Основы социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:17, реферат

Краткое описание

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.

Содержание

Вопросы:
1.Демократия:основные принципы?
2.Социальные группы и общности,их основные виды?
3.Структура общественного сознания,основные уровни и формы?
4.Деньги-их сучность,функции и роль в рыночной экономики?

Вложенные файлы: 1 файл

основы гуманитарных наук.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости  от размеров выделяют большие и малые  социальные группы.

 

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой  непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

 

Малой группой  называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся  в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

 

Г. Зиммель  считал, что размер группы тесно  коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо  пропорционален степени свободы, которой  пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности  от враждебных воздействий внешней  среды. По мере количественного роста  группы расширяются допустимые границы  идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень  индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.

 

По характеру  внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

 

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые  отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

 

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики»  — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в  рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

 

Ч. Кули (1864—1929) предложил различать первичные  и вторичные социальные группы.

 

Первичной группой Ч. Кули называет кооперацию и ассоциацию индивидов, непосредственно  взаимодействующих друг с другом лицом к лицу. Это небольшой  круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, которые, как правило, отличаются интимностью, взаимной симпатией  и пониманием. В первичную группу входят лица, о которых можно сказать: «Мы». Для первичных групп характерны эмоциональная близость их членов, длительность существования, непосредственные взаимодействия. Семья, компания друзей — первичные группы. В первичных группах происходит начальная социализация индивида, в них наиболее эффективно усваиваются социальные ценности и нормы. Именно здесь индивид впервые обретает чувство социальной принадлежности и усваивает общие идеалы. Первичные группы «не независимы от большего общества, но в некоторой степени отражают его дух», в них существует не только гармония, но и соперничество, конкуренция, вражда. Первичные группы составляют основу того, что является в человеческой природе и человеческих идеалах универсальным, и «первичность» их состоит «прежде всего в том, что они играют решающую роль в формировании социальной природы и идеалов индивидуума».

 

Во вторичных  группах отсутствуют непосредственно  межличностные отношения, ее члены  связаны между собой опосредованно, деятельностью по достижению общей  цели. Но и внутри вторичных групп  люди образуют группы первичные. Например, для школьника класс может  быть первичной группой, а коллектив  школы — вторичной.

 

В течение  последних двухсот лет социологи  отмечают тенденцию к ослаблению роли первичных групп в обществе. Этот процесс выражен в понятиях «массовое общество» и «упадок  общины». В современном мире наблюдается  господство вторичных групп, но и  первичные группы оказались вполне устойчивыми и стали важным связующим  звеном между личностью и более  формальной, организационной стороной жизни.

 

Социальные  группы выполняют важные для каждого  индивида социальные роли.

 

1. Инструментальная  роль группы: группы образуются  ради выполнения определенной  работы, это рабочие группы, коллективы. В социальной группе возникает  «синергетический эффект» — эффект  умножения усилий.

 

2. Экспрессивная  роль группы: группы имеют возможности  удовлетворить стремление членов  групп к социальному одобрению,  уважению и доверию. Такие группы  образуются стихийно при сравнительно  небольшом воздействии извне.  Это компании друзей, совместно  проводящих досуг. Инструментальные  группы часто выполняют и экспрессивные  функции, а экспрессивные группы  в определенном смысле тоже  можно считать инструментальными,  так как они создаются с  определенной целью — для получения  удовольствия от человеческого общения.

3 Структура общественного сознания ,основные уровни и формы?

В структуре  общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного  сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

 

1. Обыденное  сознание возникает в процессе  повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение  внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности  людей и не нацелено на поиск  истины.

 

2. Общественная  психология — эмоциональное отношение  людей к своему общественному  бытию, также формируемое стихийно  в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

 

3. Общественная  идеология — концептуально-теоретическое  отражение общественного бытия,  выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях  и т.п.). Взятая в целом, она  определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается  отношение людей к социальной  действительности.

 

Таким образом, общественная идеология — систематизированное, теоретическое обоснование, духовное выражение интересов различных  социальных групп или общностей. Идеология — сложное духовное образование, включающее в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы  распространения идеологических установок  в массах.

 

В любом  своем проявлении она по существу или формально, правильно или  ложно, но всегда связана с потребностями  всего общества, является выражением его целей, ценностей, идеалов, его  программ, противоречий и путей их разрешения.

 

Как таковая, общественная идеология всегда необходима, обязательна для любого общества — классового, неклассового, «открытого», «закрытого» и т.п. Она всегда была, есть и будет. Ибо всегда есть жизненная потребность в знании особенностей развития общества, актуальных проблем и общих задач, этапов социального изменения и перспектив общественного развития.

 

В наши дни  некоторые теоретики (и на Западе, и у нас) выступили с идеей  конца идеологии («доидеологизация»). Это связывается ими или с  «природной ложностью» идеологии, или  с окончанием противостояния в мире капитализма и социализма, или  с ее тоталитарно-классовым существом.

 

Формы общественного  сознания представляют собой способы  духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:

 

1.По предмету  отражения — наука и философия  отражают действительность, но на  разных концептуально-методологических  уровнях (низшем и высшем).

 

2.По формам (видам) отражения — наука отражает  действительность в виде понятий,  гипотез, теорий, законов, а искусство  — в виде художественных образов.

 

3.По выполняемым  функциям — искусство выполняет  эстетические и воспитательные  функции, наука — познавательные, мораль — нравственные и т.п.

 

4.По общественной  роли. Наука — «локомотив» прогресса,

религия удовлетворяет веру в сверхъестественное, искусство—в прекрасное, мораль возводит человека к «ценности добра» и  т.п.

 

Все уровни и формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом и  влияют друг на друга в ходе взаимодействия общественного бытия и общественного  сознания.

4 Деньги-их  сучность,функции и роль в рыночной экономики.

Деньги, денежная система являются мощным инструментом, определяющим все  состояние экономической, социальной, а зачастую и политической сферы  общества. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны.  Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги и долги. Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют в ожидании, что смогут затем обменять деньги на те товары и услуги, которые они хотят приобрести. Без такого средства обмена люди должны обращаться к бартеру - непосредственному обмену товаров и услуг на другие товары и услуги - очень неэффективному средству осуществления обмена. При бартере необходимо найти партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он должен хотеть то, что вы предлагаете к обмену. Это требует выискивания всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах, а затем достижения согласия по условиям обмена. Таким образом бартер приводит к высоким издержкам, связанным с поиском, и трансакционным издержкам. Другими словами, при натуральном обмене людям приходится тратить много времени на поиск, ведение переговоров и брать на себя другие значительные расходы в торговой деятельности.

 

 Деньги служат также расчетной  единицей или «мерой стоимости». Роль денег как «единицы измерения» позволяет использовать установленные цены для сделок. Функции денег, как расчетной единицы, позволяют измерять экономические величины понятным для всех (почти) способом. Помимо того, что деньги служат средством обмена и расчетной единицей, они ещё обеспечивают очень удобный способ сбережения (средство сбережения) и удобный способ заимствования денег (средство отсроченного платежа). Как «средство сбережения» деньги облегчают процесс осуществления накопления из текущего дохода за счет гарантирования будущей покупательной способности. Как «средство отсроченного платежа» деньги облегчают заимствование (и предоставление ссуд), обеспечивая ту меру покупательной способности, которую на настоящий момент времени заимствуют и дают взаймы. Деньги уникальны по своей простоте, как средство платежа за товары и услуги: они обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств.

     Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями.

 

 Будучи конкретизированными  в определенном предмете, они  являются как бы всеобщим условием  общественного производства, «инструментом»  общественных экономических связей  независимых товаропроизводителей, орудием стихийного учета общественного  труда в товарном хозяйстве.

 

 Деньги играют и качественно  новую роль - они становятся капиталом,  или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный  капитал в воспроизводстве индивидуального  капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала, и они представляют собой исходный пункт и результат кругооборота последнего.

 

 Деньги обслуживают также  производство и реализацию общественного  капитала, выступая в виде денежных  потоков, которые движутся как  внутри первого подразделения  (производство средств производства), так и внутри второго (производство  предметов потребления), а также  между ними.

 

 Роль денег как капитала  проявляется через их функции.  Так, стоимость товаров, произведенных  на предприятиях, выражается в  деньгах. При этом деньги служат  и мерой стоимости и денежным  капиталом. Если же продукция  продается за наличный расчет, а на вырученные деньги покупаются  средства производства, то деньги  служат и средством обращения,  и капиталом. Если продукция  продается в кредит и по  истечении срока кредита долговые  обязательства погашаются деньгами, то здесь они служат и капиталом,  и средством платежа.

 

 Если же деньги накапливаются  с целью покупки в дальнейшем  средств производства и расширения  объема производства, то они выступают  и как сокровище, и как капитал.  И наконец, если предприятие  открывает дочернюю фирму за  границей, то деньги в данном  случае выступают и как мировые  деньги и как капитал.

 

 С помощью денег происходит  образование и перераспределение  национального дохода через государственный  бюджет, налоги, займы и инфляцию.

 

 Деньги являются объектом  денежно-кредитного регулирования  экономики промышленно развитых  стран, основанного на монетаристской  теории денег. В этих странах  с учетом общеэкономических задач  устанавливается на год (в России  на месяц) денежный ориентир  изменения денежной массы и  в соответствии с ним проводится  ее регулирование при помощи  кредитных инструментов центрального  банка.

Информация о работе Основы социологии