Особенности научного метода
познания религии.
Становление социологии религии.
Философский анализ религии
складывается в европейской культуре,
начиная с XVII - XVIII века, он является
господствующим вплоть до середины XIX
века. С середины XIX века наряду с
теологическим и философским
начинает формироваться научный
подход. Различие между научным и
философским подходом в исследовании
религии заключается в предметной
сфере и в методах исследования.
Предметной сферой философии является
исследование действительности под
углом зрения решения мировоззренческих
проблем. Поэтому философия делает
акцент на изучении мировоззренческой
стороны религии. Для философов
наиболее существенным является то, как
решается в религии проблема устройства
бытия, что первично: духовное или
материальное начало, Бог создал этот
мир, в том числе и человека,
или человек создал в своем
сознании Бога. Тот или иной ответ
на этот вопрос служит основанием для
решения конкретных смысложизненных
вопросов. Предметом науки о религии не
являются проблемы устройства бытия, ни
предметов религиозной веры - Бог, и все
его атрибуты. Наука изучает религию как
одну из сторон общественной жизни, в ее
связях и взаимодействии с другими областями
этой жизни: каким путём формируется религия,
как те или иные религиозные системы объясняют
мир , какие ценности, нормы и образцы поведения
они формируют у людей, как действуют те
или иные религиозные организации, каковы
функции религии в обществе и т.д. Различие
между философией и наукой проявляется
не только в предметной сфере, но также
и в методах исследования религии. Философия
не проводит эмпирического исследования
действительности. Она в большей мере
решает свои проблемы умозрительно, руководствуясь
определенными установками, которые развиваются
на основе цепи логических размышлений.
Наука же в своих исследованиях религии
опирается на эмпирический материал, фактические
данные, полученные на основе непосредственных
исследований, мировоззренческих представлений
тех или иных народов, их верований, обычаев,
организации жизни и т.д. В научном религиоведении
с самого начала его формирования широко
применяется исторический метод, предполагающий
изучение религиозных систем в процессе
их возникновения, становления и развития,
а также учет взаимодействия в этом процессе
как общих закономерностей истории, так
и своеобразных конкретных обстоятельств.
Исторический метод может быть реализован
в виде генетического подхода, когда исследователь
выводит все последующие стадии из начальной
фазы. В ходе этой процедуры важное значение
имеет отыскание всех промежуточных стадий
в цепи эволюции религии. Активно используется
в религиоведении и сравнительно-историческое
исследование. В ходе этого исследования
осуществляется сопоставление различных
этапов развития одной и той же религии
в различные моменты времени, разных религий,
существующих одновременно, но находящихся
на разных этапах развития, проводится
реконструкция тенденций развития. Большое
влияние на формирование научного религиоведения
оказало использование методов антропологии
и этнографии Э.Тейлором, Дж.Фрезером,
Б.Малиновским, Л.Леви-Брюлем и др. Этот
метод активно используют также социологи
Э.Дюркгейм и М.Вебер, психоаналитики З.Фрейд
и К.Юнг и др. Социология религии является
составной частью науки об обществе - социологии.
Социология как самостоятельная наука
формируется, начиная с середины XIX века,
в течении длительного времени. Социологическое
знание накапливалось в недрах философии.
Вычленение социологии из недр философии
связано именно с тем, что “отцы - основатели”
социологии О.Конт, М.Вебер, Э.Дрюкгейм
поставили перед собой задачу решения
общественных проблем, в том числе и проблему
религии, на основе использования научных
методов познания действительности. Основатель
социологии французский мыслитель О.Конт
(1798-1857), решая вопрос о том, что лежит в
основе социального порядка, неизбежно
столкнулся с проблемой роли религии в
обществе. Отвечая на вопрос, О.Конт сформулировал
закон о трех последовательных стадиях
развития человечества: теологической,
метафизической и научной. Согласно О.Конту,
на первой, теологической стадии, человек
объясняет все явления на основе религиозных
представлений, оперирует понятием сверхъестественного.
Вера в богов или единого Бога обусловливает
стабильность общественной системы. Этой
стадии соответствует длительный период
истории, вершиной которого является Средневековье.
На второй, метафизической стадии, человек
пробует отказаться от апелляции к сверхъестественному
и пытается все объяснить при помощи абстрактных
сущностей и причин. Ярким примером такого
периода является эпоха Просвещения. Задача
этой стадии - критическая. Разрушая религиозный
представления, она подготавливает приход
третьей стадии - позитивной или научной.
Конт считал неизбежным конфликт между
религией и позитивным знанием - наукой
и предсказывал в недалёком будущем победу
науки над религией. Наука, по мнению Конта,
призвана заменить религию не только с
точки зрения формирования нового мировоззрения,
но прежде всего в качестве связующей
силы, призванной объединить людей и социальные
институты, стать основой стабильного
порядка. Установлению солидарности и
согласия между людьми, считал Конт, призвана
новая синтетическая наука - социология.
Рассмотрение проблем религии О.Контом
осуществляется в контексте решения им
общих социологических проблем. Непосредственно
научным исследованием религии с социологических
позиций занимались немецкие мыслители
М.Вебер (1864-1920) и французский мыслитель
Э.Дюркгейм (1858-1917). Именно они являются
основоположниками социологии религии
как относительно самостоятельной отрасли
знания в рамках религиоведении. М.Вебер
рассматривал социологию как науку о социальном
поведении. Поведение, по Веберу, становится
социальным, если оно имеет смысл, субъективно,
осмысленно соотносится с поведением
других людей, ориентированно на ожидании
определённого их поведения в соответствии
с этим сопровождается субъективной оценкой
шанса на успех тех или иных своих действий.
В соответствии с этой общей концепцией
предмета социологии М.Вебер формулирует
специфику социологического подхода к
исследованию религии. С точки зрения
М.Вебера, социолог, в отличии от теолога
и философа, не должен касаться вопросов
об источнике религии, также как и не должен
устанавливать некую метафизическую “сущность”
религии. Социолога интересует не сущность
религии, а условия ее существования. Иначе
говоря, для социолога религии интересна
лишь как особый тип мотивации социального
поведения людей. Таким образом, социология,
по Веберу, должна ограничиваться изучением
мотивирующего воздействия религиозных
идей и представлений, выявление их влияния
на общественную жизнь, не касались вопроса
об их истинности или ложности, источников
их происхождения. Такая оценка предмета
социологии религии вытекает из веберовской
трактовки социальной функции религии.
М.Вебер рассматривал религию как социокультурный
институт, который совмещает в себе черты
культурной системы, то есть определяет
сферу значений, символов и ценностей
индивида и общества и вместе с тем функционирует
в качестве самостоятельного социального
института. М.Вебер представляет религию
как первичную основу ценностей и в этом
качестве она является одним из важнейших
способов придания смысла социальному
действию, определяет его значения и цели.
Именно на основе религиозных установок
все происходящие в жизни человека события
квалифицируются им как смысложизненные
или бессмысленные. Религиозное истолкование
мира является средством ориентации в
нем и регуляции поведения. Религия рисует
определенную картину мира и в то же время
задает систему ценностей и норм, в соответствие
с которыми одни действия запрещаются,
а другие разрешаются. Тем самым она создаёт
моральные нормы поведения человека. Особое
внимание М.Вебер уделяет выявлению влияния
религиозного фактора на действенное
отношение индивида к окружающей действительности.
Одни религии стимулируют уход этого мира,
созерцательно-мистическое к нему отношение
(например, буддизм), другие нацеливают
на его завоевание и преобразование (например,
христианство в его протестантской разновидности).
М.Вебер настаивает на религиозной обусловленности
не просто повседневного поведения верующих
индивидов, но и их “хозяйственного”
(экономического) поведения. Одной из важнейших
заслуг М.Вебера в области социологии
является обоснование им влияния Реформации
на становлении и развитие капиталистического
общественных отношений. Протестантская
этика, по мнению М.Вебера, заложена в основы
“духа капитализма”. В своих работах
М.Вебер доказывал не только влияние религиозного
фактора на становление тех или иных социальных
отношений, но и влияние социального фактора
на формирование того или иного типа религии.
В “Хозяйственной этике мировых религий”
он пишет: для каждой данной религии можно
выделить те слои, жизненное поведение
которых было определяющим на практическую
этику соответствующей религии. Например,
в конфуцианстве - это бюрократия, в индуизме
- овладевание ведической образованностью
брахмы, в буддизме - монашество, в христианстве
- городские ремесленники и т.д. Отвергая
обвинения в упрощенном социологизме,
М.Вебер разъясняет: мысль автора не сводится
к тому, что своеобразие религии является
простой функцией социального положения
того слоя, который выступает в качестве
её характерного носителя, как бы его “идеологией”
или отражением его материальных и духовных
интересов. Напротив, как ни глубоко в
отдельных случаях экономическое и политическое
воздействие на религиозную этику, её
основные черты восходят прежде всего
к религиозным источникам и прежде всего
к содержанию благовествования и обетования.
Религия как социальный институт исследуется
М.Вебером в контексте изучения различных
типов религиозных организаций. Принципиально
иной подход к задачам исследования религии
демонстрирует французский социолог Э.Дюркгейм.
Специфика исследования религии в системе
Э.Дюркгейма вытекает из общих принципов
получения социологического знания. По
мнению Э.Дюркгейма, социология основывается
на познании социальных факторов. Источник
социальных факторов находится не в мышлении
и поведении отдельных индивидов, а в обществе.
Для того, чтобы возник социальный факт,
указывал Э.Дюркгейм, необходимо, чтобы
по крайней мере несколько индивидов объединили
свои действия и чтобы эта комбинация
породила новый результат. А поскольку
этот синтез происходит вне сознания действующих
индивидов (так как образуется на основе
взаимодействия множества сознаний), то
это имеет своим непременным следствием
установления и закрепление для индивидуальных
сознаний каких-либо образцов поведения,
ценностей, норм и т.д., которые существуют
для данных индивидов объективно. Религия,
как и все другие общественные институты,
представляет собой “социальный факт”
и к её анализу применима та же методология
и те критерии оценки, как и во всяким другим
социальным фактам. Э.Дюркгейм рассматривает
религию как созданный человеком социальный
институт, формирующийся естественным
образом как ответ на отдельные условия
его существования с целью удовлетворения
определённых социальных потребности.
Источником религии, согласно Дюркгейму,
является сам социальный способ существования
людей. В религии общество обожествляет
само себя. Смысл и предназначение религии
состоит прежде всего в том, чтобы культивировать
социальное чувство, обеспечивать влияние
коллектива на индивида. Таким образом,
для Э.Дюркгейма религиозными являются
все коллективные представления и верования,
если они носят обязательный для всех
членов общества характер, и тем самым
связывают индивида и общество, подчиняют
его последнему. Э.Дюркгейм считает, что
религия связана с функционированием
в социальном взаимодействии священных
объектов. Это придаёт коллективным верованиям
и представлениям обязательный характер,
позволяет обязательным образом воздействовать
на индивидов и общество. Различие в социальной
жизни двух различных областей - мирской
и священной является, по Дюркгейму, главным
признаком религии. Мирская область - это
сфера повседневной жизни, с частными
интересами и обычными занятиями. Священное
- это отдельная область, которая состоит
из особых предметов, верований и обрядов.
Священное наделено особым моральным
авторитетом и властью. Оно - предмет почитания
и поклонения, источник запрета и принуждения.
В религиозных системах представления
о священном облекаются в мифологическую
форму и выливаются в культовые действия.
Э.Дюркгейм в религии придавал решающее
значение не верованиям и догматическим
формулам, а ритуалам и обрядам, то есть
культовым действиям. По его мнению, сущность
культовых действий состоит в том, что
через них социальная общность открывает
себе дорогу к священным объектам и затем
обеспечивает возвращение в обычный мир.
Культовые действия всегда совершаются
коллективно. И принимая во внимание этот
факт, Э.Дюркгейм предлагает такое истолкование
религиозного феномена: священное - это
почитание в качестве святого главной
социальной ценности данного общества
- самого этого сообщества. А совершение
культового действия это акт, через который
данная социальная общность каждый раз
утверждает себя в качестве данной общности,
иначе говоря осознаёт самотождественность.
В соответствии с таким подходом Э.Дюркгейм
даёт следующее определение религии. “Религия
представляет собой целостную систему
верований и обрядов, относящихся к священным
вещам, то есть к вещам особым, запретным,
это система таких верований и обрядов,
которые объединяют в единую моральную
общину, называемую церковью, всех тех,
кто признаёт эти верования и обряды”.
Э.Дюркгейм даёт расширенную трактовку
религии, по сути дела, отождествляя социальное
и религиозное. “Священные объекты” он
трактует как символы общественного единства.
У австралийских туземцев в качестве такого
символа выступает тотем - животное или
растение, которое рассматривается той
или иной социальной общностью как общий
предок - покровитель и связь с которым
отличает данную общность от другой. Для
христиан таким символом выступает Иисус
Христос. В современном обществе появились
новые мифы и символы, связанные с научным
объяснением мира. Исходя из этой предпосылки,
Э.Дюркгейм выдвигает требование конкретно-исторического
подхода к оценке её роли и влияния: “Вначале,
пишет он, - все, что социально, религиозно
- оба символа синонимы. Потом мало-помалу
функции политические, экономические
и научные освобождаются от религиозных
и получают все более ярко выраженный
светский характер”. Таким образом, Э.Дюркгейм
признаёт наличие непрерывного процесса
освобождения всех сфер общественной
жизни от влияния религии. Однако развитие
этого процесса не означает конца религиозности.
Религия, по его мнению, будет существовать
вечно. Не может существовать общество,
которое не испытало бы потребности регулярно
оживлять и подкреплять коллективные
чувства и идеи, утверждающие его единство
и индивидуальность. Э.Дюркгейм верил
в то, что в результате данного процесса
на смену религии существ и богов придет
“религия человечности”.