Основные тенденции гендерных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 10:41, реферат

Краткое описание

В настоящее время изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований в российском обществе. Становление ГИ в России – это процесс начального этапа формирования новой области знания, для анализа которой продуктивным является подход к институциализации науки, который позволяет выделить стратегии формирования сообщества исследователей. Мы считаем, что гендерное сообщество постепенно вырабатывает собственный предмет исследования, создает систему формальной и неформальной академической коммуникации, т.е. оно постепенно формирует границы и выделяется как самостоятельная исследовательская область.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основные тенденции гендерных отношений
1.1 Гендер и гендерное самосознание
1.2 Объединительная парадигма в гендерных исследованиях
Глава 2. Дискурсивный феномен гендерных отношений
2.1 Социальное конструирование и феминистское движение
2.2 Проблема субъекта гендерных отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

Первый источник, на котором базируется конструктивистское представление о гендере, – концепция П. Бергера и Т. Лукмана, получившая широкое распространение с 1966 года, когда вышла в свет их книга «Социальное конструирование реальности». Социальная реальность, по Бергеру и Лукману, является одновременно объективной и субъективной. Она отвечает требованиям объективности, поскольку независима от индивида, и ее можно рассматривать как субъективную, потому что она созидается индивидом. Авторы развивают основные идеи социологии знания, сформулированные М. Шелером, и вслед за К. Манхеймом распространяют область социологии знания на мир повседневности. Предметом социологии знания оказывается, прежде всего, происхождение социальных порядков. Феминистские последователи социального конструирования гендера ставят перед собой аналогичную задачу. Гендер – это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в «практиках», представлениях, нравах; это системная характеристика социального порядка, от которой невозможно отказаться, – она постоянно воспроизводится и в структурах сознания, и в структурах действия. Задача исследователя – выяснить, каким образом создается мужское и женское в социальном взаимодействии, в каких сферах и каким образом оно поддерживается и воспроизводится.

В теории социального конструирования гендера различаются три понятия: пол (sex), принадлежность к полу и гендер. Вначале, утверждают они, в феминистском дискурсе и в социологии вообще бытовало устойчивое представление о том, что пол – это анатомическая, физиологическая данность, константа, иными словами, приписанный (аскриптивный) статус. В отличие от пола, гендер это достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами. Такое различение пола и гендера доминировало в феминистской литературе в 1960-е – начале 70-х годов. Считалось, что гендерная константа формируется у ребенка к пятилетнему возрасту, затем лишь обогащается соответствующим опытом, воспроизводится и укрепляется. Гендерная константа становится личностным атрибутом, который рано фиксируется и остается неизменным и неотчуждаемым. В этом смысле гендерная константа может быть уподоблена биологическому полу. Трудно утверждать, что гендер является достигаемым статусом, если он достигнут к пятилетнему возрасту и дальше не изменяется. В таком случае можно считать, что он функционирует как аскриптивный или приписанный статус.

 Сомнение в том, что  пол и гендер различаются как приписанный и достигаемый статусы, приводит к новому определению этих понятий. Значительное влияние на их реинтерпретацию оказало обсуждение проблем гомосексуалистов и транссексуалов, а также данных биологических исследований, согласно которым однозначное приписывание пола по хромосомным и генетическим признакам затруднительно. Явления, прежде рассматривавшиеся как аномалии, болезни, перверзии, в постсовременном дискурсе рассматриваются как варианты нормы. Новые факты приводят феминистских авторов к выводу, что не только роли, но и самая принадлежность к полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия. Их основной тезис заключается в том, что пол также является социальным конструктом.

Случай Агнес, проанализированный в феминистской перспективе, позволяет заново осмыслить феномен пола. Феминистки предлагают различать биологический пол и категоризацию по признаку пола как социальное отношение. Пол – это совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу. Категория пола является социальной идентификацией. Наличие или отсутствие соответствующих первичных половых признаков еще не гарантирует отнесения индивида к определенной категории по полу. Категоризация по признаку пола может совпадать, но может и не совпадать с биологическим полом индивида. К. Уэст и Д. Циммерман приводят следующий пример приписывания пола. Покупатель (социолог) приходит в компьютерный магазин и обращается к продавцу за консультацией. Он обращается к продавцу и сталкивается с затруднением в коммуникации – не может определить, пол человека, которому он адресует свой вопрос. Коммуникация «ползет». Неудобство, вызванное невозможностью идентифицировать пол собеседника, обозначается как гендерное затруднение («gender trouble»). Действительно, эффективная коммуникация требует определения пола взаимодействующих.

 Биологический пол  и категория принадлежности к  полу аналитически различаемы. Если  биологический пол определяется  через наличие физиолого-анатомических  признаков, то приписывание половой  категории происходит в ситуации  межличностного взаимодействия. Биологические  признаки пола скрыты под одеждой, их корреляты устанавливаются  в контексте взаимодействия. Вспомним  известную песню: «Кавалеры приглашают  дамов: там, где брошка, – там перед... Дамы приглашают кавалеров: там, где галстук, – там перед...» По Гофману, внешний вид, голос, почерк являются универсальными инструментами идентификации. Однако эти инструменты идентификации пола срабатывают не всегда.

