Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 21:37, контрольная работа
Краткое описание
Этот период называют периодом геронтогенеза, или периодом старения, который начинается после 60 лет Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Геронтология – область знаний о старении человека.
Другое бытующее шаблонное
мнение заключается в том, что «самоубийство
невозможно предотвратить, и если человек
решил покончить с собой, то его ничто
и никто не остановит». В кризисной ситуации
человек более всего нуждается в душевной
теплоте, сочувствии, понимании и поддержке.
Поэтому и «потребность в самоубийстве»
может быть лишь временной.
Также одно из самых распространенных
заблуждений заключается в следующем:
«Люди, которые говорят о самоубийстве,
никогда не совершат его». Тем не менее
большинство самоубийц в той или иной
форме стремились привлечь к себе внимание
окружающих. Кто-то начинает увлекаться
литературой по вопросам жизни и смерти,
кто-то постоянно говорит на эту тему,
а многие высказывают свои мысли в подчеркнуто
легкой и шутливой форме. Это тем более
верно потому, что решение о самоубийстве
редко бывает спонтанным. Суицидальный
кризис может длиться несколько недель
и даже месяцев.
Распространено также мнение,
что суицидальное поведение может передаваться
по наследству, однако фактов, доказывающих
это, обнаружить не удалось. Тем не менее
если в семье или среди близких знакомых
были случаи самоубийств или попыток,
то вероятность повторения подобных действий
более высока. Замечена и интересная
особенность суицидальной активности
— эпидемический характер се распространения.
Это дало повод для такой распространенной
точки зрения, как стремление не акцентировать
внимание на суицидальных высказываниях,
намерениях и действиях. Такая позиция
приводит к тому, что проблемы человека
могут не замечаться или им придается
маловажное значение. Соответственно,
достигается обратный эффект. Безусловно,
акцентировать внимание на самоубийстве
не стоит. В этот момент валено
сосредоточиться на разрешении кризисной
ситуации.
В работе с лицами, совершившими
попытки самоубийства, важно помнить о
том, что суицидальная активность является
последним способом привлечь к себе внимание,
крайним средством выражения чувств отчаяния
и беспомощности. То есть можно смело говорить
об амбивалентности (двойственности) кризисной
ситуации:
с одной стороны, чувство тоски,
безысходности, горечи, отчаяния и беспомощности
привели человека к мысли о тщетности
земного существования и желанию умереть,
а с другой стороны, стремясь привлечь
к себе внимание, он утверждается в желании
жить.
Первым шагом в работе по предотвращению
суицида становится установление личного
контакта. В случае планирующегося самоубийства
такой контакт найти сложно: часто человек
не настроен на контакт с кем бы то ни было,
обдумывая предстоящие действия. Если
же попытка уже произошла,
то человек может испытывать
чувство глубокой благодарности за искреннее
внимание. И в том и в другом случае важно
дать ему возможность отреагировать накопившиеся
негативные эмоции. А также успокоить
его, дать возможность выговориться, сочувствуя
и сопереживая ему. Зачастую клиент находится
в состоянии психалгии (невыносимой душевной
боли), и сознание его в этот момент сужено,
поэтому сам по себе разговор с другим
человеком может снизить уровень тревоги,
сумятицы и хаоса у клиента. В этой ситуации
главное — это умение слушать. В случае
же истинного суицида клиент не очень
охотно идет на разговор, избегая обсуждения
тех вопросов, решения по которым он уже
принял.
Следующим шагом является определение
основной проблемы, которая и лежит в основе
суицидальной активности. Выделение основной
причины или причин такого решения есть
попытка понять душевное состояние человека.
Как правило, в состоянии решимости человек
не дифференцирует главную и второстепенные
проблемы, для него они все сплетены в
один клубок. Фактически человек рассматривает
все, происходящее вокруг него, как лишнее
подтверждение вывода о том, что «жить
больше не стоит». Все многообразие мира
для него свелось к какой-то преграде,
преодолеть которую ему кажется невозможным.
При этом ни в коем случае нельзя говорить
что-либо похожее на «да махни ты на все
это рукой». Важно, наоборот, разложить
вместе с клиентом основную проблему на
составляющие, с тем чтобы впоследствии
он сам признал «решаемость» каждой в
отдельности.
В ходе первого и второго этапов
беседы важно определить и степень риска
совершения суицида, т. е. оценить суицидальный
потенциал. Сюда входят социально-возрастные
и половые особенности клиента. Например,
поданным социологических исследований
проблем суицида в России, мужчины чаще
совершают истинные суициды, а женщины
чаще прибегают к демонстративно-шантажным
суицидальным действиям и высказываниям.
Степень риска совершения завершенного
суицида повышается с возрастом клиента.
Важно получить информацию и об актуальном
стрессе, задав вопрос: «Почему вы решили
обратиться именно сейчас?» Ответ на этот
вопрос может прояснить «пусковой механизм»,
приведший к возникновению намерений
расстаться с жизнью. Кризис может быть
вызван потерей любимого человека, работы,
статуса, болезнью, инвалидностью, несчастным
случаем и т. д. Важно оценить интенсивность
кризиса с точки зрения клиента, а не терапевта.
Но самым важным показателем риска совершения
самоубийства является сформированость и
детальная проработанность плана суицидальных
действий. Если клиент выбрал способ, место
и средство ухода из жизни, это говорит
о том, что последний шаг крайне близок.
Следующий этап — это поиск
ресурсов для преодоления критической
ситуации. Ресурсы, которые имеются в распоряжении
клиента, могут быть решающими. Ими являются
семья, карьера, близкие люди, воплощение
мечты, друзья и т. д. Непосредственная
апелляция к этим ресурсам, скорее всего,
не принесет ощутимых результатов, а вот
попытка представить и проговорить чувства
окружающих значимых людей в случае совершения
самоубийства может принести ощутимый
эффект.
Важно говорить свободно, чтобы
клиент не чувствовал себя в качестве
допрашиваемого. Это должна быть некая
«игра по слуху». Необходимо верить, что
все сказанное клиентом — абсолютная
правда и он действительно может покончить
с собой. Каких-либо стандартных формул
для разговора с таким клиентом нет, но
не надо бояться задавать ему вопросы,
связанные с суицидальными мыслями и поступками.
На следующем этапе важно совместно
сформулировать «план действия по преодолению
кризисной ситуации». Необходимо знать,
что в этой ситуации ведущая роль должна
принадлежать клиенту. Можно предложить
несколько вариантов поведения, которые
могут привести к выходу из тупика, но
главное в этой ситуации — не навязывать
клиенту решения и серьезно относиться
ко всем его возражениям. Итогом этого
этапа должен стать конструктивный план
разрешения кризисной ситуации.
Завершающий этап — это вселение
уверенности в том, что клиент обязательно
справится со своими проблемами. Ни в коем
случае нельзя сразу же переходить к каким-то
конкретным действиям. Инициатива первого
шага должна принадлежать именно клиенту.
Задача консультанта — подчеркнуть успех
этого шага. После беседы необходимо тщательно
осмыслить ее результат. При этом для определения
суицидального риска выявляются и сопоставляются
как про-, так и антисуицидальные факторы:
устойчивое позитивное отношение к жизни
и негативное — к смерти, широта диапазона
известных и субъективно приемлемых путей
разрешения сложившейся ситуации и т.
д.
Р. Кочюнас приводит следующие
правила консультирования лиц, намеревающихся
совершить самоубийство.
1. Встречаться
с ними как можно чаще.
2. Акцентировать
внимание на позитивных аспектах
жизни.
3. Не
стоит, столкнувшись с этой проблемой,
паниковать н пытаться скрыть это чувство,
рассказывая клиенту о недопустимости
самоубийства с точки зрения морально-этических
норм.
4. Необходимо
вовлекать в процесс консультирования
значимых для клиента людей.
5. Предоставить
клиенту возможность в любой
момент связываться с консультантом.
6. Информировать
близких для клиента людей
и обсудить вопрос о госпитализации
с ним и с его близкими, если она необходима.
7. Контролировать
возможные манипуляции собой
со стороны клиента.
8. Помнить,
что наибольшую ответственность
за свои поступки несет сам
клиент.
9. Консультант
обязан подробно, в письменной
форме, фиксировать свои действия.
Тем не менее может случиться
и так, что удержать человека от последнего
шага не удалось. В этой ситуации не стоит
возлагать на себя ответственность за
неудачу. Человек, твердо решивший умереть,
рано или поздно, по-видимому, доведет
свое дело до конца. Важно, чтобы психолог-консультант
сделал все, что было в его силах.
Чтобы избежать мучительных
переживаний, связанных с самоубийством
пациента, можно воспользоваться советами,
которые дает В. Меннингер:
1. В
области мировоззрения:
· консультант не может нести ответственность
за то, что происходит с клиентом вне
стен его кабинета;
· самоубийство иногда происходит
вопреки заботливому отношению;
· нельзя предотвратить самоубийство,
если клиент уже принял решение.
2. Тактический
подход:
· необходима готовность к неудаче;
· обязательно консультироваться
с коллегами;
· обсудить с коллегами самоубийство
клиента как способ разрешения трудной
ситуации.
3. Реакция
на самоубийство клиента:
· самоубийство всем причиняет
боль, и это необходимо помнить;
· как консультант вы приобрели
очень ценный профессиональный опыт, который
поможет вам в дальнейшем развитии;
· не удивляйтесь вашему подавленному
настроению, чувствам вины и злобы
· на самого себя и на клиента,
который «не захотел вас послушаться».
4. Преодоление
последствий самоубийства клиента:
· скорбь — это естественная
реакция на самоубийство человека, и вы
от нее не застрахованы;
· говорите и переживайте, но
без излишнего самообвинения;
· позвольте себе выговориться
с коллегами, друзьями, в семье;
· помните годовщину горестного
происшествия, чтобы не оказаться застигнутым
врасплох неожиданными воспоминаниями
об этой ситуации.
Список литературы:
1. Солодилова О.П. Возрастная психология.
М., 2004.
2. Психология социальной работы / Под ред.
М.А. Гулиной. – М.: Питер, 2002.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,
2005.
4. Возрастная психология.
Конспект лекций. Хилько М.Е., Ткачева М.С.-
М.: 2010. - 194 с. // Источник: http://www.alleng.ru/d/psy/psy167.htm