Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи, Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными.

Содержание

Введение.
Раздел I. Аспекты психологической готовности к браку.
Раздел II. Современные взгляды на психологическую готовность к браку.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку.docx

— 27.73 Кб (Скачать файл)

Основные компоненты психологической готовности молодых  людей к браку.

План.

  1. Введение.
  2. Раздел I. Аспекты психологической готовности к браку.
  3. Раздел II. Современные взгляды на психологическую готовность к браку.
  4. Заключение.
  5. Список используемой литературы.

 

«Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья…»

(Фаина Раневская)

 

          Введение.

 Современное супружество предъявляет более сложные требования к личностному взаимодействию членов семьи, Оно не преподносится супругам в готовом, улучшенном виде, а задается им как задача, требующая больших личностных усилий, готовности и способности к совершению этих усилий. Свобода от регламентации старшими поколениями сопряжена с затруднением получения поддержки с их стороны: новая семья сама торит свои пути, а не следует проторенными.

Вместе с тем люди готовы потратить больше времени на обучение вождению автомобиля, чем на подготовку к семейной жизни. И в самом  деле, если человек не пройдет соответствующей  подготовки, он не сможет получить водительские права, тогда как для получения  свидетельства о браке не требуется  почти ничего. Многие люди принимают  решение о вступлении в брак необдуманно, не осознавая принимаемой на себя ответственности, не научившись эффективно общаться с партнером. Под влиянием юношеской очарованности они  спешат купить обручальные кольца. В результате их ожидания и надежды оказываются неоправданными. Брак окажется более удачным, если супруги сразу осознают, что очарованности недолговечна, что она рано или поздно пройдет. Очень немногие люди бывают по-настоящему готовы к стрессам и трениям первых лет супружеской жизни.

В современном мире всё  чаще мы наблюдаем, как меняется отношение  к семье. На сегодняшний день заметно  падает популярность законного брака. Популярным стало жить не в традиционном браке, а, например, в «гражданском». Сегодня в Европе лишь каждая четвертая  семейная пара регистрирует свой брак. В Казахстане около трети всех пар ―или трех миллионов семей  ―живут в гражданском браке, и  таких браков становится все больше. Интерес к изучению темы семьи  до сих пор не ослабевает, и поэтому  мы постараемся определить готовность молодежи к браку и семейной жизни  в целом.

Одним из факторов, определяющих стабильность семьи, является готовность молодых людей к браку.  Понятие  «готовность» впервые появилось  в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, В.А. Крутецкого, Д.Н. Узнадзе, а затем было перенесено в сферу педагогических и социально-психологических  исследований.

Сущность понятия «готовность»: по мнению С.И. Ожегова, готовность ― это «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего-нибудь». В психологическом словаре понятие готовность рассматривают как «…активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия»

      Раздел I.

Готовность  к браку  — интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

  1. Формирование определенного нравственного комплекса — готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

 

  1. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

 

 

  1. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

 

  1. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

 

 

  1. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

 

  1. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Психологи считают, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

    Среди многих  аспектов проблемы формирования  психологической готовности молодежи  к семейной жизни в качестве  одного из важнейших можно  выделить правильное понимание  молодежью роли семьи и брака  в современном обществе, что в  свою очередь связано с особенностями  формирования у них установок,  ориентации на вступление в  брак.

Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень  готовности к его заключению —  это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая  подготовленность личности к браку  означает восприятие целого комплекса  требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

    К ним относятся:

  • - готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственность за их поведение;

 

  • - понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношениях;

 

  • - стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

 

  • - умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

    Все эти способности  являются показателями умения  человека быстро изменять свое  поведение в соответствии с  изменяющимися обстоятельствами, проявлять  терпимость, устойчивость и предсказуемость  своего поведения, способность  к компромиссу. Поэтому готовность  к роли мужа и жены означает  четкое знание этих ожиданий (т.  е. прав и обязанностей) и желание  выполнять их.

   

 

        Раздел II.

Наряду с традиционными  взглядами на брак и семью (с точки  зрения распределения основных ролей  и функций, власти и ответственности), во взглядах современной казахстанской студенческой молодежи выявлены две основные тенденции, влияющие на их социально-психологическую готовность к браку. С одной стороны, студенческая молодёжь (как юноши, так и девушки) стремится к формированию эгалитарных союзов, когда уравнивается вклад в семью каждого ее члена: происходит смещение и взаимопроникновение гендерных ролей, многие семейные функции не имеют чётко выраженных гендерных различий. С другой стороны, для современной студенческой молодёжи увеличивается значимость проявлений собственной индивидуальности в отношениях. Таким образом, студенты, как правило, видят желаемый семейный союз как общение равных и независимых партнеров.

