Основные направления социальной политики государства, их оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:39, реферат

Краткое описание

Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях:
на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций,
на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах стран,
на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты социальной политики государства 4
2. Социальная политика Российской Федерации на современном этапе развития. 8
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Приложение 1 14
Приложение 2 16

Вложенные файлы: 1 файл

У2-4с Новицкая реферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

Кафедра «макроэкономика и макроэкономическое регулирование»

 

 

 

Реферат

 на тему:

«Основные направления социальной политики государства, их оценка»

 

 

Выполнила:

студентка группы У2-4с

Новицкая Е.В.

Научный руководитель:

к.э.н., доцент 
Николаева И.В.

 

 

г. Москва 2013

План 

 

 

 

Введение

Нынешнее состояние российской государственности носит достаточно сложный и противоречивый характер. Однако постоянное реформирование всех сфер жизнедеятельности общества, отражает приоритетную идею социальной государственности, провозглашённой 7 статьей Конституции РФ. Равенство, свобода, демократия, социально-правовая защищенность личности, гражданское общество являются признанными общечеловеческими ценностями.

Процесс возникновения и становления социального государства можно анализировать на следующих уровнях:

на научном — как идею и ее развитие в ряде концепций,

на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в основных законах стран,

на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Я бы хотела рассмотреть социальную политику в качестве теории и практики в нашей стране.

 

  1. Теоретические аспекты социальной политики государства

Основным законодательным актом, который регулирует международное правовое поле в части проведения социальной политики, является Конвенция  Международной организации труда от 1962 г. №117 «Об основных целях и нормах социальной политики». Данный  
документ акцентирует внимание на том, что проведение социальной политике должно быть результативным, а именно способствовать социальному прогрессу по средствам обеспечения роста благосостояния и развития населения. Законодательство России также опирается на основополагающие статьи данной конвенции, раскрывающие сущность социального государства.  
Социальное государство (от нем. Sozialstaat) - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.1 

В нашей стране законодательной основой социальной политики является Конституция РФ, в 7 статье которой раскрывается понятие социального государства. В ней перечислены те направления политики, без которых государство не может быть признано таковым, а именно: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека,2, охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление  государственных пенсии, пособий и иных гарантии социальной защиты.

На основании этого, можно раскрыть понятие социальной политики,  которое А. .А. Кочетков определяет как систему экономических отношений, обеспечивающую каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающую его при утрате оных (старость, болезнь, инввалидность..)3.

Объектами регулирования социальной политикой являются: социальное страхование, социальная защита, политика в области оплаты труда и жилищная политика.

А потому в данной области можно выделить следующие основные задачи:

1) стабилизация уровня жизни населения и избежание масштабной бедности;

2) регулирование уровня безработицы и материальная поддержка безработных, а также обеспечение удовлетворения потребности рынка качественными и количественными трудовыми ресурсами.

3) поддержка уровня реальных доходов населения на стабильном уровне; грамотная антиинфляционная политика.

4) качественное развитие отраслей бюджетной сферы.

Для достижения данных задач в рамках обеспечения социальной защиты населения государство предпринимает меры по следующим направлениям: 
защита экономически активного населения и нетрудоспособного населения.

Для первой категории граждан, социальная защита реализуется в рамках предоставление возможности осуществления трудовых вкладов, добровольного и обязательного страхования социальных рисков и пр.  
Вторая категория граждан защищается с помощью ряда гарантированных привилегий, услуг фонда социальной защиты, системой льгот и бюджетных трансфертов в виде: социальных пособий, пенсий, стипендий и других выплат.

Ключевое значение в реализации совокупных мер социальной защиты населения заключается в системе государственных минимальных стандартов, нормирующие наиболее важные социальные показатель такие как минимальный размер оплаты труда; продолжительность рабочего времени, пособие по безработице, размер стипендии на период профессиональной подготовки, минимальный размер пенсии, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по уходу за больным ребенком , а также социальные гарантии в области здравоохранения, образования и культуры и другие социальные выплаты и пособия.

В рамках социальной политики также  обеспечивается Социальное страхование граждан, которое гарантируют поддержку лиц нетрудоспособного возраста или состояния за счёт государственного внебюджетного Фонда социального страхования, а после проведения реформы и других негосударственных фондов.

Из средств фонда социального страхования Российской Федерации происходит: 
финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора ле и пр. Формирование средств данного Фонда происходит за счет ассигнований из федерального бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц и страховых взносов организаций.

С точки зрения регулирования занятости населения государство предпринимает следующие действия:

 в периоды массовой безработицы сокращает продолжительность рабочей недели; высвобождает новые рабочие места досрочно увольняя на пенсию госслужащих предпенсионного возраста;

организовывает работу бирж труда;

реализует программы позволяющие повысить квалификацию труда или переквалифицироваться, что обеспечивает востребованность ресурсов.

Также, немаловажным значением в области социальной политики является проблема влияния инфляции  на денежных доходы населения. Для защиты от инфляции применяется индексация доходов - увеличение денежных доходов населения пропорционально росту цен на потребительские товары, работы и услуги. Индексация осуществляется и на уровне государства, и на уровне отдельных предприятий, предусматривая дифференцированный подход в зависимости от размера доходов. Происходит полная компенсация самых низких доходов и практически не происходит компенсации самых высоких доходов.

Однако, несмотря на почти идеальное состояние теоретических дел нашего «социального» государства, на практике вырисовывается совсем иная картина, которую мне хотелось бы рассмотреть в следующем параграфе. 
 

  1. Социальная политика Российской Федерации на современном этапе развития.

В XXI веке мир и вместе с ним Россия находятся в новой социально-экономической и политической реальности, обусловленной объективными процессами глобализации, усиливающейся дифференциации между государствами по качеству жизни, наличием разнонаправленных тенденций в экономике и социальной сфере.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. 

В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран4. Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой "новых бедных", т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Цитирую Послание Президента 2012 «Необходимо выработать такую линию государственной политики, которая позволит сочетать решение быстрого развития экономики на современной научно-технической основе, причем каждый успех в одном из этих дел должен становиться предпосылкой для успеха в другом… Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения. Но при этом социальная политика должна иметь в своей основе здоровое экономическое ядро - механизмы увеличения человеческого капитала нации".

Доктор экономических наук, профессор В.В.Куликов и доктор экономических наук, профессор В.Д.Роик выделили 5 концептуальных предпосылок эффективной социальной политики, каждая из которых вытекает из предыдущей: повышение благосостояния населения; повышение оплаты труда; совершенствование страховой системы; отказ от представлений о государстве как собственнике страховых взносов граждан и признание этих средств в качестве резервируемой части стоимости воспроизводства работника; улучшенная система льготирования.

В Приложении №1 приведена динамика основных социально-экономических показателей России, в которой видна негативная тенденция в разрезе 10 лет, но положительная в сравнении с предыдущим годом.

При этом если проанализировать основной показатель, характеризующий уровень жизни населения, (приложение №2) в процентах к прошлому году, то видна положительная динамика, а именно Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в 2012г. по сравнению с 2011г. увеличились на 4,2%, в декабре 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - на 4,9%.

А это значит, что проводимая социальная политика, в том числе в форме целевых проектов и реформирования носит положительный характер. Однако, понимая противоречивость состояния реформации, и например, наблюдая за реформацией бюджетной системы, видно изначальную пропасть между законом и исполнением. Таким образом, из-за неоднозначного формулирования законодательных актов складывается система обходных путей, позволяющая и мотивирующая к деятельности, приносящей единоличную выгоду, оставляя идею «социального государства» в стороне. Подтверждением этого является, скажем, сравнение среднемесячной заработной платы банковского работа, и врача, как и любого иного представителя социальной сферы: разница в среднем получается в соотношении 100 000 к 40 000. Является ли этот показателем социальноориентированности проводимой политики? Очевидно, да.

Таким образом, яффективная социальная политика является фактором экономического роста:

  • увеличивает доходную часть государственного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений;
  • новые источники инвестиций за счет увеличения доходов и сбережений населения;
  • сокращение количества граждан, нуждающихся в социальной помощи, что, сокращает расходы бюджета, повышая его сбалансированность;
  • повышение спроса на товары и услуги, что стимулирует экономический рост;
  • повышение образовательного и квалификационного уровней рабочей силы, - главный фактор современного экономического роста.

 

 

Заключение

В настоящее время социальная политика, как приоритетное направление социального государства, должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении социальных проблем, эффективном использовании имеющихся ресурсов, согласовании обязательств государства и реальных возможностей экономики. Последнее не означает, что для улучшения нынешней ситуации нужно идти только по пути наращивания социальных расходов. В современных условиях важнейшей задачей становится повышение эффективности использования ресурсов, направленных на социальные нужды. Социальная сфера представляет собой не только сферу конечного потребления. На опыте развитых стран видно, что эффективная социальная политика является важным условием повышения производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов, обеспечения стабильного роста экономики в целом.

Информация о работе Основные направления социальной политики государства, их оценка