 Авторы данной статьи  проводили тренинг со студентами  по установлению признаков внешности, являющихся половыми идентификациями. Черты лица, не акцентирующие  женственность и мужественность, не всегда свидетельствуют о  поле. Волосяной покров на лице  часто определяется принадлежностью  к расовой или этнической группе. Размеры конечностей также не  позволяют определенно указать  на его/ее пол. Голос – еще  более неочевидный признак, особенно  у гомосексуалистов. Гормональные  особенности, влияющие на голосовые  связки, могут сделать голос ошибочным  идентификатором пола. Одежда, украшения, прическа сегодня не воспринимаются  как надежные маркеры пола. Таким  образом, не существует достаточного количества внешних признаков, которые могут однозначно показать, к какому полу принадлежит человек.

 Когда пол того, с  кем взаимодействуешь, известен, коммуникация  работает. Если возникает проблема  идентификации, коммуникация дает  сбой. Таким образом исследователи подходят к выводу, что приписывание пола (категоризация принадлежности по полу) является базовой практикой повседневного взаимодействия; она становятся необходимым нерефлексируемым фоном для социальной коммуникации. Когда категоризация по полу затруднена, возникает коммуникативный срыв. Конституирование принадлежности к полу определяется культурным контекстом. Отсюда следует вывод, что гендерные отношения – это конструкты культуры, а «работа» культуры по приписыванию половой принадлежности называется гендером. Конструктивисты считают, что гендер – это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка.

2.2 Проблема субъекта  гендерных отношений

 Проблема субъекта  лежит в основе гендерных отношений, ибо быть субъектом, значит быть субстанцией, основанием, целостностью, центром изменений. По сути, быть субъектом - это быть свободным, соответственно, эта проблема изначально имманентна феминизму. Быть субъектом - прерогатива мужчин и за этим стоит огромная культурная традиция. В этой традиции субъект - это хозяин истории, берущий ответственность за прошлое, настоящее и будущее. Субъектом здесь почитают того, кто обладает сознанием волевым, рефлексивным, кто способен совершить выбор, реализуя возможности индивидуальной свободы. Субъект - тот, кто подчиняется императиву истинного бытия, не замыкаясь в бессмысленном быту. Следовательно, женщина в качестве субъекта не выступает, т.к. область ее деятельности это быт, бесконечная, хлопотливая суета, хаос. Мужчина напротив, являясь носителем рационального, а, следовательно, и порядка, от бессмыслицы ускользает и прокладывает дорогу к истинному бытию. В современном, демократическом, обществе наблюдается процесс снятия постулата о женщине как хаосе и о мужчине, организующем и упорядочивающем этот хаос. Как метко заметил Бодрийар «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол, невзирая на освобождение сексуального дискурса».

 При анализе гендерных отношений мы можем выделить традиционную позицию женщины как жертвы маскулинной культуры. Показательна позиция Симоны де Бовуар, выраженная ее известным афоризмом: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Роль и место женщины в обществе навязаны ей патриархальной структурой этого общества. В этой логике основная функция женщины, конечно, репродуктивная. Таким образом, феминное пространство задается, прежде всего, детьми и мужем, отсюда - представление о женщине как хранительнице домашнего очага. Все, что выходит за границы этого пространства трактуется как отклонение от нормы, нетипичность, более того, - патология. Вспомним, например, широко распространенный образ феминистки - агрессивное и порочное существо или, напротив, синий чулок. Дискриминация по половому признаку не является тайной. Например, женщин при прочих равных условиях менее охотно, чем мужчин, берут на работу, так как они вынуждены довольно часто сидеть дома с болеющими детьми. Считается, что женщины легкомысленны, инертны, не способны к рефлексии. Мужчина же всегда обладает преимуществом - у него всегда есть что-то, чего нет у женщины. Он более сильный, более умный, более ответственный, более творческий. Все это оправдывает его главенствующее положение по отношению к женщине. Быть мужчиной означает быть заведомо облеченным властвовать. Получается, что субъектом гендерных отношений выступает именно мужчина, женщина - это Другое или Иное относительно мужчины. Однако переосмысление роли женщины привело к переосмыслению роли мужчины. Ряд исследований выявили расхождение социальных ролей с общепринятыми стереотипами. Так Маргарет Мид обнаружила, что женщины и мужчины из племени арапешей объединяются ради общего дела, связанного с нежной заботой о детях, они лишены эгоизма и основной смысл своей жизни видят в воспитании следующего поколения. Такое поведение мужчины противоречит образу ковбоя, который активно пропагандируется рекламой. Ковбой - это воплощение традиционного стереотипа мужчины, которому необходимо постоянно доказывать свою мужественность, стремление к власти, утверждать себя как волеизъявляющего Cубъекта, осуществлять Желание. Фрейд прав, говоря, что анатомия - это судьба. Если обратиться к Фуко, то эта судьба предстанет как порождение дискурса власти. В своей работе «Воля к знанию» Фуко обращается к истории сексуальных отношений и дискурса о сексе, к тому, как отношения власти побуждают и формируют секс и сексуальность.

