направленные на социальную поддержку человека. Следовательно, в принципе законы, категории, понятия теории социальной работы вместе с законами и категориями социологии, психологии, педагогики, медицинских наук, правоведения и др., входят в систему законов и категорий единой науки о человеке как биопсихосоциальном существе в его развитии и социоприродной, экологической среде, в которой человек рождается, формируется и развивается, стареет и умирает. Но единство и взаимосвязь различных наук о человеке не только не исключает, но и предполагает необходимость выявления специфики законов и категорий теории социальной работы.

Объектом научного исследования теории социальной работы являются, по мнению одних, закономерности и принципы функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамика под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе, социальных групп и общностей, анализ деятельности государственных и негосударственных институтов социальной защиты населения, в том числе социального обслуживания; по мнению других, объектами теории социальной работы являются механизмы жизнедеятельности человека и его выживания в новых экономических условиях, а также характер сопряженности жизненных сил человека (индивида), группы и средств обеспечения их реализации в различных социальных условиях и ситуациях; по мнению третьих - существенные связи между объектом и субъектом социальной деятельности и их диалектика; по мнению четвертых - закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы. Имеются на этот счет и другие мнения.

Указанные подходы, как представляется, определяют и своеобразие законов и категорий теории социальной работы.

Специфика законов теории социальной работы определяется, во-первых, тем, что теория социальной работы изучает не те общие законы социального развития, которые исследуются социальной философией или социологией, а лишь те специфические законы, которые связаны с социальным положением лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, с социальной безопасностью социально уязвимых слоев населения.

Во-вторых, теория социальной работы исследует не те специфические законы, которые определяются развитием одной какой-либо отрасли наук - социальной психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социального правоведения, а те общие законы, которые определяют междисциплинарный поход к социальной безопасности личности, социальных групп и общин, к обеспечению оптимального взаимодействия человека с окружающей его социальной и экологической средой.

В-третьих, в центре внимания теории социальной работы находится изучение непосредственного взаимодействия отдельного индивида и социальных групп, относящихся к группам социального риска, с мезо- и макросредой, а также природной средой обитания человека или социальной группы в целом, а также механизм адаптации, социальной реабилитации и социального функционирования человека.

Законы и категории теории социальной работы могут носить как общий характер по сфере своего действия, так и специфический, с учетом характера и разновидностей социальной деятельности, направленной на поддержку и защиту людей в условиях становления рыночных отношений и общенационального социального кризиса. Это вытекает, прежде всего, из основной задачи теории социальной работы - обеспечить разработку научно-методической базы для эффективной деятельности социальных служб, отдельных их структурных подразделений, деятельности различных категорий специалистов по социальной работе, а также органов государственного и муниципального управления.

Научные разработки - это не цель, а средство повышения эффективности социальной работы на различных ее уровнях и в различных средах в целях улучшения жизнедеятельности человека, удовлетворения рациональных потребностей его нормального развития, помощи людям, которые самостоятельно в силу объективных причин не могут выйти из трудной, кризисной ситуации.

Отнесение тех или иных категорий и понятий, которые сегодня применяются в теории социальной работы в российском варианте, базируется на вычленении определяющей, доминирующей тенденции, конечной цели и задач того или иного исследования в области социальной работы, социального обслуживания населения, поскольку любое исследование носит не только узкий прикладной, но и целостный комплексный характер (по крайней мере, должно носить такой характер).

Отсюда становится ясным, что исследование проблемы категорий и понятий теории социальной работы должно носить комплексный характер, что явится, в свою очередь, важнейшей предпосылкой развития теории социальной работы. В федеральных законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (15 ноября 1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (17 мая 1995 г.) с позиции комплексного и научного подхода приведены наиболее важные и сущностные определения основных понятий - социальное обслуживание, основные виды социальных услуг, социальная служба, клиент социальной службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация, системы социальной защиты, принципы социального обслуживания, государственные стандарты социального обслуживания, учреждения и предприятия социального обслуживания, управление социальным обслуживанием и др. В то же время указанные федеральные законы обозначили приоритетные направления в разработке научно-методического обеспечения деятельности социальных служб и отдельных социальных работников. Более четко эта проблема была обозначена в постановлениях Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию указанных выше законов или распоряжений Правительства.

Как видно из федеральных законов и распоряжений Правительства Российской Федерации, в задачи теории социальной работы входит комплексное изучение таких проблем, как «трудная жизненная ситуация», как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую человек не может преодолеть самостоятельно. Согласно этим государственным документам, нуждается в становлении и развитии научная работа - исследования в области социального обслуживания, изучение самых различных категорий клиентов - граждан пожилого возраста и инвалидов, различных типов и категорий семей, детей, молодежи, женщин, мужчин. Нуждаются в разработке проблемы формирования профессионализма в социальном обслуживании, эффективности деятельности социальных служб.

Представляют интерес федеральные целевые программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые входят в состав президентской программы «Дети России» и которые предполагают изучение многих проблем социальной работы. Проблемы профилактики и реабилитации социальной дезадаптации детей, социально-психологической реабилитации людей, социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями могут изучаться социологией, социальной педагогикой, социальной психологией, акмеологией и другими научными дисциплинами, но социальные аспекты этих проблем, которые имеют непосредственное отношение к сопряженности социальных ресурсов человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, вошли в конфликтные отношения с окружающей действительностью, социумом, имеют специфику проявления этой сопряженности и должны изучаться прежде всего теорией социальной работы. В таком контексте категории и понятия теории социальной работы нельзя отрывать и тем более противопоставлять категориям и понятиям смежных социальных дисциплин, изучающих человека, социальные группы и социальные процессы. Однако это не означает, что законы и категории теории социальной работы теряют свое самостоятельное значение.

Из философии известно, что категории любой науки представляют собой понятия данной науки. В «Философском энциклопедическом словаре» отмечается, что «категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий («родовые понятия», по высказыванию И. Канта), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой стороны - первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального) (М.: Инфра - М, 1997, - С. 204). Но из этого определения вытекает, что не всякие понятия выступают как ее категории. Под категориями понимаются важнейшие понятия, родовые понятия, отражающие существенные стороны предмета данной науки. Поэтому тот факт, что теория социальной работы при рассмотрении социальных проблем общества опирается на такие социологические категории, как "социальное", "социальные процессы", "социум", "социализация", "социальные отношения", "социальная деятельность", "личность" и др., не означает, что теория социальной работы не имеет базовых, родовых понятий. Такие категории имеются. Но при этом важно иметь в виду, что суть дела заключается не в заимствовании этих общих категорий из других наук, а в том, что имеются общие законы и категории, которые носят междисциплинарный характер. Они могут быть категориями социальной философии, социологии, социальной антропологии, но в то же время - теории социальной работы.

Информация о работе Основные категории и понятия теории социальной работы