Основные категории социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть основные категории социальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить правовую основу социальной политики;
2. Провести анализ основных категорий социальной политики;
3. Рассмотреть основные направления современной социальной политики.

Содержание

Введение
1. Содержание социальной политики……………………………..3
2. Предмет социальной политики………………………………….5
3. Направление социальной политики…………………………….5
4. Основные категории и понятия социальной политики……..7
5. Объекты и субъекты социальной политики…………………..9
6. Основные функции социальной политики……………………10
7. Заключение…………………………………………………………13
8. Библиографический список……………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная от 27.02.13.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

5. Объекты и субъекты социальной  политики

 

Объектом  социальной политики является практически  все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся  в трудной жизненной ситуации).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают  также:

- государственные  ведомства и учреждения;

- органы местного  самоуправления;

- внебюджетные  фонды;

- общественные, религиозные, благотворительные  или иные не государственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;

- профессиональные  работники, занимающиеся разработкой  и социальной политики;

- добровольцы;

- граждане (например, через участие в гражданских  инициативах, группах самопомощи и т. д.

Главный субъект социальной политики — социальное государство — должно обеспечивать:

- движение  к достижению в обществе социальной  справедливости;

- ослабление  социального неравенства;

- предоставление  каждому работы или иного источника  существования;

- сохранение  мира и согласия в обществе;

- формирование  благоприятной для человека жизненной  среды.

Для проведения социальной политики существуют федеральные  структуры законодательной и  исполнительной власти. Правом законодательной  инициативы, всоответствии с Конституцией Российской Федерации, обладает Правительство РФ, которое разрабатывает и вносит на утверждение Парламента значительное число важнейших законопроектов по социальной сфере.

При Президенте Российской Федерации образован  Совет по социальной политике, Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии.

В Российском парламенте работают комитеты по социальной политике; по делам женщин, семьи  и молодежи; по труду и социальной поддержке, которые на нормативном  уровне формируют политику в этой сфере.

Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства и ведомства: Министерство труда и социального развития, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Комитет по физической культуре и туризму и др.

 

6. Основные функции социальной  политики

 

   В каких  бы исторических условиях ни  протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание. Имеются в виду вопросы состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

   Основные  функции (главные задачи, направ­ления) социальной политики:

   1. Обеспечение  социальной устойчивости, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, качественно меняться в истории и одного общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество приходит в упадок, разрушается, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы вы держать как внутренние, так и внешние опасности и вместе с тем выносить в себе потенциал качественного обновления путем реформ и революций.

   Все  существующие ныне общества и  современный мировой порядок  основаны на принудительном социальном  донорстве одних социальных групп  и стран в пользу других (на эксплуатации). Отношения принудительного социального донорства в основе своей антагонистичны. Проблемы социальной устойчивости в том и состоят, чтобы избежать открытых проявлений антагонизма, включая войны между странами и гражданские войны.

  Господствующие  классы накопили исторический опыт силовой консервации антагонизмов, подавления восстаний и революций, запрета и дискредитации освободительных идеологий, движений и партий. Но ими же, особенно в XX в., накоплен и богатый опыт поддержания социальной безопасности путем компромисса интересов стран и классов, налаживания механизмов социальной направленности антагонистически противоречивых процессов. Примеры известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная по­мощь слаборазвитым странам и др. Центральным пунктом в таких случаях всегда является крупномасштабное властное (государственное) перераспределение части эффекта в пользу социальных доноров, что и компенсирует их потенциальное массовое недовольство социальной несправедливостью эксплуататорской системы.

   Видный  теоретик и практик социального рыночного хозяйства, бывший канцлер ФРГ В.Брандт говорил: «...Общество может более или менее полно удовлетворить притязания всех граждан на приличную жизнь лишь тогда, когда оно возлагает обязанность заботиться об этом на государство, лучше сказать, на социальное государство... Мы рассматриваем социальное государство как институциональный гарант человеческого достоинства, в том числе и человеческого достоинства простого мужчины и простой женщины...».

   2. Обеспечение политической устойчивости власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования.

   3. Обеспечение  такого распределения власти  в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

   4. Налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического  эффекта, которая более или  менее устраивала бы подавляющее  большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

   5. Обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня экологической безопасности.

  6. Обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня социальной  защищенности как населения в  целом, так и каждой из социальной  групп.6

   Социальная  защищенность — одна из общественных ценностей, она предполагает объективную положительную социально-психологическую оценку социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.

   Социальными  называются риски социального  происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нор­мального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

   Социально  значимым нарушением можно считать существенное отклонение от социальной нормы какого-либо или не скольких важнейших параметров социального положения той или иной социальной группы.

   Риски  нарушения нормального социального  положения имеют разную природу,  т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют не в чрезвычайных, а в обычных (нормальных) условиях развития общества, закономерно (а не случайно) сопровождают нормальное функционирование общества и, более того, имеют своими причинами именно базовые общественные от ношения, нормальные (повседневные, регулярные) общественные порядки.

   Общество порождает и развивает систему защиты от социальных рисков — социальную защиту. Это одна из функций социальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.

 

 

 

Заключение 

 

Социальная политика может быть современной и гуманистичной лишь тогда, когда она умело, вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне, порождает оптимизм. Социальная жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны. Получили распространение такие явления как нищета, явная безработица, необеспеченность в старости, беженцы. Эти явления не были явно видны при старой политической системе. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положения.

    Все  эти и другие явления социальной  жизни страны негативно влияют  на экономическое и политическое положение государства. Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма необходимо незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1 Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управления кадров / А.Н. Аверин. – М: ПРИОР, 2007. – 162 с.

2 Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия / А.У. Альбеков., С.А. Согомонян. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

3 Баев И.А. Экономика предприятия: учебник для вузов / И.А. Баев. - СПб.: Питер, 2006. 438 с.

4 Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / М.И. Баканов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 656 с.

5 Волков О.Н. Экономика предприятия / О.Н.Волков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.

6. Гинзбург, А.И.  Экономический анализ / А.И. Гинзбург. - СПб: Питер, 2008. – 208 с.

7. Елизаров  Ю.Ф. Экономика организаций / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Экзамен, 2005. – 496 с

8. Журавлёва  Г.П. Экономическая теория / Г.П  Журавлевой. – М: Экономист, 2009. –  405 с

9. Кочетков  А.А. Экономическая теория / А.А.  Кочетков. – С-П: ИНФРА, 2009, 564 с

10. Макконнелл  К.Р. Экономика / К.Р. Макконнелл. – М: ИНФРА, 2009. – 425 с.

11. Николаева  И.П. Экономическая теория / И.  П. Николаева. – Украина: Экономика, 2009. - 447 с

12. Николаева  Л.А. Черная И.П. Экономическая  теория / Л.А. Николаева, И.П. Черная. – М: ИНФПА-М, 2007. – 247 с.

1 Холостова Е.И.Социальная политика. Учеб.пособие.- М., 2001-23 с.

2 Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управления кадров / А.Н. Аверин. – М: ПРИОР, 2007. – 162 с.

3 Проф.Е.И. Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина.-М.:ИНФРА-М, 2004.-427 с.

4 Журавлёва Г.П. Экономическая теория / Г.П Журавлевой. – М: Экономист, 2009. – 405 с

5 Николаева Л.А. Черная И.П. Экономическая теория / Л.А. Николаева, И.П. Черная. – М: ИНФПА-М, 2007. – 247 с

6 Волков О.Н. Экономика предприятия / О.Н.Волков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с




Информация о работе Основные категории социальной политики