Основные методы современной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в экономике и духовной жизни общества, негативные последствия этих перемен вызывают тревогу у многих людей, порождают неуверенность в завтрашнем дне, наполняют внутренний мир человека тяжелыми переживаниями, что сказывается и на семейных отношениях. Это увеличивает потребность в развитии разнообразных методов и форм социальной помощи населению, проведении своеобразной терапии.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе 5
2. Методы решения психологических проблем клиента в психосоциальной работе 11
3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии 14
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

методы терапии в соц.работе (1).docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим методы социальной работы, классифицированные по ее объектам:

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к  новым условиям жизни. Этот метод  предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых  процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация) [17, с. 158].

К групповым методам могут  быть отнесены совместная работа над  определенными проблемами и задачами, диагностические и коррекционно-групповые  процедуры, объектом которых являются социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей, составляющих различные социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп.

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование  социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:

  • групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель — быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;
  • деловая игра — воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;
  • модификация социального поведения — выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению;
  • социально-психологический тренинг — активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности [10, с.145].

Организационные методы —  приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных  задач в области социальной работы, — подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. [7, с.136].

Они закрепляют права, полномочия, обязанности, ответственность различных  звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и  как члену социума, в котором  происходит процесс социализации и  социальной ориентированности.

Выделяют три основные группы этих методов:

1) методы формирования  сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

2) методы организации познавательной, практической деятельности и  поведения (поручения, задания,  упражнения, создание специальных  воспитывающих ситуаций);

3) методы стимулирования  деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и  др.).

Главная особенность этих методов состоит в том, что  они применяются, как правило, в  определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.

3. Пример решения психологических проблем семьи как объекта психосоциальной работы методами современной терапии

Методы социальной работы с населением в целом и  с семьей в частности должны подбираться  исходя из одной главной задачи —  развития семьи, направления энергии  ее членов на позитивные изменения  в их жизнедеятельности. Прежде всего  измениться должны способы взаимодействия людей друг с другом. Значение этого  явления состоит в том, что  следом за изменением актов взаимодействия изменятся и взгляды индивида, его восприятие жизненных явлений  и событий [22].

В этом процессе есть свои этапы: выделение эпизодов, требующих иных подходов, стратегий  поведения; вмешательство социального  педагога в ситуации взаимодействия клиента с его близкими; выработка  новых стратегий взаимодействия; достижение результатов общения  социального работника с клиентом и членами его семьи.

В социальной работе с семьей встречаются ситуации, когда положение изменить трудно или невозможно, но вполне вероятно изменить его восприятие — эмоциональное  или концептуальное. Успех здесь  сопутствует тем индивидам, которым  присуща гибкость мышления, нестандартность  поведенческих реакций, высокая  степень обучаемости, умение переключаться  со своей позиции на чужую, воспринимать иные точки зрения. Поменяв восприятие проблемы, клиент может в неблагоприятной  ситуации увидеть добрые предзнаменования, а из ошибки сделать рациональные и полезные выводы. Однако сам он не справится с задачей такого рода, ему нужна помощь, толчок извне  к пересмотру роли проблемной ситуации в его жизни. Метод изменения  соотношения проблемной ситуации и  фона ее восприятия назовем методом  реконструкции восприятия события [4].

Метод описания ситуации

Метод описания ситуации социальным работником для  клиентов или всей семьи в целом  полезен в целях психодиагностики их психических состояний на первом этапе вхождения в семью. Наблюдая за реакцией партнеров по общению, социальный работник описывает их взаимоотношения так, как он их себе представляет. Это описание носит, конечно же, субъективный характер, так как социальный работник не знаком с историей семьи, биографическими характеристиками ее членов, их представлениями о мире и о себе, взаимоотношениями и взаимными ожиданиями. Однако объективность здесь и не нужна. Субъективная оценка семьи чужим для нее человеком может стать хорошим поводом для активного обсуждения домочадцами степени ее соответствия истине и всестороннего обмена мнениями. Это пробудит дискуссию, обнажит позиции, выявит оппонентов и даст психологу тот материал, который иным путем получить очень трудно.

Метод противоречивой оценки семьи

Метод противоречивой оценки семьи в чем-то схож с методом  описания ситуации в семье, однако есть здесь и отличия. Давая внешнюю  оценку семье, социальный работник может  сделать акцент на сильных сторонах функционирования семьи ради повышения  меры самоуважения ее членов. В тех  семьях, где критическое начало выше, чем самокритическое, позитивные высказывания специалистов будут приняты за истину, что не послужит коррекции взаимодействий и взаимоотношений [14].

