Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:08, дипломная работа
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
Задачи:
- изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;
- рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;
- изучить деятельность пенсионного фонда РФ и непенсионных фондов;
- оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации и пенсионная реформа: становление и задачи. 5
1.1. История возникновения и эволюции пенсионного страхования в России.. 9
1.2. Развитие Пенсионного фонда в Российской Федерации . 12
1.3. Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы 16
1.4. Необходимость проведения пенсионной реформы. 19
Глава 2. Анализ финансовой деятельности Пенсионного фонда России.... 24
2.1. Исторические особенности развития финансовой деятельности Пенсионного фонда 24
2.2. Характеристика деятельности Пенсионного фонда на финансовом рынке 26
Глава 3. Состояние и перспективы развития пенсионной системы и Пенсионного фонда России.... 29
3.1. Оценка эффективности пенсионной системы в текущее время 29
3.2. Изъяны пенсионной реформы и её дальнейшее развитие 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 1 45
Рост вызван повышением расходов на пенсии по обязательному пенсионному страхованию, по выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению.
Анализируя период с 2002 по 2003г. наблюдается снижение расходов по отношению к ПФ РФ. Так в 2002г.- 739156,6 рублей, то уже в 2003г.- 864898,3 рублей, при этой снижение расходов составило 125741,7 рублей.
Также наблюдается снижение расходов и в 2004г, так в 2003г. расходы составляли 864898,3 рублей, в 2004г-946640,2 рублей. Абсолютное изменение по доходам составило 81741 ,9 рублей, что на 43999,8 рублей меньше с, точки зрения относительного показателя наблюдается та же динамика снижения в данный период.
Таким образом, можно сделать общий вывод, о том, что при формировании расходов наблюдается неравномерная динамика от роста к спаду. Снижение доходов и повышение расходов неблагоприятно сказывается на развитии и проведении реформ в области пенсионной политики и обеспечения в России.
Глава 3. Состояние и перспективы развития.
3.1. Оценка эффективности пенсионной системы в текущее время.
В мире есть два стандарта, по которым оценивают состояние пенсионного обеспечения. Помимо покупательной способности пенсии, то есть оценки того количества необходимых для жизни товаров и услуг, которые может приобрести пенсионер, в большинстве развитых стран используется еще один стандарт – коэффициент замещения утраченного заработка. (Коэффициент замещения — это процент от зарплаты, которым является пенсия). По рекомендациям Международной организации труда он должен быть не менее 0,4. То есть, выходя на пенсию, человек должен получать не менее 40 процентов от своей зарплаты. И цивилизованные страны это условие выполняют. А многие обеспечивают 50-60 и даже 70 процентов. В России же на сегодня, коэффициент замещения составляет чуть больше 24%, к 2010 году эта цифра вырастет до 25,2% (стоит упомянуть, что в 1995 коэффициент составлял 39,8%). Большой простор для работы и выполнения рекомендаций МОТ! Нынешняя динамика развития пенсионной системы показывает, что России понадобится 23 года для выхода на западный уровень.
По законодательству минимальная пенсия – это сегодня социальная пенсия. Ее государство назначает человеку, который не работал, не получал зарплату, не выплачивал страховые взносы. У него нет трудового стажа, и ему назначается, в сущности, социальное пособие (на 1 января 2009 года социальная пенсия составляла 2669 руб.). Предположительно к 2010-му году она составит 4 176,2 руб. - поставлена задача, чтобы эта социальная пенсия была равна прожиточному минимуму. По состоянию на 1 марта средняя пенсия в России составляет 4.7 тыс.руб. (приложение 1).
С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А с 1 августа 2009 года проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%. Таким образом, в результате всех повышений к концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубль (это на 23,9% выше аналогичного показателя в 2008 году, который был равен 4652 рублям и почти в два раза выше чем в 2007 году - 2894 рубля). В 2010 году всем, кто вышел на пенсию после 1991 года, пенсия увеличится на 10% плюс 1% к ней добавится за каждый год советского стажа. Итого, средняя пенсия на 1 января 2011 года составит 7946 рублей в месяц.
"Все, что мы
планировали в социальной
По словам руководителя портала пенсионной индустрии FundsHub.ru Вадима Логинова, государство может выплачивать достойные пенсии своим гражданам только в том случае, если его пенсионная система стоит на "трех китах": государственном обеспечении, обязательной накопительной системе и добровольных индивидуальных накоплениях. "Во всех странах они комбинируются по-разному, и от этого зависит эффективность пенсионной системы. Но даже самый низкий по Европе коэффициент замещения, то есть отношение пенсии к последней зарплате, составляет 77% (в Германии). А самый высокий - 108% (в Ирландии)".
По мнению председателя правления Пенсионного фонда России (ПФР) Геннадия Батанова, средний размер пенсий в России подтянется к уровню развитых стран при условии адекватного развития экономики примерно через 23 года. Другими словами, на нормальную пенсию могут рассчитывать только лица моложе 32 лет. И даже им действовать надо быстро.
Кроме всего вышеизложенного могу только добавить, что на данный момент у граждан Российской Федерации имеется возможность увеличить размер своей будущей трудовой пенсии за счет государства. С 1 января 2009 года стартовала Программа государственного софинансирования пенсии - государство осуществляет софинансирование накопительной части трудовой пенсии граждан. Часть взносов в накопительную часть будущей пенсии платит гражданин, другую часть платит государство. Чтобы получить право на господдержку формирования пенсионных накоплений в форме софинансирования, гражданин должен подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках программы софинансирования должен составить 2000 рублей в год. Государство удвоит эти деньги, доплатит сумму, равную годовой сумме взноса, но не более 12000 рублей в год. Государство будет осуществлять софинансирование в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первых взносов в рамках Программы. Для тех граждан, кто достиг пенсионного возраста, но продолжает работать и еще не обращался за пенсией, созданы особые условия участия в Программе государственного софинансирования. Взнос государства в накопительную часть пенсии для этой категории граждан в 4 раза превысит сумму их личного взноса (но не более 48000 рублей в год). Таким образом, для этой категории граждан максимальная годовая сумма, которая пойдет в накопительную часть пенсии, с учетом собственных взносов, составит 60000 рублей.
Все взносы в накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина. Они зачисляются на персональный счет гражданина. Их дальнейшее использование осуществляется в соответствии с установленными законодательством условиями формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в период с 18 октября по 4 ноября 2004 года проводил общероссийский опрос населения, посвященный проходящей в нашей стране пенсионной реформе. Интервью проводились по месту жительства респондентов в 69 субъектах РФ. Необходимость реформирования пенсионной системы признали чуть более половины опрошенных - 51%. Среди считающих, что ничего менять не надо, чаще всего встречались пенсионеры, необходимость преобразований чаще отмечали россияне в возрасте от 18 до 37 лет, которых они косаются в первую очередь. Важное место в исследовании занял блок вопросов, связанных с двумя основными принципами пенсионной реформы - дифференциацией пенсий в зависимости от размера зарплаты человека на протяжении всей его трудовой деятельности и введением накопительной системы. Выяснилось, что чуть более половины россиян (52% опрошенных) по-прежнему остаются сторонниками государственного регулирования размера пенсий (среди них преобладали сельские жители, пенсионеры, люди с образованием ниже ). 53% студентов, принявших участие в опросе, высказались за то, чтобы в расчет бралась сумма, накопленная работником за свою карьеру. Тем временем мнения относительно целесообразности внедрения накопительной системы разделились практически поровну (40% - «за», 37% - «против»). В данном случае точка зрения респондентов опять же во многом зависела от уровня образования и благосостояния. Соответственно, чем выше данные показатели, тем охотнее человек поддерживает накопительную систему. Несмотря на расхождение во мнениях по ряду принципиальных вопросов, значительное число россиян склонно считать, что пенсионная реформа позволит увеличить размер пенсий. Пессимистов также немало, особенно среди людей старше 37 лет. Зато более молодое поколение, на которое реформа собственно и рассчитана, в успехе преобразований практически не сомневается.
3.2. Изъяны пенсионной реформы и дальнейшее её развитие.
Еще на стадии подготовки к запуску новаций (2000–2001 годы) стали понятны потенциальные изъяны предлагаемой конструкции.
Во-первых, изъятие из тогдашнего 28-процентного (от фонда оплаты труда) взноса в Пенсионный фонд двух, четырех, а затем, как планировалось, и шести процентных пунктов в накопительную часть существенно снижало возможности повышения выплат тем, кто к началу пенсионной реформы (1 января 2002 года) уже успел выйти на заслуженный отдых. Имевшийся в то время коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней зарплате) – 33% – тем самым был обречен на снижение, если только не была бы оказана массированная финансовая помощь из федерального бюджета. Но последняя поступила совсем не в тех объемах, которые позволили бы избежать снижения этого коэффициента. Более того, во всех прогнозных расчетах на 10 и более лет вперед хладнокровно фиксировалось его падение – с надеждой на то, что через 15–20 лет ситуация начнет исправляться. Социально-психологические последствия таких расчетов не учитывались. В результате на к 2007 году коэффициент замещения упал до 25% и продолжал снижаться. Это все более накалило атмосферу среди пенсионеров и тех, кому до пенсии уже не так далеко, несмотря на некоторый рост реального размера выплат по старости. Сейчас можно с уверенностью сказать, что в отношении нынешних пенсионеров, фактически пострадавших от проводимой реформы, необходим целый комплекс мер компенсационного характера.
