Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:07, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной работы является анализ социального прогресса. Задачами данной работы выступают: Определить сущность социального прогресса; Выявить критерии и признаки социального прогресса; Проанализировать концепции социального прогресса.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Сущность социального прогресса 5 1.1 Критерии и признаки социального прогресса 5 1.2 Направления социального развития 6 Глава 2. Подходы к изучению социальных изменений 9 2.1 Концепции социального прогресса 9 2.2 Движущие силы социального прогресса 13 Заключение 15 Список использованной литературы 16
Теории циклических изменений.
Эволюционные теории, особенно те, которые
придерживаются концепции однонаправленного
развития, описывают историю как процесс,
поделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся
определенной направленностью. Теоретики
циклизма придерживаются другого подхода
- концепции расцвета и неизбежного заката
цивилизаций. Они не стремятся расположить
общества в определенном порядке на линейной
исторической шкале. Вместо этого они
сравнивают общества, пытаясь найти сходства
стадий их роста и упадка. В целом можно
сказать, что сторонники эволюционной
теории придерживаются относительно оптимистического
взгляда на человечество, полагая, что
оно непрерывно развивается, а представители
теорий циклических изменений - в некотором
смысле пессимисты, поскольку предрекают
гибель любой цивилизации.
Функциональная теория. Понятие
системы является центральным для структурно-функциональной
модели общества. Система - это ряд элементов
или компонентов, которые в течение определенного
периода времени находятся в более или
менее стабильной взаимосвязи. Одной из
отличительных черт системы является
ее стремление к равновесию. Даже несмотря
на то что противодействующие силы никогда
не бывают равными, конечными или постоянными,
для системы характерна тенденция к достижению
некоего типа баланса между этими силами.
Хотя в модель системы может быть введен
фактор времени, американские социологи,
придерживающиеся структурно-функционального
подхода, подчеркивают доминирующее значение
статики над динамическими процессами.
Конечно, жизнь не статична: в ней все время
что-то происходит. Люди рождаются и умирают,
а функционирование институциональных
структур вносит вклад в регулярное решение
насущных задач во времени.
Теория конфликта. Приверженцы
теории конфликта полагают, что напряженные
ситуации между конкурирующими группами
являются основным источником социальных
изменений. Наиболее точное определение
конфликтологического подхода содержится
в трудах К. Маркса, особенно в его понятии
диалектики. Диалектика описывает мир
в динамике, мир, который скорее находится
в становлении, чем в состоянии бытия.
Согласно теории диалектического материализма,
любой экономический строй развивается
до состояния максимальной эффективности,
в течение всего процесса развития, создавая
в своих недрах внутренние противоречия,
или слабые места, способствующие упадку
этого строя.
Социолог Ральф Дарендорф утверждает:
- Любое общество в любой момент своего существования претерпевает изменения.
- Любое общество в любой момент своего существования переживает конфликты.
- Любой элемент общества причастен к изменению.
- Любое общество основано на принуждении одних своих членов другими.
По мнению Дарендорфа, эти положения
дополняют функциональную модель, которая
ставит во главу угла интеграционные и
структурные аспекты социальной жизни.
Концепция «столкновения цивилизаций».
Оригинальную концепцию предложил С. Хантингтон,
директор Института стратегических исследований
Джона М. Олина в Гарвардском университете,
в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование
мирового порядка».
Цивилизационная модель Хантингтона
отражает назревший конфликт между западным
миром и набирающими жизненные силы незападными
цивилизациями. Основные группировки
государств больше не сводятся к трем
блокам эпохи «холодной войны»; теперь
речь идет о семи-восьми основных цивилизациях
мира. За пределами Запада, особенно в
Восточной Азии, страны наращивают богатство,
создавая основу для увеличения военного
могущества и политического влияния. По
мере роста их мощи и уверенности в себе
они все больше утверждают собственные
культурные ценности, отвергая те, которые
«навязываются» им Западом. [ 4 стр.311]
2.2 Движущие силы
социального прогресса
Суть любого процесса действительности
- развитие диалектических систем, образующих
этот процесс.
Процесс развития человеческого
общества это, прежде всего, развитие диалектической
системы «общество - природа». Развитие
которой отражается в прогрессе научно-технической
вооруженности человеческого общества:
в повышении уровня развития промышленного
потенциала, в росте производительности
труда, в совершенствовании технологий
производства жизненных благ, в повышении
уровня жизни образующих общество индивидов,
а также в постоянном повышении из поколения
к поколению уровня образования - увеличении
объема знаний о природе этих индивидов.
Прогрессивное развитие системы
«общество - природа» - процесс фатальный,
хотя этот фатум рожден вполне естественной,
внутри общества формирующейся, силой
- стремлением каждого человека к более
полному удовлетворению всех своих потребностей,
включая потребности труда, творчества,
познания, включая потребность в заботе
о будущих поколениях.
Прогресс системы «общество
- природа» определяется прогрессом общественного
сознания: постоянным пополнением накапливаемых
обществом знаний о природе, посредством
познания, открытия индивидуальным сознанием
законов развития природы, открытия приемов
и методов использования этих законов
в целях более полного удовлетворения
потребностей человека и общества.
Все эти знания накапливаются
в форме научных теорий, производственных
технологий, разнообразных продуктов
производства, т.е. в форме продуктов деятельности
всех поколений образующих общество индивидов,
продуктов, которые непосредственно или
опосредованно отражают уровень и объем
накопленных обществом знаний о природе.
Процессу объективизации субъективных
знаний предшествует процесс субъективизации
объективных знаний - процесс приобретения
индивидом части накопленных обществом
знаний, на базе которых индивид в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности
может приобрести новые знания.
Возможность приобретения индивидом
новых знаний по какому-либо вопросу определяется
не только его интеллектуальными возможностями,
но и обладанием уже накопленных человечеством
знаний по определенному вопросу.
Так как этот процесс, кроме
того, что сам является процессом непосредственного
развития общественного сознания, он еще
и создает базу для дальнейших открытий
другими индивидами. И чем шире процесс
распространения знаний, то есть чем больше
индивидов включается в процесс развития
общественного сознания, тем больше скорость
прогресса системы «общество - природа».
Деятельность индивидов, в процессе
которой происходит открытие новых знаний,
их объективизация и распространение,
в процессе которой происходит развитие
системы «общество - природа», всегда направлена
на удовлетворение их собственных потребностей,
даже если это забота об удовлетворении
потребностей других людей.
Поэтому источником процесса
развития общественного сознания, источником
прогресса системы «общество - природа»
является развитие диалектической системы,
являющейся основой онтогенеза индивида.
Это система «потребность -
деятельность», диалектической формой
развития, которой является индивидуальное
человеческое сознание - физиологический
процесс, обеспечивающий приобретение
индивидом знаний о действительности
и на базе этих знаний организующий деятельность
индивида, направленную на удовлетворение
его потребностей.
Человеческое общество в целом,
как и отдельные государства можно представить
в виде диалектической системы «индивид
- индивид», различные формы отклонения
от состояния равновесия которой, образуют
все внутриобщественные (социальные) противоречия.
Таким образом, движущей силой
социального прогресса является потребность
людей в социальной справедливости, и
эта потребность, точно также как и все
другие, может быть удовлетворена только
при полном осознании путей и способов
ее удовлетворения по воле имеющих эту
потребность людей. [ 5 стр. 193]
Заключение
Процесс развития человеческого
общества это, прежде всего, развитие диалектической
системы «общество - природа», развитие
которой отражается в прогрессе научно-технической
вооруженности человеческого общества:
в повышении уровня развития промышленного
потенциала, в росте производительности
труда, в совершенствовании технологий
производства жизненных благ, в повышении
уровня жизни образующих общество индивидов,
а также в постоянном повышении из поколения
к поколению уровня образования - увеличении
объема знаний о природе - этих индивидов,
как следствие, которое периодически становится
причиной, научно-технического прогресса
общества.
Движущей силой социального
прогресса является потребность людей
в социальной справедливости, и эта потребность,
точно также как и все другие, может быть
удовлетворена только при полном осознании
путей и способов ее удовлетворения по
воле имеющих эту потребность людей.
Не утратить, а развить, проявить,
отразить бесконечное многообразие мира
и сохранить при этом его целостность
- вот смысл существования социального
и границы новой специфической меры свободы
и ответственности для каждого человека,
народа, общества.
Список использованной
литературы
Шпаргалка по социологии. Аскерова Н.В., Белова Е.В., Мельникова Н.А. 2011 г., 124 с.
Общая социология. Конспект
лекций. Горбунова М.Ю. 2008г., 286 с.
Социология, Краткий курс.
Исаев Б.А. 2010 г., 210 с.
Социология. Мирошниченко
Н.В. М.А – Приор, 2009г., 311 с.
Социология, Полный курс. Ритерман Т.П. 2009г., 193 с.