Особенности молодежной субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Молодёжные субкультуры очень распространённое, особенно в последнее время, явление. Мы постоянно сталкиваемся с ними, фактически они являются частью нашей жизни. Я сама не являюсь членом какой-либо молодёжной субкультуры, однако часто сталкивалась с этим явлением, т.к. некоторые из моих друзей, либо состоят, либо состояли в этих объединениях. Поэтому я попытаюсь изложить суть молодёжных неформальных объединений, их установки, цели которые они преследуют, их стремления, функции и т.д.
Но если можно так выразиться, видов неформальных молодёжных объединений существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, готы и т.д.), их, как правило, составляет молодежь.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1 Понятие молодежной субкультуры……………………………………..5
Глава 2 Причины возникновения молодежной субкультуры………………...8
Глава 3 Основные виды молодежных субкультур………………………...…..14
3.1 Металлисты.
3.2 Отаку.
3.3 Хиппи.
Глава 4 Факторы, определяющие специфику российской молодежной субкультуры…………………………………………………………………...........20
Заключение………………………………………………………………………....22
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Современные индустриально развитые общества, а также общества, переходящие к постиндустриализму, представляют собой также систему множества различных субкультур, каждую из которых человек может выбрать для себя. Более того, современный человек вынужден делать выбор среди субкультур. Традиционная, официальная, или так называемая базовая культура общества, не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал ее в процессе роста. А вот в отношении определенных субкультур он может решать, принимать их или нет. Но поскольку все люди разные, они выбирают те субкультуры, которые отвечают их требованиям и нуждам.

Практика показывает, что «субкультурную» молодежь «поставляют» достаточно благополучные и, более того, состоятельные семьи. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться как с маленьким ребенком, контролируя каждый его шаг, то, как правило, очень скоро он оказывается в неформальной молодежной организации, где начинает отрабатывать социальную роль вовсе не «маменькина сынка». Молодежная субкультура превращается для него в своего рода игру, отсутствие которой оборачивается неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» во взрослом состоянии. Еще одной предпосылкой появления «субкультурной» молодежи служат формальные группы или организации – школа, различные кружки по интересам, спортивные секции, организации типа пионерской (ныне она продолжает свое существование в России, хотя и не в таких масштабах, как ранее в СССР), скаутской, комсомольской и т.п. – у тех или иных молодых людей происходит определенный сбой социализации. Здесь следует сразу развести значение школы и других формальных групп, поскольку, как правило, если что-то не задается в последних, то их можно просто «бросить», оставить, сменить. «Бросить» школу невозможно. Правда, можно перейти в другую, но это не так просто, как сменить кружок по интересам, хотя в принципе возможно и это, но не всегда.

Другой источник появления «субкультурной» молодежи безработные, а также временно, частично или случайно занятые молодые люди. Под временной работой мы имеем в виду ту, которая выполняется по временному контракту (договору); под частичной – работу с неполным рабочим днем; под случайной – работу, которая позволяет вполне трудоспособному и нередко хорошо профессионально подготовленному молодому человеку перебиваться случайными заработками. Для молодых людей, оказавшихся в одной из указанных выше ситуаций, наступает пора вынужденного безделья, на которую они реагируют по-разному. Одни, считая ситуацию, в которую они попали, несправедливой, болезненно переживают отсутствие работы и активно ищут себе место по специальности. Другие, для которых работа является чем-то необходимым и неизбежным, воспринимают свое положение как исключенность из общества вообще и поэтому ищут любую работу. Третьи же, для которых труд не представляет никакой ценности, расценивают безработицу как нечто нормальное. Более того, отказывающиеся взрослеть подростки относятся к собственной безработице не как к несчастью, а как к подарку судьбы. Именно они, дети достаточно состоятельных родителей, получившие хорошее образование, выпадают из устойчивой системы социальных связей и оказываются в лоне молодежной субкультуры.

Еще один источник появления «субкультурной» молодежи - несоответствие реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу; невозможность для него найти свое место в жизни или его завышенные представления о собственных способностях и непризнание этих способностей обществом. Это ситуация «непризнанных обществом» музыкантов, поэтов, ученых, художников, философов и т.д., работающих дворниками, истопниками, сторожами, поскольку общество их не оценило

Итак, молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, т.е. идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки) и виртуального общения. Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает разделение им ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, какими являются прическа, одежда, жаргон, украшения и т.п. Как правило, молодежные субкультуры возникают вокруг какого-либо «центра», инициатора тех или иных инноваций либо выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям и т.д. Если то, что делает «центр», привлекает внимание молодых людей, то вокруг него появляется группа последователей и данная субкультура растет. Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы, посредством которой молодые люди узнают «своих», отличают их и выделяет среди «чужих». Подобная символика «работает» на объединение и сплочение группы, позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Основные виды молодежных субкультур

 

Субкультур на планете великое множество. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений.

Выделяют следующие основные признаки неформальных организаций:

  1. Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
  2. Слабо выраженная внутренняя структура.
  3. Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
  4. Слабые внутренние связи.
  5. Очень сложно выделить лидера.
  6. Не имеют программы деятельности.
  7. Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
  8. Представляют альтернативу государственным структурам.
  9. Очень тяжело поддаются упорядоченной фиксации.

 

3.1 Металлисты

 

Металлисты, это одна из самых больших «неформальных» субкультур.

Прежде всего, в начале данного параграфа, считаю уместным дать определение «металлистам».

Металлисты — это субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.

Эта субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко — в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке, есть значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Турции и Израиля.

Слово «металлист» — русское, производная от слова «металл» с добавлением заимствованного латинского суффикса «-ист». Изначально оно означало «жестянщиков», работников металлургии. Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла» вошло в обиход в конце 1980-х.

Как и у любой субкультуры, у металлистов есть своя мода. Чтобы понять как выглядят металлисты нужно найти отличительные черты их одежды от других. Типичный стиль их одежды можно описать так:

1) Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост).

2) Преимущественно чёрный цвет в одежде.

3) Кожаная мотоциклетная куртка «косуха», кожаный жилет.

4) Банданы.

5) Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

6) Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.

7) Нашивки с логотипами любимых метал-групп.

8) Короткие или высокие сапоги  с цепями — «казаки». Тяжелая обувь — «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки или кожаные кроссовки.

9) Кожаные или армейские штаны, джинсы.

10) Клепки и шипы на одежде а аксессуарах.

11) Мотоциклетные кожаные перчатки  без пальцев.

Именно выше перечисленные атрибуты чаще всего можно встретить в рок-магазинах, ориентированных на поклонников «тяжелой» музыки.

Часто одежда металлистов во многом пересекается с байкерской (многие байкеры являются металлистами и наоборот, но не стоит отождествлять эти понятия). В первую очередь, общим у байкеров и металлистов элементом костюма является кожаная куртка-косуха (при езде на мотоцикле ношение косухи обусловлено практической необходимостью, а для «пеших» металлистов косуха является просто атрибутом стиля).

Что касается беспальцовок (мотоциклетные кожаные перчатки с обрезанными пальцами), часто в перчатки вставляют заклёпки либо шипы.

Однако одежда не является основным атрибутом представителей данной субкультуры. Среди поклонников «тяжёлой» музыки немало тех, кто равнодушно, иронично, а то и отрицательно относится к «дресс-коду», принятому в тусовке, но при этом не меньше других металлистов интересуется непосредственно музыкальной составляющей.

У металлистов не только своя мода, но и свой определенный стиль поведения. Например, на концерт метал-группы, предпочитают не сидячие места, а танцевальный партер. Во время концерта зрители в танцполе ведут себя крайне эмоционально: танцуют, прыгают, трясут головой («хедбэнгинг»), подпевают, громко кричат, показывают «козу» (характерный жест металлистов, известный в России под названием «коза» — вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем.)

Металлисты обычно не ассоциируются с употреблением наркотиков(в отличии от хиппи), но считаются склонными к употреблению алкоголя (в особенности пива).

В отличие от некоторых других субкультур, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.

 

2.2 Отаку

 

Кто такие отаку? Отаку — человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги (японские мультфильмы и комиксы). В Японии данному смыслу соответствует аббревиатура «аниота» — «аниме» — «отаку».

Впервые в качестве термина это слово появилось в цикле статей «Исследование „отаку“» эссеиста Накамори Акио. Цикл публиковался в журнале «Манга бурикко» в период с июня по декабрь 1983 года, и в названии было использовано слово, которым, по наблюдениям Накамори, чаще всего называли друг друга представители субкультуры.

Изначально слово использовалось для обозначения себе подобных среди фотографов-любителей — фотографы в глазах других людей были социофобами, затворниками, фанатиками своего хобби , и постепенно слово «отаку» получило негативное значение: затворник, фанатик. Обычно отаку — это молодой человек, который живёт дома, на работу не ходит, общается всего с 2—3 людьми не из своей «тусовки».

В японской речи также существуют обороты «пасокон отаку» (по отношению к помешанным на персональных компьютерах), «гэйму отаку» (к играющим в видеоигры) и отаку, как экстремальные фанаты идолов — разрекламированных певцов. Это слово чрезвычайно распространено и в английском — уже стало литературным и сейчас используется для обозначения поклонников в целом: музыкальных отаку, отаку боевых искусств т. п.

Близкое по смыслу слово, которое употребляется во многих странах, например в России, Белоруссии и Украине, анимешник — любитель аниме и/или манги, но не фанат.

 

2.3 Хиппи

 

Хиппи —философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США.

Расцвет движения пришелся на конец 1960 — начало 1970 годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Хиппи верит:

  • что человек должен быть свободным;
  • что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • что духовная община — идеальная форма общежития;
  • что все, думающие иначе, заблуждаются.[

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде «олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.

Информация о работе Особенности молодежной субкультуры