Трехлетний бюджет на 2008–2010 годы не предусматривает никаких специальных расходов на пенсионные цели, кроме поддержки Пенсионного фонда. Самым простым выходом было бы форсированно повышать базовую часть пенсии, которая для большинства категорий получателей составляла менее 40% прожиточного минимума пенсионера. Но тогда доля базовой (нестраховой) части в общем размере средней пенсии начнет увеличиваться с 30 до 40 и более процентов, что приведет к еще большей уравниловке в размере пенсий, с дальнейшей потерей ее страховой природы (зависимости размера выплаты от величины накопленных взносов). Этот путь ведет фактически к возвращению советской практики социального обеспечения, возлагавшей всю ответственность за положение пожилых людей на государство. Но, вероятно, именно он на ближайшие годы будет выбран в качестве ответа на недовольство пенсионеров своим положением.
Стоит внимательно присмотреться и к предложению о передаче в управление Пенсионного фонда части государственной собственности – как предприятий, так и земли – с тем, чтобы получаемые доходы шли на повышение нынешних пенсий. Но также надо избежать упомянутой выше опасности форсированного повышения базовой части пенсии. Философия должна быть другой: нужно увеличивать, прежде всего, страховую часть пенсий – ведь труд наших пенсионеров был сильно недооценен. Фактически речь идет о введении дополнительного повышающего коэффициента к страховой части пенсии, который ежегодно устанавливается в соответствии с полученной прибылью от эксплуатации государственной собственности.
Во-вторых, с самого начала было весьма проблемным все, что связано с инвестированием пенсионных накоплений нынешних работников. Как известно, с первых же шагов в направлении пенсионной реформы была предложена следующая схема: застрахованный, у которого открывался накопительный счет, мог сделать выбор в пользу либо частной, либо государственной управляющей компании, и на роль последней был назначен Внешэкономбанк. При этом ВЭБ получил право инвестировать пенсионные средства только в российские государственные ценные бумаги, которые очень надежны, но приносят – и это изначально было известно – очень небольшой доход. Большой удачей при их использовании была бы просто способность компенсировать инфляционные потери. Частным компаниям, а затем и негосударственным пенсионным фондам (НПФ) были предоставлены куда более интересные инструменты: в частности, акции, обращающиеся на российском и иностранных (но не более 20% инвестиционного портфеля) фондовых рынках.
В последнее время оживленно обсуждают концепцию новой, пятой по счету с 1995 года, пенсионной реформы. Из интервью председателя правления Пенсионного фонда РФ А. Дроздова журналу «Итоги» в ноябре 2008 года можно выделить следующие основные параметры переформатирования существующей пенсионной системы:
1. Базовая и страховая
части трудовой пенсии
2. Накопительная
часть сохранит «независимость»
3. Страховые взносы будут уплачиваться с годовой зарплаты до 415 тысяч рублей в год (34600 рублей в месяц).
В результате:
- за 30 лет уплаты
страховых взносов (начиная с 2002
года) россиянин заработает право
на пенсию по старости
- в 2011 году средняя трудовая пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума (ПМ), в 2016 году – 2,5 ПМ, наконец, в 2020 году – 3 ПМ.
Рассмотрим концепцию с точки зрения ее соответствия «классике жанра» - принципам социального обеспечения Международной организации труда (МОТ). Согласно этим принципам: «пенсионные системы должны обеспечивать экономическую приемлемость и эффективность (оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий), индивидуальную справедливость (четкую зависимость объема участия застрахованного лица в финансировании пенсионной системы и прав на получение им пенсии) и социальную эффективность (обеспечение не только минимальных гарантий любому участнику системы, но и адекватность уровня жизни для всех пенсионеров)».
Таким образом, остаются нерешенными следующие задачи ныне действующей пенсионной системы:
- усиление заинтересованности в уплате страховых взносов- работодателями и формирования у них побудительных мотивов к этому;
- повышение социальной ответственности работодателей как за состояние условий труда работников, так и за их пенсионное обеспечение, экономически побуждая к созданию безопасных для здоровья условий труда;
- практическое сворачивание- корпоративных программ негосударственного пенсионного обеспечения.
Всесторонний анализ эффективности пенсионной системы важен не только для специалистов, но и для всех граждан страны, ибо пенсии совмещают воспроизводственную и стимулирующую функции и тем самым увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей экономической обеспеченности после окончания трудовой деятельности. Рассмотрим параметр, который более всего интересует будущих пенсионеров – размер пенсии. Европейская Социальная Хартия предписывает предоставление пожилым людям средств, достаточных «для того, чтобы позволить им оставаться полноценными членами общества максимально возможное время. Средства должны позволить пенсионерам вести достойную жизнь и играть активную роль в публичной, социальной и культурной жизни».
Информация о работе Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы