Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 22:33, курсовая работа
Социальное прогнозирование - это специальное исследование о вероятных перспективах развития социального объекта. Причем объектом может быть и социальное явление, процесс, и социальный слой, и социальное состояние личности. Целью социального прогнозирования является подготовка научно обоснованных предложений о том, в каком направлений желательно развитие социального объекта. Если мы имеем дело с определенным социальным явлением, то целью научного прогноза будет не просто предвиденье его состояния в будущем, но и выработка мер, позволяющих в нужном направлении воздействовать на это явление. Следовательно, в ходе научного прогнозирования решаются две главные задачи:
• определяется и мотивируется цель вероятного развития объекта;
• определяются средства и способы достижения этой цели.
Введение……………………………………….………………………………….3
1.Теоретические основы социального нормирования
1.1. Определение понятий «социальная норма» и «социальный норматив». Роль нормирования в социальном прогнозировании……….…………………5
1.2. Особенности применения поискового и нормативного подходов в социальном прогнозировании………………………………………………….10
1.3. Система социальных норм и нормативов в РФ……………………….…17
2. Анализ основных показателей социального нормирования в системе социальных прогнозов
2.1. Методика расчета прогнозных показателей с использованием нормативного метода социального прогнозирования……………………….20
2.2. Анализ влияния социальных норм и нормативов на развитие объекта социального прогнозирования в перспективе………………………………...25
3. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
3.1. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ………………..………………………………………………28
3.2. Прогнозирование показателей социального развития РФ……………..29
Заключение……………………………………………………………………...33
Литература……………………………………………………………………....34
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Владимирской области5
Размер и структура денежных доходов населения Владимирской области6
Представим данные таблицы 2 по размеру и структуре денежных доходов населения Владимирской области в таблице 1.
Таблица 3
Состав денежных расходов населения Владимирской области7
Исходя из данных таблиц, можно сделать следующие выводы:
По итогам 2011 года сократились (в реальном исчислении) среднедушевые денежные доходы на 11,2 процента, заработная плата — на 23,6 процента, пенсии увеличились — на 12 процентов к уровню 2009 года.
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизился с 22,7 процента в 2009 году до 20,4 процента по итогам 2011 года.
Вместе с тем, сохраняется высокой и имеет тенденцию к росту дифференциация населения по уровню доходов: индекс Джини (коэффициент концентрации доходов) сложился в 2008 году в размере 0,366 (2009 год — 0,343); соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения (коэффициент дифференциации доходов) составило 10,1 раза в 2011 (2009 год — 9,6).
Финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на уровень жизни населения области.
По оценке в 2011 году реальная заработная плата снизилась на 22,4 процента, по сравнению с 2009 годом. Реальные располагаемые доходы населения — на 4,1 процента к уровню 2010 года.
Индекс Джини – статистический показатель неравномерности распределения доходов в обществе, заработной платы различных групп населения, используемых в странах с развитой рыночной экономикой. В государственной статистике РФ данный показатель не используется.
Реальный смысл показателя индекса Джини (или коэффициента концентрации доходов) – а количественном выявлении доходов и наиболее продвинутой группе по сравнению со средним доходом. Построение данного показателя связано с предпосылкой идеального варианта равномерного распределения доходов, когда каждая группа получает доход пропорционально своей численности. Индекс Джини в данном варианте равен 0, в противоположном варианте – единице.
3. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
3.1. Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ
Совершенствование системы норм и нормативов связано с формированием государственной системы социальной стандартизации, которая обеспечивает создание принципиально нового механизма нормативно-правового регулирования государством развития всей весьма разнообразной по своей структуре социальной сферы.
Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.
Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.
Для определения государственных минимальных социальных стандартов в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных услуг было бы правомерным понятие стандарта связывать также с разрешенной к применению технологией, обеспечивающей определенное качество обслуживания.
Совершенствование системы социальных норм и нормативов Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:
• совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;
• социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
• определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
• обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
• сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
• нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
• совершенствование межбюджетных отношений;
• концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики.
3.2. Прогнозирование
показателей социального
В течение 90-х гг. XX в. в России произошли снижение уровня жизни населения, деградация социальной сферы, падение статуса труда, образования и профессиональной квалификации. В результате возникли разочарование населения в реформах, отчуждение граждан от власти и расширение разнообразных форм социального протеста. Следствием этого явилось сужение социальной базы преобразований, что ограничило возможность государства в использовании социально-экономических механизмов регулирования рынка.
Кризис социального развития привел к утрате механизмов регулирования социального обеспечения и развития, что характеризуется следующими показателями.
Кризис условий трудовой деятельности:
Нарастание социально-экономической напряженности.
Кризис социального развития оказывает серьезное влияние на существо экономического кризиса и является препятствием для дальнейших экономических преобразований.
Для преодоления кризиса социального развития необходимо:
Заключение
Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию»8.
Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от
20 июля 1995 г. № 115-ФЗ "О государственном
прогнозировании и программах
социально-экономического
2. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "Консультант Плюс".
3. Бестужев Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 348 с.
4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Финансы, 2005. – 404 с.
5. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: Финстатинформ, 2010. – 268 с.
6. Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. – Сыктывкар: КРАГС и У, 2011. – 87 с.
7. Кушлин В.И., Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2011. – 404 с.
8. Найбороденко Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России. – 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2003. – 352 с.
9. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. Г.Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 418 с.
10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. - 996 с.
11. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 286 с.
12. Кисиленко А.Н. Методология прогнозирования и стратегического планирования развития регионов // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования. – 2011. – № 4. – С. 72-78.
13. Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона // Проблемы прогнозирования. – 2012. – № 4. – С. 23-36.
14. Ушаков А.К., Рязанова Л.А и др. Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели // Российский экономический журнал. – 2012. – № 2. – С. 12-19
1 Кушлин В.И., Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2011. – 404 с
2 Киселенко А.Н. Прогнозирование и планирование. – Сыктывкар: КРАГС и У, 2011. – 87 с.
3 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 286 с.
4 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. - 996 с.
5http://vladimirstat.ru/
6
http://vladimirstat.ru/
7http://vladimirstat.ru/
8 Кисиленко А.Н. Методология прогнозирования и стратегического планирования развития регионов // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования. – 2011. – № 4. – С. 72-78.
Информация о работе Основные направления совершенствования системы социальных норм и нормативов в РФ