 Методологической основой  для французского мыслителя является  выявление исторически менявшегося  режима власти - знания - наслаждения. Власть анонимна. Сексуальность - промельк  власти. Существует две процедуры  постижения истины секса. Первая - достигается путем инициации, не  требует удостоверения в знании, оторванном от практики (ars erotica). Эта процедура рапространена в Китае, Индии, Японии. Вторая - наслаждение анализом, исторжение из собственной души истины в форме признания, исповедания (scientia sexualis), характерна для западной культуры. Есть некоторая скрытая тайна, которую необходимо разоблачить и исторгнуть в форме дискурса. Благодаря Контрреформации, Просвещению и Протестантизму, ритуал признания выводится в социальную сферу и связывается с научным познанием. Складывается социальная основа знания о человеке, возможность дискуссии о значении интроспекции, переживании, данности сознания самому себе. Возможность этих вопросов в соединении религиозно - юридической модели признания (необходимость выявления скрытого) с правилами научного познания (необходимость отыскания причин прежде всего). Этот познавательно - юридический механизм делает сексуальность областью всеобщей причинности, подлежащей обнаружению и словесному выражению. Внимание к сексуальности проявляется в различных областях знания и практики - архитектуре, медицине, психиатрии, криминалистике. Формируются средства и приемы управления сексом и контроля за ним. Одновременно происходит выделение аспекта сексуальности там, где он раньше не замечался - в среде больных, детей, преступников. Механизмы сексуальности распространяются на новые области, дифференцируя и специфицируя старые области знания вокруг проблемы секса. В двадцатом веке, согласно Фуко, наблюдается феномен сексуализации власти. Пол перестает быть самодостаточной величиной и формируется типами власти. Власть относительно пола осуществляется следующим образом: запрещает, отрицает, препятствует самовыражению. Но власть не есть институт или субстанция; это - множественность отношений силы, господства и влияния. Это стратегия, в рамках которой эти силы осуществляются, и чей общий контур выражается в законах, институтах государства, формах социального господства. Мы всегда находимся внутри власти, чтобы ускользнуть от нее, необходима особая установка по отношению к себе и своему собственному настоящему. В том, что мы говорим, что мы думаем и что мы делаем возможно ухватить те формы субъективности, знания и отношения к другим, через которые мы и оказались конституированы в качестве того, что мы есть. Эти формы обладают властью над нами в силу того, что они нам вменены, которые нас определяют или определивают. Таким образом, перед субъектом встает задача рефлексировать эти пределы и активную собственную роль в их переопределении.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В настоящее время  изучение гендерных отношений становится одним из элементов осмысления социальных преобразований в российском обществе. Становление ГИ в России – это процесс начального этапа формирования новой области знания, для анализа которой продуктивным является подход к институциализации науки, который позволяет выделить стратегии формирования сообщества исследователей. Мы считаем, что гендерное сообщество постепенно вырабатывает собственный предмет исследования, создает систему формальной и неформальной академической коммуникации, т.е. оно постепенно формирует границы и выделяется как самостоятельная исследовательская область. В обсуждение гендерных отношений включаются разные социальные науки – история, психология, культурология, антропология, социология, искусствоведение, литературоведение, лингвистика, философия. Гендерная тематика начала получать признание на уровне защит магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. В образовании постепенно формируется «список» той классической и современной литературы, которая должна быть освоена студентами, т.е. происходит формирование знания, разделяемого всеми, уже не требующего постоянного доказательства. На это знание сформировался спрос в студенческих аудиториях, соответственно, растет число заинтересованных лиц в данной тематике. Включение нового поколения исследователей-преподавателей и создание сообщества способствует консолидации и воспроизводству сообщества. Исследователи гендерных отношений в России включены в мировое сообщество и информационный обмен. Речь идет о научной коммуникации как основе институциализации научной области и основе профессиональной деятельности ученого.

 Становление нового  исследовательского направления  происходит в противоречивом  контексте. С одной стороны, оно  остается маргинальным в условиях  доминирующего эссенциалистского дискурса. С другой стороны, дискурсивная открытость позволяет энтузиастам создавать новое знание и легитимизировать его в большом научном сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ашвин С. 2000. Влияние советского гендерного порядка на современное поведение в сфере занятости // Социологические исследования. № 11. С. 63- 72.

10. Здравомыслова Е., Темкина А. 2002б. Советский этакратический гендерный порядок // Социальная история - 2002. Специальный выпуск, посвященный гендерной истории /отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М.: РОССПЭН, 2002 (в печати).

11. Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Д. Буланин.

Информация о работе Основные тенденции гендерных отношений