Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 12:07, контрольная работа
Для эмпиризма, и для структурного функционализма характерна общая черта - стирание границ, линий конфронтации и синтез «непримиримых школ» социологической мысли. Этот процесс был характерен и для работы Международных конгрессов, которые способствовали «научной восприимчивости» социологического сообщества. Появились некоторые общие теоретико-методологических ориентации концептуальных школ. Данное движение в социологии сопровождается и инструментальными изменениями, где ведущее место занимают научно-исследовательские центры, лаборатории, исследовательские группы (команды), в которых сотрудничают социологи, социальные кибернетики, психологи и по необходимости представители других наук. Для них характерна демократическая организация научно-практической работы, идущая на смену традиционным отношениям в школе - «учитель-лояльные ученики». Теперь в качестве организатора социологических исследований выступает известный ученый, который утверждается директором-распорядителем гранта: он подбирает себе штат сотрудников, арендует помещение, берет напрокат необходимое оборудование и т.д.
Введение_____________________________________________-3-
Структурно- функциональный анализ__________________-6-
Теория социального конфликта_______________________-17-
Теория социальных систем
Структурализм
Теория социального обмена__________________________-21-
Вывод____________________________________________-25-
Список литературы_________________________________-27-
4. Теория символического интеракционизма
Символический интеракционизм (Г. Блумер,
А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих
теоретических построениях делает главный
акцент на лингвистическую или предметную
сторону коммуникации, особенно на роль
языка в формировании сознания, человеческого
Я и общества.
По мнению самих американских
социологов, символический интеракционизм
стремится к описанию человеческих взаимодействий
и общества с позиций приспособления и
отказа от приспособления друг к другу
игроков в игре. Поскольку игры имеют правила,
символические интеракционисты предпочитают
фокусировать внимание на том, как игроки
в зависимости от хода взаимодействия
создают, поддерживают и осознают правила
игры.
Создателем теории символического
интеракционизма является американский
ученый Дж. Герберт Мид (1863-1931). Сам Мид
считал свою социальную психологию бихевиористской
на том основании, что она начинается,
с наблюдения реального протекания социальных
процессов.
Характерными чертами символического
интеракционизма, отличающими его от большинства
направлений социологии и социальной
психологии, стали его стремление исходить
при объяснении поведения не из индивидуальных
влечений, потребностей, интересов, а из
общества (межиндивидуальных взаимодействий);
попытка рассматривать все многообразные
связи человека с вещами, природой, другими
людьми, группами людей и обществом в целом
как связи, опосредованные символами.
Особое значение придается языковой символике.
В основе символического интеракционизма
лежит представление о социальной деятельности
как совокупности социальных ролей, которая
фиксируется в системе языковых и других
символов.
Мид рассматривает личность
как социальный продукт, обнаруживая механизм
ее формирования в ролевом взаимодействии.
Роли устанавливают границы подобающего
поведения индивида в определенной ситуации.
Необходимое во взаимодействии «принятие
роли другого» обеспечивает, согласно
Миду, превращение внешнего социального
контроля в самоконтроль и формирование
человеческого Я. Сознательная регуляция
поведения описывается как непрерывное
соотнесение представления о своей роли
с представлением о самом себе, со своим
Я. Я как то, что может быть объектом для
самого себя, является, в сущности, социальным
образованием и возникает в ходе реализации
социального опыта.
Согласно концепции символического
интеракционизма в изложении
Г. Блумера (1900-1987), люди действуют
по отношению к объектам, ориентируясь
прежде всего на значения, которые придают
этим объектам, а не на их субстанциональную
природу. Эти значения формируются и переформировываются
в процессе социального взаимодействия.
Социальная реальность далека от того,
чтобы быть стабильной. Она подвижна и
является продуктом взаимосогласования
значений между тесно взаимосвязанными
совокупностями действующих лиц . Эти
лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций,
оценок, определений и переопределений
ситуаций, так что лишь четкие индуктивные
процедуры могут помочь в деле объяснения
поведения.
Следуя терминологии М. Вебера
социологи называют символический интеракционизм
«теорией действия». Другие именуют его
«ролевой теорией». [4, с.142]
Вывод
Наличие демаркационной линии
между теоретической и прикладной социологией
ведет к тому, что, их различие принимает
характер процесса дивергенции, который
в принципе противоречит построению социологии
как единой неуки. Данная парадоксальная
ситуация вызывала чувство неуверенности,
которое испытывали многие её ведущие
представители. Оно проистекало из понимания
того, что находясь в подобной ситуации,
социология неспособна быть на уровне
новых проблем. Эмпирические исследования
аккумулируют социологические данные,
дают толчок к поиску новых теорий, заставляя
пересматривать их основания.
Однако «классические» положения
теоретической социологии оказались неспособными
понять и предвидеть состояния, требования
социальной реальности, когда последние
явно противоречат первым. Структурный
функционализм говорил о стабильности
системы и т. п., но только не о тех дисфункциях
и конфликтах, которые в 60-е годы имели
место в действительности и свидетельствовали
о кризисе социальной системы.
Образовался очевидный разрыв
между тем, что может дать и дает социология
на её нынешнем этапе. Это - яркое свидетельство
кризиса, проявлением которого стал тупик
социологии. Несмотря на широкое распространение
классической социологии, она оказалась
бессильной, неспособной отвечать на проблемы
современности. По отношению к ней социальная
реальность как бы «хитрила». Отсюда возникала
настоятельная потребность поиска выхода
социологии из данного состояния. Необходимо
приблизить ее к реальности, то есть преодолеть
разрыв между эмпирическим и теоретическим
уровнями социологии, эмпирическими исследованиями
и теоретическими обобщениями на пути
создания единой автономной науки. Таким
образом, кризис социологии выступал как
соответствующая прелюдия к возникновению
новых теорий, способных совершить поворот
в социологии.
Список литературы
1. Добреньков, В.И. Социология:
учебник / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко;
МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2007.
– 624с.
2. История социологии: учебник
в 3-х кн. / ред. В.И. Добреньков; МГУ им. М.В.
Ломоносова. - М.: ИНФРА-М. Кн. 1 : История
социологии (XIX-первая половина XX в.). - М.:
ИНФРА-М, 2004. - 592 с.
3. Козер, Л.А. Мастера социологической
мысли. Идеи в историческом и социальном
контексте / Л.А. Козер ; пер. Т.И. Шумилина,
ред. И. Б. Орлова. - М.: Норма, 2006. - XIV, 528 с.
4. Кравченко, А.И. История зарубежной
социологии : учеб. пособие для вузов /
А.И. Кравченко. - М.: Культура : Академический
Проект, 2005. - 704 с.
5. Кравченко, А.И. Социология:
учебник для вузов /А.И. Кравченко; МГУ
им. М.В. Ломоносова. - М.: Велби, Проспект,
2008. - 536 с.
6. Кравчнеко, С.А. Социологическая
теория: дискурс будущего / С.А. Кравчнеко
// Социс: Социологические исследования.
- 2007. - №3. - С. 3-12
7. Кравченко, С.А. Социология:
парадигмы через призму социологического
воображения: учебник для вузов / С.А. Кравченко.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2004.
- 624 с.
8. Куликов, Л.М. Основы социологии
и политологии : учеб. пособие / Л.М. Куликов.
- М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с
9. Социология: учебник для вузов
/ Ю.Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп.
- Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 509 с.
10. Социология: учебник / ред. П.Д.
Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Маркетинг, 2005. - 1036 с.
11. Социология : учеб. пособие /
Л.В. Балтовский [и др.] ; ред.: П.С. Емшин,
Д.З. Мутагиров, Н.Г. Скворцов. - СПб.: Питер,
2004. - 400 с.
12. Социология. Основы общей теории:
учебник для вузов /ред.: Г.В. Осипов, Л.Н.
Москвичев. - М. : Норма, 2003. - 912 с.
13. Социология: история и современность
: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.] ; ред.
Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс,
2007. - 668, [1] с.
Информация о работе Основные направления западной современной социологии