Метод ролевой игры

В социальной педагогике, психологии, управленческой науке всегда были модны ролевые  игры. Метод ролевой игры наиболее полезен для обучения способам взаимодействия между людьми, а также для определения  предназначения индивида в той или  иной роли. Уже говорилось о том, как важно в процессе социализации научиться правильному пониманию  и исполнению социальных ролей, большинство  из которых — парные. Мать и дочь, отец и сын, муж и жена, бабушка  и внучка — число таких пар  в условиях большой семьи достаточно велико. Не каждый человек объективно способен поставить себя на место  другого и воспринять его не со своей, а именно с противоположной позиции. К примеру, пятилетняя девочка никогда не была бабушкой, и требования уважительного отношения к старшим имеют для нее чисто умозрительный смысл. Мыслить же абстрактно ребенок такого возраста просто не в состоянии. Однако мы, воспитатели, настаиваем на том  чтобы уважение к старшим малыш не только демонстрировал, но и испытывал! Заведомо неисполнимое требование. И таких педагогических казусов в нашей жизни очень много [14].

Вот еще пример. Живут в семье двое — муж  и жена. Они не похожи уже тем, что это представители разного  пола. Физическая, гормональная, психическая, социальная, эмоциональная составляющие их личности абсолютно различны. Женщина  более ярко чувствует, мужчина логичнее мыслит. С женщиной общество считается  меньше, с мужчиной больше. Конечно  же, не только от биологической принадлежности зависит направленность личности, немалую  роль играют условия воспитания. Порой  мужчина приобретает чисто женские  черты, а женщина формируется  с сильным и мужественным характером. Однако и они, и их близкие стремятся  найти общий язык, понять друг друга, особенно если между ним часто  происходят конфликты. Психолог либо социальный работник, выступающий в роли социального  психолога, может оказаться им очень  полезен в этой ситуации.

Работа в паре с коллегой

Западные  социальные работники применяют  такой метод, как работа в паре с коллегой. В Голландии с одним  несовершеннолетним правонарушителем контактируют самые разные люди и  в самых разных местах. Школа, больница, полицейский участок, молодежный клуб, «тусовка» в подземном переходе, улицы, микрорайон — все те места, где бывает подросток, имеют специалистов — психологов, социальных педагогов, которые наблюдают за своим подопечным и при необходимости вмешиваются  в ситуацию. Работа в паре с коллегой приносит не менее положительный  результат, хотя смысл ее несколько  иной. С семьей знакомится не один, а  двое социальных работников. Они ведут своих клиентов вместе. Вдвоем легче подобрать оптимальные методы работы, увидеть слабые места в собственных действиях и скорректировать ход событий. Очевидно, нет необходимости дублировать работу друг друга со всем массивом семей. Данный метод необходим в особо сложных случаях и там, где социальному работнику недостает знаний и опыта [22].

Метод использования группового мнения

Метод использования  группового мнения эффективен в социальной работе с дружной и сплоченной семьей, переживающей временные трудности. Для одного члена семьи мнение всех остальных о его успехах, будущем, поступках может иметь  большой психотерапевтический эффект при условии, что оно будет  во всех нюансах продумано и подготовлено специалистом-психологом, социальным работником. Без посредничества семья  вряд ли справится с задачей изменения  самооценки индивида или его позиций  в связи с общими семейными  делами [4].

Социальный  педагог должен учитывать тот  факт, что коллективное решение более  смелое, чем индивидуальное. Ответственность  распределяется между всеми членами  группы, тогда как субъекту действия придется самому нести основную тяжесть  совместно принятого решения. Кроме  того, далеко не всегда коллективное решение  лучше индивидуального, здесь многое зависит от сложности задачи, личностных качеств участников обсуждения, их компетентности в обсуждаемом вопросе. Вот почему обращаться за помощью  к семье социальный работник должен лишь в определенных случаях, учитывая индивидуально-психологические особенности  ее членов, атмосферу в семье и  подготовленность ее к правильной расстановке  акцентов при решении проблем  отдельных личностей.

Методы убеждения и внушения

Собственно  психологические и психотерапевтические методы социальной работы с семьей — методы убеждения и внушения. Они имеют между собой как общее, так и различное. Общее между ними — их подсознательный характер, связь с бессознательным в личности, зависимость от стороннего воздействия. И тот и другой методы осуществимы при специальной подготовке личности, осуществляющей воздействие. Человек, выступающий в роли субъекта воздействия, называется суггестором, его партнер, находящийся в роли объекта воздействия, — суггерендом. Процесс социального внушения называется суггестией [14].

Социальный  работник в семейной психотерапии обязательно  применит и тот и другой методы воздействия. Важно лишь определить целесообразность их использования  в конкретной ситуации. Так, метод  внушения более эффективен для людей  менее образованных, не имеющих высокого статуса, зависимых, с низкой самооценкой. Внушению легче поддаются женщины  и дети. Метод убеждения срабатывает  с теми людьми, которые имеют открытое и гибкое мышление, готовы к восприятию новой информации и заранее настроены  на восприятие воздействия. И в том  и в другом случаях желательны высокий статус, авторитет, красноречие, эрудиция, приятная располагающая внешность, высокие интеллектуальные качества суггестора, равно как и доверие к нему со стороны суггеренда. Низкостатусный социальный работник с отсутствием профессионального опыта и уверенности в себе не только не сможет воспользоваться преимуществами этих методов, но и достигнет обратного результата — клиент разочаруется в способностях своего социального руководителя и в его возможностях разрешить проблемную ситуацию.

Цель обоих  методов состоит в достижении изменений в сознании и поведении  личности. Об эффективности полученных результатов можно судить по поступкам  клиента, по его настрою на более  тесное взаимодействие с членами  семьи, смену стратегии и тактики  поведения в конфликтных ситуациях, по большей уступчивости и терпимости в отношениях с близкими.

Метод информирования в социальной работе

Метод информирования в социальной работе — самый распространенный, как и метод наблюдения. Его  назначение состоит в передаче клиенту  актуальной для него информации.

Это может  быть информация юридического, социально-экономического, медицинского, нравственно-эстетического, психолого-педагогического, социально-бытового характера. Клиент должен получить все  те сведения, без которых его поведение  не сможет быть адекватным ситуации, а  он сам не решит возникших проблем [4].

Выше уже  отмечалось, что при передаче психологической  информации социальный работник может  быть предельно откровенен, если сведения носят теоретический характер, и  должен быть предельно тактичен, сообщая  данные конфиденциального, личностного  характера. Здесь должен работать известный  афоризм простота хуже воровства. Рассказать буквально обо всем, что стало  известно в ходе исследования личности клиента, — не означает продемонстрировать свою высокую квалификацию. Напротив, такой подход к использованию  материала обследования говорит  о некомпетентности исследователя, его инфантильности как личности и как специалиста. Правда лечит  тогда, когда она имеет оптимистический  заряд и служит стимулом для разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

Метод опоры на традиции и обычаи семьи

Метод опоры  на традиции и обычаи семьи эффективен своим воздействием на подсознание  личности. У каждого из нас в  генах записана программа поведения  в самых различных ситуациях  — социальных, национальных, половых, конфликтных и т. д. Групповые  нормы влияют на поведение личности самым прямым и непосредственным образом. Наиболее яркое воздействие  на личность оказывает семейная группа, где сохраняются традиции — религиозные, национальные, половые, этические, психологические, хозяйственно-бытовые. Именно из семьи  родительской личность берет в свою собственную привычки и правила  поведения, которые потом, в зрелости, мало изменяются. Семья — наипервейший институт социализации личности, а потому он является и наиважнейшим инструментом ее социального научения.

Вот пример. В  семье появляется ребенок. Оба молодых  родителя по национальности лезгины. Процесс  имянаречения у лезгин выверен исторически: ребенка называют дедушка и бабушка. Если родится сын, то имя даст дедушка по отцу, если дочь — бабушка по матери. В ситуации, когда отец или мать хотят отказаться от традиции и наречь ребенка по своему усмотрению, между поколениями возможен конфликт. Социальный педагог, выступающий посредником между молодой семьей и ее родными по восходящей линии, применит все свое красноречие, чтобы убедить молодых не прерывать традицию и не наносить морального ущерба любящим родственникам. Без их помощи в воспитании ребенка будет очень нелегко, и не следует начинать семейную жизнь с обострения отношений в большой семье [16].

Информация о работе Основные методы современной терапии