Основные этапы развития социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890)..............................................…....4
1.1 Социологические теории народников ……………………...……..…4
1.2 Субъективная школа ……………………………………………….....5
1.3 Натуралистическое направление……………………………….…….6
1.4 Органицизм…………………………………………………………….6
1.5 Психологическое направление……………………………...………..7
1.6 Плюралистическая школа Ковалевского………………...…………..7
1.7 Ортодоксальный марксизм………………………………...…………8
Глава 2. Социология в период с 1890 г. по середину ХХ века….……….….…9
2.1 Неокантианство…………………………………………………….….9
2.2 Неопозитивизм ………………………………………………………..9
2.3 Основные направления социологической науки…………….…......11
2.4 Развитие марксистской социологии…………………………….…..12
2.5 Становление социологических исследований………………….…..13
Глава 3. Социология с 1960 по настоящее время………………………….…..14
3.1 "Второе рождение социологии"………………………………....…..14
3.2 Развитие специальных социологических теорий и исследований..14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………….…..19

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………..…….3

Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890)..............................................…....4

    1. Социологические теории народников ……………………...……..…4
    2. Субъективная школа ……………………………………………….....5
    3. Натуралистическое направление……………………………….…….6
    4. Органицизм…………………………………………………………….6
    5. Психологическое направление……………………………...………..7
    6. Плюралистическая школа Ковалевского………………...…………..7
    7. Ортодоксальный марксизм………………………………...…………8

Глава 2. Социология в период с 1890 г. по середину ХХ века….……….….…9

    1. Неокантианство…………………………………………………….….9
    2. Неопозитивизм ………………………………………………………..9
    3. Основные направления социологической науки…………….…......11
    4. Развитие марксистской социологии…………………………….…..12
    5. Становление социологических исследований………………….…..13

Глава 3. Социология с 1960 по настоящее  время………………………….…..14

    1. "Второе рождение социологии"………………………………....…..14
    2. Развитие специальных социологических теорий и исследований..14

Заключение…………………………………………………………………….....18

Список использованной литературы……………………………………….…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде всего в экономической  сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной  системе. Особенность России второй половины XIX в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие – усложнённой социальной структурой общества.

Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность  в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в  их связи с общественным целым, предрасположенность  к точному, практичному пониманию  жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к  тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890).

1.1 Социологические теории народников.

 

Все главные положения  социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря  активному вмешательству в ход  исторического процесса.

Конец 1860-х – начало 1880-х  годов: революционное направление  народничества, сторонники которой  стремились к крестьянской революции.

Середина 1880-х – середина 1890-х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890-х годов  народническая социология под напором  марксистской критики приходит в  упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они критиковали царизм, требовали уничтожения феодально-крепостнических  пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России, идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом  социализма. Их взгляды расходились  только в вопросах подготовки и осуществления  революции, форм и способов революционной  деятельности:

П.Л. Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание  и революции», «Социальная революция  и задачи нравственности», «Кому  принадлежит будущее». Был теоретиком подготовительно – пропагандистского  направления. Выступал за длительную пропаганду социалистических идей, так как народ  еще не готов к социалистическому  перевороту. Революция возможна только тогда, когда большинство населения  осознает полностью ее необходимость.

М.А. Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы: «Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена). Был теоретиком бунтарско-анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства  как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство  таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».

Считал, что религия –  социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н. Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне  и на другой день революции», «Производительные  силы Европы», «Анархическое государство». Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в  трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса  – приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

 

 

1.2 Субъективная  школа.

 

П.Л. Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория  и практика прогресса», «Социальная  революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории». Считал, что социология – это наука  о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство  и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить  подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью  ее интересов. Движущая сила истории  – «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство  служит и трудится, создавая меньшинству  возможность служить народу для  искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.

Н.К. Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория  Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество». При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность  человека в его взаимодействии с  социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать  уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.

Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые  способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при  социализме, когда будут реализованы  идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм  – это «творчество личного  начала при посредстве начала общинного».

С середины 1870-х годов  занялся психологией «толпы», изучением  психологии масс, анализом психологических  путей и средств воздействия  личностей на народ. Проводил различие между понятиями «герой» и  «великая личность».

Михайловский первый в  социологии разработал теорию подражания.

 

 

1.3 Натуралистическое  направление.

 

Его представители выдвигали  на первый план географический фактор.

Л.И. Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества». Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм социального прогресса. Мерилом  прогресса выступает солидарность. Главный показатель социального  прогресса – степень свободы  при образовании кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени солидарности, что и  в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории  цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией  связывает основной закон развития культуры.

По мнению Мечникова, социологические  законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями  материальной жизни общества.

 

1.4 Органицизм.

 

Исходный путь органицизма  – гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И. Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и  метод», «Политика как наука», «История и общественность». По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты – отдельные части  организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.

Структуру общества представлял  в виде пирамиды. Вершина – привилегированное  меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина – капиталисты. Основание  − большинство общества (земледельцы  и ремесленники).

П.Ф. Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о  социальной науке будущего», «Социальная  патология». Так как общество –  организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в  жизни общества 3 главные функции:

1. Физиологическая или  экономическая

2. Морфологическая или  юридическая

3. Индивидуальная или  политическая

Считал, что классовая  борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.

 

 

1.5 Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма  и социальных форм проявления поведения  индивида или группы.

Е.В. Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи». Положение  о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и  процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое  взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия  – искусство – практическая деятельность.

Н.И. Кареев (1850-1931). Основные социологические работы: «Историко-философские  и социологические этюды», «Введение  в изучение социологии», «Сущность  исторического процесса и роль личности в истории», «Историка. Теория исторического  знания», «Общие основы социологи». Общество – сложная система психологических  и практических взаимодействий личностей, «надорганическая среда». Она делится  на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы – предмет  изучения психологии, социальные организации  – предмет изучения социологии.

 

1.6 Плюралистическая школа  Ковалевского.

М.М. Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы: «Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения  и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился  к революции, как к источнику  социального прогресса. Считая, что  только система продуманных реформ является необходимым благом для  общества.

В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены  стадий общественного развития.

 

 

1.7 Ортодоксальный марксизм.

Г.В. Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и политическая борьба», «Очерки  по истории материализма», «Основные  вопросы марксизма», «Искусство и  общественная жизнь», «К вопросу о  роли личности в истории». Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения  в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды  Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости  в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.

Информация о работе Основные этапы развития социологии в России