Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:30, реферат
Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890)..............................................…....4
1.1 Социологические теории народников ……………………...……..…4
1.2 Субъективная школа ……………………………………………….....5
1.3 Натуралистическое направление……………………………….…….6
1.4 Органицизм…………………………………………………………….6
1.5 Психологическое направление……………………………...………..7
1.6 Плюралистическая школа Ковалевского………………...…………..7
1.7 Ортодоксальный марксизм………………………………...…………8
Глава 2. Социология в период с 1890 г. по середину ХХ века….……….….…9
2.1 Неокантианство…………………………………………………….….9
2.2 Неопозитивизм ………………………………………………………..9
2.3 Основные направления социологической науки…………….…......11
2.4 Развитие марксистской социологии…………………………….…..12
2.5 Становление социологических исследований………………….…..13
Глава 3. Социология с 1960 по настоящее время………………………….…..14
3.1 "Второе рождение социологии"………………………………....…..14
3.2 Развитие специальных социологических теорий и исследований..14
Заключение…………………………………………………………………….....18
Список использованной литературы……………………………………….…..19
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890)...................
Глава 2. Социология в период с 1890 г. по середину ХХ века….……….….…9
Глава 3. Социология с 1960 по настоящее время………………………….…..14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…..
Введение.
Возникновение социологии было вызвано процессами, происходившими, прежде всего в экономической сфере и потребовавшими знания об обществе как целостной взаимосвязанной системе. Особенность России второй половины XIX в. заключалась в том, что эти процессы сталкивались в ней с болезненной ломкой крепостнического уклада, архаическими традициями и как следствие – усложнённой социальной структурой общества.
Вызванная социально-исторической реальностью интеллектуальная потребность в ориентации на научно-рационалистическое объяснение социальных процессов в их связи с общественным целым, предрасположенность к точному, практичному пониманию жизни, какой она представляется строгому наблюдателю, привели к тому, что социология в России возникла именно в традиции позитивизма.
Глава 1. Зарождение социологии (1869-1890).
1.1 Социологические теории народников.
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
Конец 1860-х – начало 1880-х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880-х – середина 1890-х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890-х годов
народническая социология под напором
марксистской критики приходит в
упадок, ее заменяет созданная в 1902
году партия социалистов-революционеров.
Объединяло революционных народников
то, что они критиковали царизм,
требовали уничтожения
П.Л. Лавров (1828-1900). Основные
социологические работы: «Знание
и революции», «Социальная революция
и задачи нравственности», «Кому
принадлежит будущее». Был теоретиком
подготовительно –
М.А. Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы: «Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена). Был теоретиком бунтарско-анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».
Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.
П.Н. Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое государство». Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса – приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.
1.2 Субъективная школа.
П.Л. Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания истории». Считал, что социология – это наука о солидарности, практические задачи которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом. Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее интересов. Движущая сила истории – «критически мыслящая личность», элитарное меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это приведет к застою и гибели.
Н.К. Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы: «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество». При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости и индивидуальности.
Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Михайловский считал, что социализм – это «творчество личного начала при посредстве начала общинного».
С середины 1870-х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
1.3 Натуралистическое направление.
Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
Л.И. Мечников (1838-1888). Основная
социологическая работа: «Цивилизация
и великие исторические реки. Географическая
теория развития современного общества».
Две основные проблемы: социальный
прогресс и его критерий, механизм
социального прогресса. Мерилом
прогресса выступает
Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский, океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития культуры.
По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы, выступал против социал-дарвинизма.
Пытался связать проблему
географического фактора с
1.4 Органицизм.
Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.
А.И. Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод», «Политика как наука», «История и общественность». По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты – отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит одинаково.
Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина – капиталисты. Основание − большинство общества (земледельцы и ремесленники).
П.Ф. Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о социальной науке будущего», «Социальная патология». Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
1. Физиологическая или экономическая
2. Морфологическая или юридическая
3. Индивидуальная или политическая
Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.
1.5 Психологическое направление.
Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Е.В. Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология», «Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи». Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд, состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные группы – личность – наука – философия – искусство – практическая деятельность.
Н.И. Кареев (1850-1931). Основные
социологические работы: «Историко-философские
и социологические этюды», «Введение
в изучение социологии», «Сущность
исторического процесса и роль личности
в истории», «Историка. Теория исторического
знания», «Общие основы социологи». Общество
– сложная система
1.6 Плюралистическая школа Ковалевского.
М.М. Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы: «Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии».Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место выдвигались разные факторы.
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является необходимым благом для общества.
В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.
Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий общественного развития.
1.7 Ортодоксальный марксизм.
Г.В. Плеханов (1856-1918). Основные
социологические работы: «Социализм
и политическая борьба», «Очерки
по истории материализма», «Основные
вопросы марксизма», «Искусство и
общественная жизнь», «К вопросу о
роли личности в истории». Глубокая
и основательная критика
Критика буржуазной философии.
Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма, рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.
Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды Ковалевского, субъективную социологию народничества.
Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на определенном этапе развития общества.
Информация о работе Основные этапы развития социологии в России