       Психологическую готовность как личностное образование, основными системными компонентами которого являются ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях.

     Например, начало физиологической зрелости (возможность рождения ребёнка) за последние годы не снижается и держится на уровне 13―14 лет. Другим показателем является зрелость социальная. Если наши предки в этом возрасте уже были социально адаптированы, то в настоящее время картина изменилась. Социальной зрелости предшествует довольно таки длительный период детства, получение образoвания общего и профессионального, служба в армии молодого человека и т. д. Так что в настоящее время человек способен стать самостоятельным лет с 22, а может и с 25. Исходя из этого, и выстраивается брачно-семейное поведение современных людей.

      Если же взять современных юношей и девушек в возрасте от 18 лет, то это совершенно не готовые к самостоятельной жизни молодые люди. В их жизнь только приходит период социальной зрелости, у них высокий пик потребности в общении. Очевидно, что возникновение семьи затруднит профессиональное становление молодых супругов, весьма ограничит круг и формы общения, потребует от личности переориентации на семейные потребности. А появление малыша дополнительно обостряет все семейные напряжения.

      Но опять же, если взять тот факт, что физиологически наиболее благоприятным возрастом для рождения первого ребенка является 18―25 лет, а к 30 годам женщина стремится закончить репродуктивную функцию, то природные рамки благоприятного для женщины периода образования семьи и рождения ребенка не так уж и широки.

     В настоящее время продолжительность жизни увеличилась, вместе с тем верхняя граница детства и, следовательно, социального взросления, отодвинулась. Существует даже точка зрения, что затянувшееся детство и возникающая в связи с ним инфантильность молодых людей ― необходимые условия приспособления современного человека к долгой жизни, по принципу «всему своё время».

       В настоящее время наблюдается приоритет личных качеств партнера, а не социальных характеристик при выборе супруга.  Значительная часть молодых девушек предъявляют огромный список всех теоретически возможных качеств личности ― от красоты, ума, сильной воли и прекрасных свойств характера до финансовой обеспеченности и независимости. При всём при этом требования девушек категоричны и весь смысл сводится к тому, чтобы партнер ставил её интересы в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы частью этих ожиданий приходит к разрыву отношений, не смотря на наличие детей.

Далее рассмотрим социальную готовность к браку. Многие к социальной готовности относят следующие показатели: получение образования, устройство на работу или получение высшего  образования, жизнь отдельно от родителей  и начало самостоятельной трудовой деятельности. С этим очень тесно  связана социально-экономическая  готовность к браку, которая включает в себя самостоятельное зарабатывание денег, чтобы обеспечить членов семьи и себя в том числе. Но часто молодые люди не стремятся быть финансово–независимыми. Это является препятствием на пути к созданию семьи. Социальная готовность к браку предполагает осознание девушками и юношами ответственности за семью, за супруга, за детей. Таким образом, можно сказать о несформированности это компонента у юношей и девушек.

 

         Заключение.

Ключевым моментом в гармонизации отношений молодых людей является этико–психологическая готовность вступающих в брак. Она включает очень многие факторы, которые взаимодействуют  между собой. Молодые люди должны быть подготовлены к браку, у них  должен быть сформирован некий идеал  семьи, они должны знать чего ждут они от брака и семейной жизни  в целом. Также оба супруга  должны пытаться создать благоприятные  условия для жизни в семье  каждого его члена. Зачастую мы с  семьей связываем своё стремление быть счастливыми, и очень важным является с раннего возраста прививать  детям правильное представление  о личном счастье и семье. На отношения  партнеров, на семейную жизнь оказывает  преимущественное влияние мотивы вступления в брак. Осознaние этих мотивов  является важным компонентом этико–психологической  готовности к семейной жизни.

       Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «чтобы не засидеться в девках», «пришло время жениться» и т. п.); по материальным соображениям. Мотивационная готовность предполагает самостоятельность (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопросы) и ответственность за свою семью, готовность к рождению и воспитанию малыша. Также можно говорить о неготовности современной молодежи к браку по показателям данного компонента.

Резюмирую выше сказанное, можно  утверждать, что в юношеском возрасте обнаруживается диссонанс: на достаточно высоком уровне физический компонент, остальные достигли лишь среднего, а то и низкого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений.
  2. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика) - словарь (автор: Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королёв)
  3. Семья + Карьера. Семья ― Карьера: или как быть успешным и не быть одиноким? (автор: С.В. Жолудева)
  4. http://www.scienceforum.ru/2013/12/6830
  5. Квинн В. Прикладная психология. СПБ., 2000.

 

 

 



Информация о работе Основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку