Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа
В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей
предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
1. ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕЕ ТИПЫ И ИЗМЕРЕНИЕ............................
2. ПРИЧИНЫ
БЕЗРАБОТИЦЫ..................................................................
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С
БЕЗРАБОТИЦЕЙ............................................................
4. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА МИРОВОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ..............................
5. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ.............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................
.....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................
удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до
21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2000 году
на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица в России уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.
Уровень безработицы говорит о том, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда России. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой
незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики РФ такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-
20% общего изменения безработицы.
Безработица будет
ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.
Вот наиболее важные меры такого рода:
I. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования
перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т. п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты
на прием новых работников.
II.Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить
льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
III.Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
IV.Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
V. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы- государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей
следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей.
Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
За последние несколько лет безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в Беларуси, как впрочем и в России, до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Беларусь нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут
подхлестнуть безработицу. Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Проблема безработицы актуальна в настоящее время в нашей стране, что не удивительно, т.к. состояние экономикиБеларуси особенно после событий 17 августа 1998 года сейчас удручающее - значительный экономический спад не мог не затронуть рынок труда. Наблюдается сокращение численности работающих с основных отраслях экономики -
промышленности и
Продолжается ощутимый процесс перекачки работников из государственного сектора экономики в негосударственный. Происходит отток населения в сферу
неучтенной трудовой деятельности. Тенденция сокращения зарегистрированной безработицы, наблюдавшаяся в 1997 г. оказалась недолговременной и из-за экономического спада уже отмечается рост регистрации новых безработных, сокращение вакансий и уменьшение численности трудоустроенных службой занятости начиная с июля 1998 г. Вместе с тем размеры неофициальной части скрытой безработицы остаются очень значительными и положение даже усугубляется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. М., 1995
2. Вестник Московского государственного университета, серия 5 - География.
М.,1997. №1
3. Вопросы экономики. М., 1997. №2
4. Кейнс Дж.-М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1993
5. Курс экономической теории: Конспект лекций / Под общ. ред Э.И.
Лобковича. Мн, 1997
6. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. Принципы, проблемы и
политика. М., 1995
7. Мацкевич-Карон О. Рабочий день в Европе становится короче. //
Национальная экономическая газета. 1999. №1, №3
8. Никифорова А.А.
Рынок труда: занятость и
9. Республика Беларусь в цифрах. Краткий статистический сборник. Мн., 1998
10.Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа. Справочное
пособие / Под ред. Теслюка И.Е.. Мн.: БГЭУ, 1995
11.Теория национальной экономики: Учеб. Пособие/ Под ред. И.М. Лемешевского.
Мн., 1994
12.Тропин А. Рынок труда: предложение превышает спрос. // Белорусская деловая
газета. 1999. №23
13.Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Меликьяна Г.Г.,
Колосовой Р.П.. М., Изд. МГУ, ЧеРо, 1996
14.Экономическая теория. / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Мн.: БГЭУ. 1996
15.Экономический глоссарий / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: ЗАО “Белбизнеспресс”,
1997