Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:21, контрольная работа
Основу функционализма составляют: натуралистический подход к исследованию социальной реальности; естественнонаучная методология и системные качества общества; попытка перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «порядок» социальной системы, все составляющие ее элементы, механизмы ее интеграции. Обвинения в антиисторизме структурный функционализм пытался опровергнуть:
а) разработкой неоэволюционизма;
б) созданием ряда теорий «социального изменения», учитывающих значение дисфункциональных элементов в социальной системе;
1.Структурно-функциональный анализ………………………………………………….2
2.Теория социального конфликта……………………………………………………………7
3.Теория социального обмена…………………………………………………………………8
4.Теория символического интеракционизма………………………………………….10
5.Список используемой литературы……………………………………………………….12
Бихевиористская концепция Хоманса оказала существенное влияние на концепцию П. Блау. Исходным положением теории социального обмена Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. «Люди, - пишет Блау,- вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся». Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т. п., а также практическая помощь. Блау учитывает и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий:
1) если нуждающиеся не
располагают необходимыми
2) если они не могут
получить их из другого
3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой;
4) если в их системе
ценностей не произойдет
Осознание глубоких противоречий бихевиористского подхода, а также мысли о несводимости человеческого поведения к набору реакций на внешние стимулы, о способности человека творчески осмысливать свою социальную среду побудили ряд социологов интерпретировать поведение с точки зрения того значения, которое личность (или группа) придает тем или иным аспектам ситуации. Для обоснования этой идеи социологи-теоретики обратились к теориям символического интеракционизма, к феноменологической социологии. [5, с. 420]
4. Теория символического интеракционизма.
Символический интеракционизм (Г. Блумер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стросс и др.) в своих теоретических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодействий и общества с позиций приспособления и отказа от приспособления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют правила, символические интеракционисты предпочитают фокусировать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимодействия создают, поддерживают и осознают правила игры.
Создателем теории символического интеракционизма является американский ученый Дж. Герберт Мид (1863-1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается, с наблюдения реального протекания социальных процессов.
Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (межиндивидуальных взаимодействий); попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. Особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта.
Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Г. Блумера (1900-1987), люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц . Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения.
Следуя терминологии М. Вебера социологи называют символический интеракционизм «теорией действия». Другие именуют его «ролевой теорией».
Список используемой литературы.
1.Добреньков, В.И. Социология: учебник / В. И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 624с.
2.История социологии: учебник в 3-х кн. / ред. В.И. Добреньков; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М. Кн. 1 : История социологии (XIX-первая половина XX в.). - М.: ИНФРА-М, 2004. - 592 с.
3.Кравченко, А.И. История зарубежной социологии : учеб. пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Культура : Академический Проект, 2005. - 704 с.
4.Кравчнеко, С.А. Социологическая теория: дискурс будущего / С.А. Кравчнеко // Социс: Социологические исследования. - 2007. - №3. - С. 3-12
5.Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии : учеб. пособие / Л.М. Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с
6.Социология: учебник для вузов / Ю.Г. Волков [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 509 с.
7.Социология. Основы общей теории: учебник для вузов /ред.: Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М. : Норма, 2003. - 912 с.
8.Социология: история и современность : учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.] ; ред. Ю.Г. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 668, [1] с.
Информация о работе Основные направления современной западной социологии