Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:29, доклад
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса
Основные этапы развития социологии в России.
(по материалам книги С.С.Новиковой "История развития социологии в России")
Первый этап: 1869-1890гг.
1. Социологические теории народников
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали
возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно
было достичь благодаря
Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление
народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской
критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия
социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они
критиковали царизм, требовали уничтожения феодально – крепостнических
пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России,
идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом
социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и
осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание и
революции», «Социальная революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит
будущее».
Был теоретиком подготовительно
– пропагандистского
длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к
социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда
большинство населения осознает полностью ее необходимость.
М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:
«Кнуто-Германская
империя и социальная
анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).
Был теоретиком бунтарско – анархического направления, родоначальником
отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах,
управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный
способ существования
никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием
инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.
Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы,
которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе
опасность развития деспотизма управляющих
и рабства управляемых и
главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная
сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при
любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до
основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые
общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление
централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».
Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно
только благодаря социальной революции.
П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи
революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне
и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое
государство».
Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех
сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе.
Основная цель социального прогресса – приведение в соответствие потребностей
людей с возможностями их удовлетворения.
2. Субъективная школа
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:
«Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика
прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания
истории».
Считал, что социология – это наука о солидарности, практические задачи
которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и
общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить
подчинения общественного
Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее
интересов. Движущая сила истории – «критически мыслящая личность», элитарное
меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству
возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его
морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это
приведет к застою и гибели.
Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы:
«Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная
наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».
При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании
процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в
его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый
общественный строй может
и индивидуальности.
Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые
способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при
социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и
справедливости. Михайловский считал,
что социализм – это «
начала при посредстве начала общинного».
С середины 1870х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии
масс, анализом психологических путей
и средств воздействия
народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».
Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.
3. Натуралистическое направление.
Его представители выдвигали на первый план географический фактор.
Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и
великие исторические реки. Географическая теория развития современного
общества».
Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм
социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный
показатель социального
кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени
солидарности, что и в органическом мире.
Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство
общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский,
океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития
культуры.
По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы,
выступал против социал-дарвинизма.
Пытался связать проблему географического
фактора с условиями
жизни общества.
4. Органицизм.
Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.
А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод»,
«Политика как наука», «История и общественность».
По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты –
отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит
одинаково.
Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное
меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты.
Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).
П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о
социальной науке будущего», «Социальная патология».
Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами
организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:
1.Физиологическая или
2.Морфологическая или
3.Индивидуальная или
Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.
5. Психологическое направление.
Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и
социальных форм проявления поведения индивида или группы.
Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология»,
«Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».
Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.
Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд,
состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные
группы – личность – наука – философия – искусство – практическая
деятельность.
Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы:
«Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение
социологии», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории»,
«Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».
Общество – сложная система психологических и практических взаимодействий
личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и
социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии,
социальные организации –
6. Плюралистическая школа Ковалевского
М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:
« Очерк
развития социологических
семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода,
племени, собственности, государства и религии».
Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными
общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и
тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс
параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место
выдвигались разные факторы.
Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической
закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику
социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является
необходимым благом для общества.
В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.
Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий
общественного развития.
7. Ортодоксальный марксизм.
Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и
политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы
марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в
истории».
Глубокая и основательная
социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию
предвидящую).
Критика буржуазной философии.
Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма,
рассматривал методологию
Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды
Ковалевского, субъективную социологию народничества.
Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях
личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на
определенном этапе развития общества.
Второй этап: 1890е годы – начало ХХ века.
1. Неокантианство.
Основные моменты
-Приоритет логических основ
-Критика понятий и языка
-Гносеологическое
Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:
1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)
А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа:
«Методология истории».
Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к ее
специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания –
вопросы синтеза истории и социологии.
Считал, что социология – это абстрактная, обобщающая наука, которая не может
опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.
Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные
науки и право».
Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя
рассматривать с помощью пространственных категорий.
Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого
надо искать в области методологии.
Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.
1.2 Субъективно –нормативная концепция.
П.И.Новгородцев (1866-1924)
Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир
личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта,
части социальной среды. Общество – сознание отдельных лиц.
Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их
концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот
к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма».
Информация о работе Основные этапы развития социологии в России