Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:47, реферат
Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Западноевропейская цивилизация дала толчок не только для осмысления нужд личности, но и выработала принципы помощи и поддержки нуждающихся. Христианская парадигма знания предложила свои подходы к социальному равенству, проповедуя любовь к ближнему и милосердие. Впоследствии они претерпевают изменения, постепенно уступая место светским концепциям.
2. Этапы становление социальной работы в России
2.1 Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности 12-13в.
2.2 Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.
2.3 Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.
2.4 Новые подходы в развитии российской благотворительности в XIX веке.
2.5 Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке
2.6 Период социальной работы – с начала 90-х годов
3. Российская благотворительность в наше время
4. Выводы
5. Список литературы.
1) подробно останавливается
на необходимости различать
2) указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней.
Деятельность Петра Великого, я считаю, можно рассмотреть более подробно. Петр I, первый российский самодержец, проводил борьбу с профессиональным нищенством, которая могла пойти на благо общества. Нищих ловили, осматривали, здоровых отправляли по месту жительства, беглых крестьян отправляли к их помещикам. Повторно уличенных били кнутом и отправлял с Сибирь. С 1712 года всех «ленивых прошаков» без исключения прилюдно били, клеймили и отправляли на каторжные работы. Чуть позже ввели «освидетельствование дураков»
Значительно позже Российское законодательство стало делить нищих на 4 категории. 1) те, которые не могут своим трудом добыть пропитании. 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду. Наказывали и дающих милостыню. Такая политика противоречила исторически сложившимся традициям Руси и не могла понравиться людям, но на протяжении 37 лет указ 1712 года «О воспрещении нищенства» не пересматривался, лишь два раза делались исключения. Петр I, кроме борьбы с нищенством практически подошел к созданию системы общественного призрения. В начале XVIII в. Петр I расширяет так называемое «закрытое» призрение. При нем обязанность строительства и содержания больниц (богаделен, сиротских домов, домов для незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и т.д.) лежала на приказах Патриарших, монастырских. Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными и партикулярными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция. Появились указы о призрении «не имеющих чем жить» отслуживших офицеров и солдат - новые типы заведений: «гошпитали» для сирот, инвалидные дома, поселки для пленных. Начали развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами - некоторые предтечи пенсионного законодательства. Главное начинание реформатора заключалось в ограничении роли церкви в социальной политике и устройстве призрения на новых началах с передачей заботы о бедных и немощных государственным структурам (городским и губернским магистрам, финансовому ведомству, старостам и сотским). Но это были только элементы создания системы социального призрения и обеспечения.
Итак, обращаясь к отдельным мероприятиям Петра Великого, отметим наиболее значимые из них:
1) учреждению в городах
2) в 1710 г., ввиду злоупотреблений
в пользовании богадельнями, великий
преобразователь России
3) в указах 1713—1719 гг. обращается
внимание полиции на монахов
и нищих, которые являются в
Москву, чтобы нищенствовать. Всех
их предписывалось забирать и
приводить в Монастырский
4) призрение военных чинов, по отношению к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;
Сеть благотворительных
Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути.
Во времена преемников первого русского императора дело призрения нищих, калек (их было много из-за войн) и убогих продолжилось. Правление Петра III было отмечено указом (1762 г.) о том, чтобы безумных не в монастырь определять, а построить для них особый дом (признание безумия болезнью).
В середине XVIII в. при правлении Екатерины II складываются условия для реорганизации всей социальной благотворительности. В этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности», госпитали для бедных рожениц с анонимным отделением, где можно было рожать в масках, ссудные и вдовьи казны (кассы) и т. д. Екатерина издала несколько указов, облегчивших участь арестантов и каторжников, отменила смертную казнь.
Губернская
реформа 1775 г. породила совершенно новые
для России учреждения: губернские
Приказы общественного
Это идея получила распространение при Александре I, но вскоре попечение о нищих и калеках сделалось делом не только государственным, но и общественным. Александре I подписал закон, в котором призрение в России передавалось различным благотворительным организациям и ведомствам. При Александре I идея Екатерины II о привлечении милосердных людей к благотворительной посильной помощи получила статус национально значимого деяния, когда Александр I убедился, что призрение для правительства ноша чрезмерная и без общественности не обойтись. Пожеланием жертвователей была индивидуализация перечисляемых средств, которые направлялись не в госбюджет, а направлялись на реализацию заявленной идеи, т.е. были именными (сейчас это называется «адресной помощью»)
Во второй половине XVIII веке идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии - Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью. Таким образом, за период с IX по XVIII вв. Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности.
2.4 Новые подходы в развитии Российской благотворительности в XIX веке.
В середине XIX в. В России намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности. Основные из них — децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация (или «адресность») помощи, рациональный подход к формам и методам предупреждения обнищания людей. Земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление. В функции дум и управ, земских органов входили: «попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства, устройство и заведывание благотворительными и лечебными заведениями, участие в мероприятиях по охране народного здравия, развитию врачебной помощи, попечение об устройстве общественных библиотек, музеев, театров и других подобного рода общеполезных учреждений».
В общих чертах
эти формы призрения
2.5 Развитие концепций благосостояния в России в ХХ веке
Концепции благосостояния в России в ХХ веке определяли идеологию и содержание практики, были тем ориентиром, хотя и не всегда удачным, который позволял развиваться теории социальной помощи, исходя из концептов социального равенства и справедливости. Впервые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В 1918 г. по личному указу В.И. Ленина всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему. В 1921 г., обеспечение трудящихся приобретало все новые направления. Так, широкое применение находила система социального страхования. В год образования СССР изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так — «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств». Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). В 1924 г., на II Съезде Советов СССР была принята первая Конституция СССР. Она внесла изменения в систему социального обеспечения, теперь уже населения, а не трудящихся, как было раньше, и его же социального страхования. Это звучало так: «Должно быть произведено полное социальное страхование рабочих: а) для всех видов наемного труда; б) для всех видов потери трудоспособности. Именно: от болезней, увечья, инвалидности, старости, профессиональных болезней, материнства, вдовства и сиротства, а также безработицы».
К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире — от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. В СССР сформировалась патерналистская модель социальной защиты, с финансированием главным образом из госбюджета. Социализм, осуществляя свои программные установки на неуклонный рост народного благосостояния, создавал необходимые условия развития всеобщей и доступной системы социального обеспечения. Право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовало немало других видов обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т.д. И, конечно, нельзя переоценить положительное воздействие на психику гарантированного социального обеспечения
В середине 1980-х годов принимается новая концепция социально-экономического развития общества, она определяется в официальных документах как стратегия ускорения. В основе ее лежит «комплексный подход к изменению экономической, социальной, политической, духовной сферы». Утверждается положение о самоуправлении народа, без делегирования этой функции советам и партии. Большая роль отводится не коллективному, а личностному началу, человеческому фактору. В этой связи возрастает роль социальной политики.
2.6 Период социальной работы – с начала 90-х годов
В 90-х гг. ХХ столетия в связи с разрушением геополитического пространства СССР, образованием Российской Федерации, усложнением социально-экономической ситуации, кризисом политической системы формируются новые ориентиры социальной политики. Наряду с официальными государственными концепциями формируются альтернативные взгляды и позиции на сущность социальной политики вообще и социальной справедливости в частности.
С начала 1990-х гг. в России формируется новая модель социальной работы.
В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населению составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений — 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.