Основы социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, реферат

Краткое описание

Целью работы является проанализировать современные принципы социального государства и рассмотреть влияние их на современное российское общество.
Цель работы определила стоящие перед нами задачи:
1. Определить социальное государство, его сущность и сформулировать понятие
2. Выделить современные принципы социального государства

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть.
Сущность понятия социального государства
Принцип социальной справедливости
Принцип индивидуальной социальной ответственности
Принцип социальной солидарности
Принцип социального партнерства
Принцип социального равенства
Принцип социальной компенсации
Принцип социальных гарантий
Принцип социальной поддержки
III. Заключение.
IV. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

основы соц государства.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

    Однако теоретические представления  и социальная практика большинства  стран демонстрируют как бы  постоянные колебания в рамках  некоего континуума представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.

    Следует признать, что в настоящих  условиях принцип справедливости  должен воплощать в себе оба  начала — как уравнительное,  так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.

Принцип индивидуальной социальной ответственности

    Принцип индивидуальной социальной  ответственности - требует от  индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.

    Конечно, для кризисного российского  социума каждая ситуация является  в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной  ответственности не слишком распространены в нашем обществе.

    Многолетнее существование государственного  патернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает поддержки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в организацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жизненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий.

    Кроме того, есть значительное  количество индивидов, которые  не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организационная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.

Принцип социальной солидарности

Этот принцип заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной и прагматичной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.

Принцип социального партнерства

    В документах Международной организации  труда, созданной в 1919 г., ныне - специализированного органа ООН,  выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:

  • равноправие сторон на переговорах  и при принятии решений;

  • равная для всех сторон  обязательность исполнения договоренностей;

  • обязательная и равная ответственность  сторон за выполнение принятых  обязательств;

  • принцип трипартизма, т. е.  участия в переговорах трех  сторон: государственной власти, работников и работодателей.

    Социальное партнерство — неотъемлемый  институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.

Принцип социального равенства

    Принцип социального равенства  людей - понятие, обозначающее  одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея социального равенства, как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по разному. Философия античного мира, начиная с Платона, пыталась разрешить проблему выбора между равенством и сословными привилегиями через формулу “Каждому свое”: равенство в рамках каждого сословия и неравенство сословий между собой. В христианской философии средневековой Европы равенство являлось религиозной нормой, определяющей отношение людей к Богу (“перед Богом все равны”) и не имеющей никакого отношения к сословному неравенству в обществе. Все эти философско-этические взгляды на проблему заслуг и вознаграждения отражали социально-политическую специфику сословно-кастовых обществ:

    - наследственность привилегий или  бесправия;

    - религиозно-юридический характер  общественной дифференциации.

Но  уже в социальных утопиях Возрождения  и в философии Просвещения  идея социального равенства приобретает  светский характер, ставится вопрос о  природном равенстве людей. В  период становления буржуазного  общества этот тезис взяли на вооружение прогрессивные идеологи, и феодально-сословному миропорядку были противопоставлены  идеи “свободы, равенства и братства”. Произошла настоящая революция  во взглядах людей на содержание принципа “каждому по делам его”: оценка заслуг и, соответственно, распределение благ определялись уже не принадлежностью  индивида к той или иной группе, а его личными свойствами и  заслугами. Эти идеи отразились в  “Декларации прав человека и гражданина” во Франции и в петровской “Табели о рангах” в России. Грань между группами (сословиями и классами) теперь стала только фактической, а не юридической. Главный упор делался на равенство всех граждан перед законом в плане равенства гражданских свобод и формально равных возможностей преуспеть (“идеал равенства шансов”, выдвинутый буржуазными революциями в Европе).

    Идея социального равенства постепенно  приобретает форму принципа “каждому  по его капиталу”. Капитал,  обладание им становится одновременно  и главным условием неравенства,  при котором люди имеют неравный  доступ к таким социальным  благам, как деньги, власть и престиж.  В 19 в. многие социальные философы, начиная с Сен-Симона, Токвиля с его знаменитой книгой “Демократия в Америке”, стали указывать на явную тенденцию к значительному возрастанию равенства на более высоких уровнях индустриального развития. Так, Токвиль писал, что процесс уравнения идет в Европе уже 700 лет и достижение политического равенства является первой фазой всемирной демократической революции, за которой последует и экономическая революция, когда встанет вопрос о собственности. Он первым обратил внимание на такие дилеммы демократии, как равенство и свобода, равенство и справедливость: “Мы не можем помешать равенству, не от нас зависит, к чему оно приведет – к свободе или рабству, к варварству или просвещению, к нищете или процветанию”.

    Эту же тенденцию отмечал и  Сорокин, указывая, что процесс  уравнения идет в мировом масштабе  два последних века, хотя он  далеко еще не закончен, и 20 в. выдвинул политические, экономические  и социальные теории, проходящие под знаком “трудовых”, где идея социального равенства воплощается в формуле “каждому по степени его личного социально полезного труда”. Современные социальные концепции, затрагивающие проблему социального равенства и неравенства, достаточно условно можно разделить на два направления:

    - концепции, которые отстаивают  тезис, что неравенство – естественный  способ выживания общества –  теории функционализма (Дюркгейм, К.  Дэвис, В. Мур и др.), теория  статусных групп М. Вебера и  др.;

    - концепции, в которых утверждается, что возможно установить социальное равенство и уничтожить или свести к минимуму экономическое неравенство путем социальных революций или на основе реорганизации экономической и социальных систем. К ним относятся теория классов Маркса, различные социал-демократические теории (демократический, этический, кооперативный социализм и т.д.), теории “социального государства”.

Принцип социальной компенсации

    Принцип социальной компенсации  призван обеспечить правовую  и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

Принцип социальных гарантий

    Принцип социальных гарантий  предусматривает предоставление  гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.

Принцип социальной поддержки

    Принцип социальной поддержки  предусматривает оказание предпочтения  общественным инициативам, по  сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий в области социальной  политики. Этот принцип предполагает  законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа социальной поддержки позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Социальное  государство – это более высокая  ступень государственности. Если  исходить из термина, то его  можно определить как государство,  служащее интересам общества. На  сегодняшний день Скандинавские  страны более чем другие воплощают  на практике модель государства,  о котором и шла речь.     Социальное государство возникает  на основе целенаправленной политики  властей той или иной страны. Предпосылкой социального государства можно считать становление постиндустриального общества посткапиталистического типа в единстве таких его подсистем, как социальная рыночная экономика, гражданское общество, правовой демократический режим и др. Данными предпосылками создаются условия для снятия отчуждения личности от власти и «обуздания» политических институтов гражданским обществом на основе развития договорного характера государства и его превращения в социально ответственный институт власти. Такое государство начинает осуществлять активную и адресную социальную политику в интересах всех категорий граждан на основе открытости и демократизма власти, социальной справедливости и гражданского мира, социального партнерства, согласия и солидарности.

       Современное  социальное государство - это  институт, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри государства, так и за его пределами. Необходимо отметить, что государство не утрачивает полностью своих карательно-репрессивных функций, но применяет их лишь в крайнем случае, в отношении узкого круга лиц, нарушающих права и свободы граждан, а также против государств-агрессоров и деспотических режимов, нарушающих права и свободы собственных народов.

       Итак, мы  видим, что принципы социальной  политики в большинстве своем  были выработаны в процессе  организации развития общества  и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Асканова О.В., Чернявский А.Ф. Введение в теорию социального государства: Учебное пособие для студентов направления 080100.62 «Экономика»/Рубцовский индустриальный институт. - Рубцовск,2012.-73 с.
  2. Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика.-2003.-№3
  3. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования. - М.:МГИМО-Университет,2006
  4. Петрушечкин П. Гражданское общество и социальное государство: проблема взаиморазвития//Общество и власть.-2003.-Вып. 11.
  5. Социальное государство: мировой опят и реалии России: Сборник/Под общ. ред. Н.Н. Гриценко. - М.: АТиСО,2003
  6. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. – 2001, №7

Информация о работе Основы социального государства