Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 15:19, контрольная работа
Теория общественного договора - социально-философская концепция, трактующая гражданское общество как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон и государство. Теория общественного договора - в различных своих модификациях - неизменно опирается на ряд универсальных основоположений:
- идею естественного права, глубоко уходящую корнями в европейскую традицию (Аристотель, стоики, Цицерон);
- идею государства как гаранта естественного права;
- идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов;
- идею народа как суверена права и власти.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Происхождение теории общественного договора……………………4
2. Основные теории общественного договора……………………………6
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы.……………………………………17
- в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое (коллективную личность), интересы которого не могут противоречить интересам частных лиц;
- по условиям общественного договора суверенитет принадлежит народу. При этом народный суверенитет понимается как общая воля народа. Он неотчуждаем и неделим. Руссо подчеркивал, что передаваться может власть, но никак не воля;
- сущность теории общественного договора заключается в передаче власти народом государству. Такое общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами;
- во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всему народу, который является источником власти;
- всякое правление посредством законов Руссо считал республиканским правлением. «Таким образом, - подчеркивал он, - я называю Республикой всякое Государство, управляемое посредством законов, каков бы ни был при этом образ управления им» [12, c. 394]. Народный суверенитет - основополагающий принцип республиканского строя. При народовластии возможна только одна форма правления - республика, тогда как форма организации управления может быть различной - монархией, аристократией или демократией, в зависимости от числа лиц, участвующих в управлении. Руссо замечал, что в условиях народовластия «даже монархия становится республикой» [12, c. 412];
- народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу;
- подчеркивая неделимость суверенитета, Руссо выступил против разделения властей: системе разделения властей Руссо противопоставил идею разграничения функций органов государства.
Будучи сторонником общественного договора теории, Руссо, в отличие от Гоббса, считал, что в «естественном состоянии» не только не было войны всех против всех, но между людьми господствовали дружба и гармония. В работе «Эмиль, или О воспитании» (1762) Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы его целью была подготовка активных граждан, уважающих труд. Основные философские и социологические сочинения: «Рассуждение о происхождении на основаниях неравенства среди людей» (1755) и «Об общественном договоре» (1762).
Общественный договор, в который, по мнению Руссо, «вступают граждане, продавая свою свободу, является атрибутом их альтруистических побуждений, совместно улучшить условия и уровень жизни, тем самым облегчить существование всех членов общины равно и одновременно» [12, c. 423]. Эти статьи сводятся к одной-единственной, а именно: полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины; ибо, во-первых, если каждый отдает себя всецело, для всех, то никто не заинтересован в том, чтобы делать их обременительными для других. Если устранить из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то можно найти, что оно сводится к следующим положениям: каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе, каждый член превращается в нераздельную часть целого. Теория общественного договора приобретает у Руссо радикально-демократический характер. Условием свободы является «равенство, и не только политическое, но и имущественное; его обязано охранять государство, не допуская поляризации богатства и нищеты» [1, c. 109]. Мелкую собственность, основанную на личном труде, Руссо считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.
Основываемая Руссо концепция общественного договора выражает в целом идеальные его представления о государстве и праве. Основная мысль состоит в том, что только установление государства, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать, с точки зрения разума, справедливости и права - переход от естественного состояния в гражданское.
В XX в. Руссо по-прежнему переводится и почитается как один из величайших мыслителей, его творчество изучается во многих вузах. Социальные катаклизмы века приводят к волнообразному подъему и спаду его популярности, которая во многом зависит от принятия или непринятия его идей, сплавленных с художественными элементами текста. Наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния, хотя его воздействие в немалой степени определялось неверным восприятием или же тем обстоятельством, что идеи, характерные для одного произведения, считали представляющими его учение в целом.
Идеи «естественного права» и «общественного договора» были подхвачены и развиты английским философом-просветителем Джоном Локком (1632-1704), явившимся основоположником социально-политической доктрины либерализма. В «Двух трактатах о государственном правлении» он формулирует следующие положения:
- суть общественной жизни заключена в договоре между людьми, хотя они этого не понимают;
-общественная жизнь есть процесс развития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления;
- в естественном состоянии люди равны перед собой и Богом.
Если власть не выполняет своих обязанностей перед гражданами, то она становится незаконной, что дает право гражданам на сопротивление, ограниченное разумными пределами, ведущее не к устранению власти вообще, а к установлению прочного политического баланса и улучшению функционирования власти.
В государстве, основанном на разумном общественном договоре, невозможно установить единые моральные нормы и требовать единого вероисповедания. Свобода совести и веротерпимость – обязательные условия нормальной общественной жизни и законности власти.
Локк называет «природную власть», то есть ту, «которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в сообщество» [6, c. 155]. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношения ко всем другим государствам и лицам, не принадлежавших этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести, все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть можно назвать федеративной. Две власти, исполнительная и федеративная, «хотя они в действительности отличаются друг от друга, так как одна из них включает в себя исполнение муниципальных законов общества внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями, другая же включает в себя руководство внешними безопасностью и интересами общества в отношениях со всеми теми, от кого оно может получить выгоду или потерпеть ущерб» [6, c. 159].
На закон и законность Локк возлагал очень большие надежды. В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения всех коллизий, он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Кроме того, закону должны быть присущи постоянность и долговременность действия.
«Постоянные законы», о которых говорит Локк, играют роль исходного и основного (конституционного) правового источника для законодательства. И обязанность законодателя руководствоваться в своей деятельности положениями этих «законов» является существенной юридической гарантией обосновываемой Локком законности вообще, особенно законности в законодательной деятельности. Силой закона по Локку обладает лишь акт законодательного органа, сформированного народом. В тоже время Локк понимает законность не только в формальном смысле, то есть как соблюдение законов, утвержденных в соответствии с правилами. Он считал, что и сами законодатели не должны нарушать законов природы. Общеобязательность гражданского закона, в том числе и для всех государственных властей, проистекает из того, что закон, выражает волю общества.
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство. Оно наделялось правом издавать законы, снабженные санкциями, и использовать силу общества для соблюдения этих законов. Однако государство не должно было посягать на сами эти права, ибо пределом его власти при всех формах правления являются естественные права его граждан. Государственная власть, по мнению Локка, не может «брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов; наоборот, она обязана творить правосудие и определять права граждан посредством провозглашения постоянных законов и уполномоченных на то судей» [8, c. 122]. Локк считал, что государственная власть (правительство) сама должна подчиняться установленным в обществе законам, в противном случае граждане имеют полное право вернуть себе свои первоначальные права и передать их новой власти. Таким образом, речь идет не только о договорном происхождении государства, но так же о форме договорного установления гражданства применительно к каждому человеку. Такая концепция договорных отношений между народом в целом и индивидами, с одной стороны и государства с другой, предполагает взаимные права и обязанности договаривающихся сторон, а не одностороннее абсолютное право государства и бесправие подданных, как это имеет место в договорной теории учреждении государства Гоббса.
Итак, Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями.
Заключение
Итак, гражданское общество в современном понимании - это общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми (в сферах экономики, права, политики, культуры) развиваются независимо от государственной власти. Такое общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод граждан, в том числе свободу вероисповедания, мысли, слова, ассоциаций, собраний и митингов, право избирать и быть избранными. Неотъемлемыми чертами гражданского общества являются также демократия, плюрализм, многопартийность, наличие легальной оппозиции, уважение и учет мнения меньшинства. В таком обществе свободно действуют разнообразные объединения, создаваемые гражданами по идеологическим взглядам (политические партии) и по другим критериям (общественные организации) для отстаивания своих интересов.
Гражданское общество первично по отношению к государственной власти и призвано поставить ее под свой контроль. Оно внимательно следит за тем, чтобы власть была легитимна, то есть демократически получала свой мандат в результате свободного волеизъявления избирателей, подконтрольна закону и работала в интересах народа, решая его жизненные проблемы. Гражданское общество добивается децентрализации власти государства путем передачи части ее регионам и местному самоуправлению. Государство функционирует как правовое, на основе принципа разделения властей, подчиняясь обществу, а, не доминируя над ним. Теория общественного договора - идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С точки зрения сторонников этой теории, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех» или, по некоторым взглядам, идиллическая свобода. Общей чертой «естественного состояния», в котором долгое время якобы пребывали люди, является неограниченная личная свобода.
Список использованной литературы
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ПБОЮЛ, 2001. – 608 с.
2. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2-х т. Т.2. / Т. Гоббс. - М.: Просвещение,1964. – 232 с.
3. Григорьев, С.И. Основы современной социологии / С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 321 с.
4. Жаринов, В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005. – 432 с.
5. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2003. - № 4. – С. 9-18.
6. История философии: учебник. – Ростов на / Д: Феникс, 2008. – 576 с.
7. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2002. – 320 с.
8. Касьянов, В.В. Социология / В.В. Касьянов. – Ростов на / Д: Феникс, 2001. – 432 с.
9. Козлихин, И.Ю. Политико-правовое учение Томаса Гоббса / И.Ю. Козлихин // Правоведение. – 1998. - № 4. – С. 12-23.
10. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Мысль, 1992. – 232 с.
11. Современная западная философия: словарь / сост. Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Издательство политической литературы, 1994. – 546 с.
12. Спиркин, А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2008. – 736 с.
13. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.
14. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. – М.: Издательство политической литературы, 2004. – 765 с.
Глоссарий
1. Гугеноты - название с XVI века французских протестантов (кальвинистов).
2. Кальвинисты - направление протестантизма, созданное французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм.
3. Легитимность - (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) —-согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения.
4. Монархия - (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία - «единовластие»: μόνος - «одиночный, единый» и ἀρχή - «управление, власть») - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху.
5. Государство - это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории.
6. Сенсуализм - от фр. sensualisme, лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания.
7. Стоики - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Название получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма.