Основные социальные парадигмы в контексте истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:39, практическая работа

Краткое описание

Задание 2.1. Предыстория появления социологии.
Задание 2.2. Становление социологии, как науки.

Задание 2.3. Классический этап развития социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар по общей социологии №2.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

            - осознанность

        - ориентация на другого человека

3) Теория «идеального  типа» - при помощи которого можно изучать реальные социальные процессы.

4) Разработал  теорию общества в зависимости  от мотивов социальных действий:

      -традиционные (эмоции, традиции, религия)

      - современные (рациональные ценности)

5) Теория социального  прогресса.

6) Основатель  политологии.  
 

Э. Дюркгейм (1858–1917) 

1) Теория социального  процесса на основе понятия  «социальная солидарность». 

      - общество с механической солидарностью

      -общество  с органической солидарностью

Основные труды: «Общественное разделение труда», «Метод социологии», «Самоубийства», «Элементарные формы религиозной жизни».

2) Классификация  самоубийств.

3) Дюркгейм сформулировал  три основных правила социологии. Правило первое состоит в том,  чтобы рассматривать социальные  факты как вещи. Это означает, что:

     - социальные факты являются внешними для индивидов;

     - социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго     наблюдаемы и безличны;

     - устанавливаемые между социальными фактами причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Правило второе состоит в том, чтобы систематически отмежевываться от всех врожденных идей. 

Это означает, что:

   - социология должна порвать все свои связи с любыми идеологиями и личностными пристрастиями;

     - она также должна освободиться от всяких предрассудков, которыми обладают индивиды по отношению к социальным фактам. Правило третье состоит в признании первенства (примата) целого над составляющими его частностями. 

Задание 2.4. История социологии ХХ века 

Макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. 
Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм. 
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. 
Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма, которая иногда привлекается для анализа индивидуального поведения, является теория обмена. Этот подход, разработанный социологом Дж. Хомансом, основан на рассмотрении человеческого поведения с точки зрения вознаграждения и расходов. Сторонники теории обмена полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли. 
Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с характером использованных понятий и принципов формирования социологического знания (рис. 1.3). 
 

                    Структурно-функциональный анализ.

1) Г. Спенсер выдвинул три основных постулата структурно-функционального анализа:

              -функциональное единство общества, то есть согласованность функционирования;

              -универсальный функционализм, то есть полезность всех социальных явлений;

              -функциональная необходимость.

2) Р. Мертон ввел понятие явных и латентных функций. Явные функции - следствие преднамеренных действий, а латентные - это те, последствия которых не входили в намерение человека или социальной группы. 

3) У. Ростоу, создатель теории единого индустриального общества.

Он определил  главные стадии развития производительных сил:

     -традиционное общество;

     -стадия скачка;

     -стадия зрелости;

     -общество массового потребления. 

             Теория  конфликта.

  1. Л. Козера

             - обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; 
              - социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; 
             - социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
 

2) Р. Дарендорфа

• постоянные социальные изменения в обществе, переживание  социального конфликта; 
• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; 
• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.
 

3) К. Боулдинга

• все конфликты  имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать  обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять  ими, прогнозировать их последствия; 
• Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным); 
• Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; 
• 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.
 

             Феноменология.

направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Задачи феноменологии

Гуссерль выдвигает  цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной  онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Такой наукой должна стать феноменология.

Феноменология исследует  и приводит в систему априорное  в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир.

Метод феноменологии

Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

Непосредственное  созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

Феноменологические  редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается  от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).

Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу». Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация). Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании».

Э. Гуссерль ввел новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:

1) априорная  психологическая наука, способная  обеспечить единственно надежную  основу, на которой может быть  построена строгая эмпирическая  психология.

2) универсальная  философия, которая может снабдить  нас инструментарием для систематического пересмотра всех наук. 

            Символический интеракционизм.

Определение символический интеракционизма – было предложено в 30-е гг. ХХ в. американским социологом Гербертом Блумером. Исходные принципы концепции интеракционизма состояли из трех пунктов:

     • люди совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они придают этим объектам;

     • сами эти значения возникают из социальных взаимодействий;

     • любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения людей.

Важнейший вклад  в разработку символического интеракционизма внес Джордж Герберт Мид, профессор философии Чикагского университета. Используя понятие «роль» как центральное, он подробно показал, каким образом социальные процессы создают человеческую «самость» – осознание человеком самого себя и своего места в обществе.

По Дж. Миду, разница  между человеком и любым другим деятельным существом заключается  в двух отличиях:

     • все виды деятельных существ, включая человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом;

     • все живые существа обладают телом, однако лишь человек имеет ощущение собственной исключительной и неповторимой личности. 

В труде с  «говорящим» названием «Общество  символического взаимодействия» Г. Блумер сформулировал основные положения теории интеракционизма:

     • человеческое общество состоит из индивидов со своим «Я». Это значит, что они могут ссылаться на самих себя в отношениях с внешним миром. В этих отношениях индивид является созидателем, он придает смысл окружающему миру. Мир становится для него объектом, приобретающим смысл благодаря индивиду, манипулирующему им;

     • главной чертой человека является мышление. Одновременно, подчеркивает Г. Блумер, человек – существо, обладающее намерениями.

 Психоанализ в социологии

Процесс развития мировой социологии в первой половине и середине XX в., а затем и во второй его половине трудно представить  без учета такого направления  и вместе с тем метода в науке, как психоанализ. При этом в качестве клинического метода диагностики и объяснения невротических состояний человека психоанализ социологов особенно не волнует. Однако сказать коротко об этом нужно. Речь идет о терапевтической методике, заключающейся в свободном изложении пациентом истории своей жизни, ее ранних событий, в которых психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного.

Что касается социологов, то они стремятся рассматривать  психоанализ, прежде всего как направление  науки о повелении человека, в  котором значительное место занимают вопросы деятельности индивида, проблематика структуры личности, связь между сознательным и бессознательным и др., т.е. те проблемы, которые оказали существенное воздействие на развитие социологии. Конечно, нужно также иметь в виду, что принципы психоанализа постепенно распространялись и использовались и в социальной философии, и в культурологии, и в истории, и в других общественных и социогуманитарных науках. 

Задание 2.5 Особенности развития социальных парадигм в России.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - в книге “Россия и Европа” (1869) представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы – историко-культурные типы”, или цивилизации. Идеи Данилевского оказали сильное влияние на К.Н. Леонтьева, П.А. Сорокина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Их отголоски слышны в идеях Л.Н. Гумилева и даже в цивилизационной концепции современного политолога. 
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) - считал, что социология теснейшим образом связана с историей. Предмет социологии – формы проявления солидарности в обществе, предмет истории – прогрессивно изменяющиеся, неповторимые явления. П.Л. Лавров рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных – питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития (“историческая жизнь”). Цель исторического процесса – развитие солидарности, в ходе истории приобретающей все более разумные и целенаправленные формы. Отсюда – характерный строй социального знания, основанного на единстве материализма, антропологизма и позитивизма. Антропологизм социального знания реализуется в “субъективном методе” как основе научной разработки разумного идеала будущего общественного устройства. С 1880-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена “коллективного организма”.

Информация о работе Основные социальные парадигмы в контексте истории социологии