Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:58, дипломная работа
Цель: изучение специфики организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере учреждений социального обслуживания и учреждений дополнительного образования.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать специализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу.
2.Определить специфику работы детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения.
3.Рассмотреть организацию деятельности детей в детском оздоровительном лагере на базе дома детского творчества.
4.Сравнить организацию деятельности детей в детском оздоровительном лагере учреждения социального обслуживания и учреждения дополнительного образования.
Введение
Глава I. Организация деятельности детей в детских оздоровительных лагерях
1.1 Детский оздоровительный лагерь как форма организации досуга детей и подростков
1.2 Нормативно-правовое обеспечение работы детских оздоровительных лагерей
1.3 Категории детей, посещающих детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе центра социального обслуживания населения
1.4 Особенности работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения
Глава II. Изучение особенностей организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов и выводы
2.3 Сравнительная характеристика воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социального обслуживания населения
Заключение
Библиография
Приложение
Дипломная работа:
Особенности организации
Название: Особенности организации
деятельности детей и подростков
в детских оздоровительных | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" Выпускная квалификационная работа по предмету: теория, методика и практика социальной работы Особенности организации
деятельности детей и подростков
в детских оздоровительных
Тотьма 2008
Оглавление Введение Глава I. Организация деятельности
детей в детских 1.1 Детский оздоровительный лагерь как форма организации досуга детей и подростков 1.2 Нормативно-правовое 1.3 Категории детей, посещающих
детский оздоровительный 1.4 Особенности работы
детского оздоровительного Глава II. Изучение особенностей организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения 2.1 Организация и методы исследования 2.2 Анализ результатов и выводы 2.3 Сравнительная характеристика
воспитательно- Заключение Библиография Приложение
Введение Проблема организации
отдыха, оздоровления и занятости
детей и подростков в каникулярный
период всегда была и остается в
центре внимания не только руководителей
общеобразовательных Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков была исследована Н.И.Никитиной, М.Е. Сысоевой, Н.Ф. Дик и другими. Объект: организация деятельности детей и подростков в детских оздоровительных лагерях. Предмет: особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря в учреждениях социального обслуживания и учреждениях дополнительного образования. Цель: изучение специфики организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере учреждений социального обслуживания и учреждений дополнительного образования. Задачи: 1.Изучить и проанализировать специализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу. 2.Определить специфику
работы детского 3.Рассмотреть организацию
деятельности детей в детском
оздоровительном лагере на 4.Сравнить организацию
деятельности детей в детском
оздоровительном лагере Гипотеза: деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса. База исследования: Работа проводилась на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» и муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» с.им. Бабушкина. Фактическим материалом для выполнения работы стали литературные источники и исследовательские материалы по теме исследования. Для получения исследовательского материала нами были разработаны программы: социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения и программа «В городе наших мастеров» детского оздоровительного лагеря при доме детского творчества, анкеты. В процессе работы применялись следующие методы исследования: теоретические – анализ литературных документов и других источников информации, синтез, классификация, обобщение; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, методы математической обработки данных. В связи с небольшим
количеством времени за одну лагерную
смену проанализированные данные нельзя
считать полными и Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Данная работа представляет значимость для специалистов по работе с семьей и детьми, классных руководителей, социальных педагогов, работников детских оздоровительных лагерей, а так же всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы семьи и детей, работников детских оздоровительных лагерей.
Глава I. Организация деятельности
детей в детских 1.1 Детский оздоровительный лагерь как форма организации досуга детей и подростков Детский оздоровительный
лагерь является внешкольным учреждением
для детей в возрасте от 6 до 14
лет. Лагерь существует для организации
отдыха детей и их оздоровления.
Согласно ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации"
от 21.12.04.№ 170 ФЗ. Отдых детей и
их оздоровление – это " совокупность
мероприятий, обеспечивающих развитие
творческого потенциала детей, охрану
и укрепление их здоровья, профилактику
заболеваний у детей, занятие
их физической культурой, спортом и
туризмом, формирование у детей навыков
здорового образа жизни, соблюдение
ими режима питания и жизнедеятельности
в благоприятной окружающей среде
при выполнении санитарно-гигиенических
и санитарно-эпидемиологических требований".
Данным законом определен статус
детских оздоровительных Для того чтобы определить
особенности организации В настоящее время существует
множество типов детских Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. Профильные лагеря. Здесь устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам. Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Здесь предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка, выявление его проблем, предусмотрен поиск способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы. Лагеря с дневным пребыванием детей. Подобные лагеря организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства. Помимо традиционных направлений
появились и новые тенденции
в организации летнего отдыха
детей, которые наиболее ярко выразились
сегодня в создании региональных
социально-педагогических программ: поддержка
одаренных детей и подростков;
организация активного отдыха детей
с девиантным поведением; патриотическое
воспитание. Также организуются семейные
лагеря, плавучие лагеря, лагеря инспекторов
дорожного движения, хореографов, лагеря
детских общественных организаций
(скаутов, пионеров); летние мастер –
школы, профилактические летние лагеря
и смены, исторические лагеря, лагеря
народных ремесел, фольклора, детские
площадки, летние центры детских общественных
организаций. В настоящее время
так же получила развитие форма лагеря
при учреждениях социального
обслуживания. Это лагеря с дневным
пребыванием детей и Целями организации Ø социально-педагогическая защита детей; Ø предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; Ø формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для позитивной жизнедеятельности; Ø увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы; Ø создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности; Ø адаптация или реадаптация детей в обществе; Ø компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников; Ø дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами. Таким образом, можно отметить, что цели организации воспитательной работы в лагере весьма разнообразны. Базовыми учреждениями системы
образования для организации
работы лагеря по месту жительства
традиционно являются школы и
учреждения дополнительного образования
детей, включая подростковые клубы
по месту жительства, центры, дома и
дворцы детского и юношеского творчества,
станции юных туристов, техников, спортивные
детско-юношеские школы и др. Значительный
спектр воспитательной деятельности по
месту жительства в настоящее время
могут взять на себя другие учреждения:
социальной реабилитации, медико-психолого- Основные виды услуг, предоставляемых детям в учреждениях отдыха и оздоровления: Ø услуги, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность детей; Ø медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований; Ø педагогические услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала; Ø психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к окружающей среде жизнеобитания; Ø правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту своих законных прав и интересов; Ø услуги по оказанию культурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства; Ø услуги в сфере физической культуры, спорта, туризма, краеведения, экскурсий, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей; Ø информационные услуги, направленные на предоставление достоверной информации об имеющейся сети учреждений отдыха и оздоровления детей и о каждом конкретном учреждении; Таким образом, мы можем отметить,
что в настоящее время достаточно много типов
детских оздоровительных 1.2 Нормативно-правовое
обеспечение работы детских Организация отдыха, оздоровления
и занятости детей в Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ [приложение № 1] закреплен правовой статус системы отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации" - этот закон законодательно закрепил понятие отдых и оздоровление детей [12]. Система управления сферой отдыха
и оздоровления детей регламентируется
федеральными целевыми программами, ежегодными
постановлениями и В компетенцию системы образования входит: Ø развитие собственной сети учреждений (организаций) отдыха и оздоровления детей; Ø создание на базе образовательных учреждений смен лагерей: труда и отдыха, профильных, лагерей с дневным пребыванием обучающихся и т.д.; Ø кадровое, методическое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей; Ø организация занятости подростков по месту жительства в системе учреждений органов по делам молодежи; Ø развитие различных форм детско-юношеского туризма и спорта. Деятельность системы
образования по организации каникулярного
отдыха и оздоровления регулируется
Приказом Министерство образования
России «Об утверждении порядка
проведения смен профильных лагерей, с
дневным пребыванием, лагерей труда
и отдыха» от 13.07.01 № 2688 [приложение
№ 2] Приказом Министерства образования
России от 29.03.93 № 113 [приложение № 3], определяющим
порядок и условия привлечения
педагогических и других работников
для работы в оздоровительных
лагерях, летних оздоровительных дошкольных
учреждениях, по проведению туристских
походов, экспедиций, экскурсий и
оплаты их труда, Приказом Министерства
образования РСФСР – «Об Вместе с тем, по мнению С.Н. Апатенко, в правовом обеспечении системы отдыха и оздоровления детей существуют проблемы, требующие консолидации усилий различных ведомств [14, с.8]. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.03 № 131-ФЗ организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к компетенции муниципального района, однако это не означает, что решение данных вопросов полностью ложится на плечи муниципальных образований. В Федеральном законе от 24.07.98 № 124 -ФЗ законодательно закреплено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление [15]. В целях обеспечения прав
детей на отдых, сохранения инфраструктуры
отдыха детей, С.Н. Апатенко предлагает
«разработку регионального Большое значение в организации занятости и летнего отдыха детей в каникулярное время играют детские оздоровительные лагеря. Решение задач организации жизни детей в оздоровительном лагере регламентируют: Ø «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) [приложение № 4]; Ø «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.) [приложение № 5]. Идеи выживания, укрепления
здоровья, образования детей Рассмотрим нормативно-правовое обеспечение работы детских оздоровительных лагерей на примере лагеря с дневным пребыванием детей [11]. Нормативно-правовое обеспечение имеет два направления: связанное с организацией деятельности и организацией воспитательно-оздоровительного процесса в лагере: Организационные документы: • Приказ о создании лагеря (на основании постановления главы администрации района (города). • Положение о лагере. • Штатное расписание. • Приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря. • Должностные инструкции. • Правила внутреннего трудового распорядка в лагере. • Документы по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности (инструкции, журнал). • Акт приема и сдачи лагеря. • Финансово-бухгалтерские документы. • График работы сотрудников лагеря. • Приказы о выходных, замене, поощрениях и взысканиях и т.д. • Санитарные книжки сотрудников лагеря. • Нормативные акты вышестоящих организаций. Документы, регламентирующие
воспитательно-оздоровительный • Программа работы лагеря. • План-сетка воспитательно-оздоровительной работы лагеря на весь период (18—21 день). • Режим работы лагеря. • Календарный план вожатых и воспитателей. • Журнал (списки) детей. Таким образом, можно отметить,
что детский оздоровительный
лагерь на базе центра социального
обслуживания населения руководствуется
в своей работе теми же нормативно-правовыми
документами, что и лагеря учреждений
дополнительного образования Основной отличительной особенностью является то, что помимо названных нормативно-правовых актов, работа детского оздоровительного лагеря строится в соответствии с действующим Уставом учреждения, положением об отделении, на базе которого формируется лагерь, и в первую очередь основными законами о социальном обслуживании населения: - «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195 - ФЗ; - «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.01993 г. № 5487 – 1; - «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120 –ФЗ; - «О социальном обслуживании населения в Вологодской области» от 01.03.2005 г. № 1235 – ОЗ; С 2003 года в социальном обслуживании
населения используется система
национальных стандартов в сфере
социального обслуживания [приложение
№ 6], которые так же регламентируют
работу детских лагерей при 1.3 Категории детей,
посещающие детский Первостепенное внимание Рассмотрим некоторые категории семей, дети из которых чаще всего посещают лагерь при центре социального обслуживания населения. Малообеспеченной называется семья, среднедушевой доход которой не достигает прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. В настоящее время "за чертой бедности оказались не только социально-уязвимые семьи (многодетные, неполные, семьи инвалидов и т. д.), но и семьи, считавшиеся прежде благополучными". [13] Значительную долю семей составляют неполные семьи – 13 %. Неполная семья - это семья, в которой детей или ребенка воспитывает один из родителей. В большинстве случаев – это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. Одна из ведущих проблем неполной семьи – это материальные проблемы, которые возникают в семье в связи с тем, что в семье один трудовой доход, который чаще всего не превышает прожиточный минимум. Иногда женщина, чтобы обеспечить ребенка вынуждена работать на двух или даже трех работах. Из этого вытекает следующая проблема – воспитание ребенка. Если в семье один родитель, то вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежат на нем. Вдова, разведенная женщина или незамужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, в связи с чем, времени на воспитание детей у нее остается гораздо меньше, чем в полной семье. В таком случае ребенок большую часть времени предоставлен сам себе. Недостаток любви, заботы, ласки и просто общения с родителями может привести к серьезным последствиям, таким как формирование асоциального поведения ребенка, бродяжничество знакомство с уличными» детьми, употребление алкоголя, наркотических веществ и т.д. Формируется неправильное представление о семье. Лагерь выступает в
этом случае как один из институтов
социализации ребенка, который отчасти
формирует мировоззрение Следующая многочисленная категория семей – это многодетные семьи, т.е. семьи, имеющие трех и более детей, признанные в установленном порядке многодетными. Характеризуя многодетную семью, мы в первую очередь должны отметить специфику семьи, связанную с численностью детей в семье. Большую группу составляют семьи
группы риска (или девиантные семьи),
имеющие в своем составе Усиливается тенденция жестокого обращения с детьми. В лагере ребенок имеет возможность отдохнуть от семьи. Ребенок, оставшийся без попечения
родителей также нередко В особом положении находятся
семьи, нуждающиеся в поддержке
государства – это семьи Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, - это семьи с детьми-инвалидами (инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты, соответственно ребенок-инвалид - лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом). Очень часто такие дети ограничены общением только с родителями. В лагере можно почувствовать себя обычным ребенком, проявить себя, найти поддержку. Большого внимания требуют
асоциальные (антисоциальные) семьи, которые
уже перешли черту В связи с изменениями
социально-экономических Таким образом, можно отметить,
что большинство детей, посещающих
детский оздоровительный лагерь
с дневным пребыванием на базе
центра социального обслуживания населения,
являются социально незащищенными.
Именно поэтому в число работников
лагеря входят психолог, социальный педагог,
специалист по социальной работе. Большинство
детей требуют усиленного внимания
со стороны школы, семьи, социальных
служб. С семьями группы риска, а
именно к таким семьям можно отнести
вышеперечисленные категории 1.4 Особенности
работы детского В период летних каникул органам власти требуется решить множество вопросов: -Как организовать летний отдых, чтобы извлечь максимум пользы для детского здоровья? -Чем наполнить это время,
чтобы оно было потрачено с
пользой для духовного и -Как организовать различные формы отдыха? Какие использовать идеи и методики? Сфера детского отдыха и оздоровления является оптимальной для реализации многих приоритетных задач. Для определения особенностей работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества рассмотрим лагерь с дневным пребыванием детей «Улыбка» на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее по тексту ДДТ) с.им. Бабушкина. ДДТ действует в летний период [приложение № 7: положение о лагере], организацию летнего отдыха детей осуществляет педагогический коллектив. Главной задачей деятельности
лагеря является организация досуга
и отдыха детей. В детском оздоровительном
лагере отдыхают дети из школ села от 7
до 14 лет. Целью работы детского оздоровительного
лагеря дневного пребывания является
активизация работы педагогического
коллектива по организации летнего
отдыха, культурной и досуговой деятельности
детей, их оздоровление и воспитание,
развитие разнообразных навыков
и творческих способностей, развитие
коммуникативных ü отработка механизма и средств работы, направленных на быструю адаптацию и включение подростков в деятельность смены; ü развитие системы дополнительного образования, направленной на формирование индивидуальной позиции подростков и освоение опыта общения; ü отработка административных механизмов организации деятельности педагогического коллектива по проектированию и реализации содержания деятельности смен; ü совместная коллективная деятельность подростков и педагогов; ü превращение каждого подростка в субъект собственного развития; ü поддержание и совершенствование психологически благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективах. Оздоровление детей проводится на спортивной площадке, проводятся различные экскурсии, подвижные игры на свежем воздухе. Организована спортивная работа по направлениям: шахматы, шашки, футбол, волейбол, настольный теннис, кружковая работа. Лагерь рассчитан на 50 человек в смену. Природное окружение и спортивные площадки благотворно влияют на укрепление физического и психологического здоровья детей, способствует развитию эстетических и нравственных сторон личности. Для полноценного отдыха детей имеются игровые комнаты, дети посещают библиотеку, дом культуры, центр традиционной народной культуры. Коллектив лагеря с дневным
пребыванием состоит из педагогов
дома детского творчества. Для работы
в лагере педагогам предложена программа,
состоящая из игр, упражнений, заданий,
не требующих специальной Функции лагеря: ü социальная - это накопление опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе; ü коммуникативная - умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, доброжелательная настройка коллектива; ü развивающая - образовательная - воспитательная - это развитие познавательной активности детей, их эрудиции и сообразительности; ü досуговая - это воспитание культуры свободного времени. Для сравнения рассмотрим деятельность детского оздоровительного лагеря «Сказка» с дневным пребыванием на базе центра социального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Муниципальное учреждение «Комплексный
центр социального обслуживания
населения» (далее по тексту ЦСОН) создан
для оказания семьям и отдельным
гражданам, попавшим в трудную жизненную
ситуацию, комплексной помощи в реализации
законных прав и интересов, содействия
в улучшении их социального и
материального положения, а также
психологического статуса. В ЦСОН работает
11 структурных подразделений. И одним
из приоритетных направлений его
деятельности является организация
оздоровительных кампаний в каникулярный
период. На базе ЦСОН при отделении
дневного пребывания детей и подростков
[приложение № 9: положение об отделении]
создается детский Детский оздоровительный
лагерь организуется для детей и
подростков от 6 до 15 лет в целях
укрепления здоровья, организации активного
отдыха, трудовой реабилитации, реализации
программ, обеспечивающих нравственное
воспитание, развитие разносторонних
способностей и интересов детей,
а также осуществления Задачи детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием: ü профилактика безнадзорности, бродяжничества; ü психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с психологическим, физическим насилием или с опасным для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение; ü формирование у детей положительного опыта социального поведения навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; ü психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности. Детский оздоровительный лагерь «Сказка» организуется с привлечением учреждений культуры, здравоохранения, образования, Центра занятости населения, общественных организаций (Ветеранов и инвалидов, Совета женщин) в период летних каникул на срок 21 день (одна смена), в период зимних каникул – 8-10 дней, в период весенних каникул – 10-12 дней. Содержание, формы и методы работы определяются коллективом лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самостоятельности с учетом интересов детей. Созданы возможности для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. Социализация детей и
подростков, их адаптация к современным
условиям - проблема, которая остро
встала в настоящее время. Многие
хорошие начинания в социальной
сфере остаются нереализованными в
должной мере лишь по той причине,
что специалистами нарушается принцип
преемственности в процессе социализации
детей. Один из путей решения этой
проблемы ведет через специализированные
(тематические) программы. Оптимальным
условием для создания новой схемы
взаимоотношения детей и Как правило, деятельность лагеря
при ЦСОН строится на основе программ.
Чаще всего, целью таких программ
является комплексно-развивающая (оздоровительная,
психологическая, спортивная, экологическая)
поддержка и экономическая Подростки из семей группы социального риска требуют к себе особого внимания в рамках профилактики безнадзорности: организация свободного времени, досуга, просвещение в таких вопросах, как половая культура, профилактика употребления психоактивных веществ, профессиональный выбор, приобретение знаний по формированию здорового образа жизни. Подростки из неблагополучных семей все эти знания, в большинстве своем, приобретают от друзей, знакомых, в искаженной форме. Все это накладывает отпечаток на личность подростков [1]. Неслучайно ДОЛ работает при отделении дневного пребывания детей и подростков при взаимодействии с отделением по работе с семьей и детьми. Специалисты отделений за многолетний опыт работы прекрасно знают детей посещающих лагерь и их семьи, так как большинство из них состоят на социальном патронаже. Зная обстановку в семьях и особенности того или иного ребенка специалисты подбирают наиболее эффективные формы и методы работы с детьми. При работе с детьми из неблагополучных семей огромное значение имеет опыт и профессионализм сотрудников лагеря, средний стаж работы которых в отделениях пять лет. Все работники постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая семинарские занятия, технические учебы и курсы повышения квалификации. Многие из них имеют педагогическое образование или учатся заочно по специальности «Социальная работа».
Глава II. Изучение особенностей организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения 2.1 Организация и методы исследования Для проведения исследования
мы сравним организацию На первом этапе нашего исследования подготовительном - нами были выбраны учреждения, на базе которых мы проводили исследования, определены методы и формы диагностирования, поставлены цели и задачи. Цель нашего исследования изучить специфику организации деятельности детей в детском оздоровительном лагере учреждений социального обслуживания и учреждений дополнительного образования. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи: - изучить организацию
деятельности детского - изучить организацию
деятельности детского - произвести сравнительный анализ результатов. Мы предполагаем, что деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса. При проведении исследования
мы использовали следующие методы:
анкетирование (анкета «Ожидание детей
от пребывания в лагере» для определения
уровня реализации культурно-досуговой
программы, анкета «Подведение итогов
работы смены», чтобы узнать мнение
детей о лагере, анкета для работников
лагеря с целью выявления отношения
к своей профессии), тестирование
(тест «Я в круге», рисуночный тест «Несуществующее
животное»), наблюдение за группой из
5 детей из семей, находящихся в
социально-опасном положении, диагностирование
«Диагностика отклоняющегося поведения»
для определения На втором этапе мы рассмотрели
организацию деятельности детского
оздоровительного лагеря с дневным
пребыванием «Улыбка» на базе муниципального
образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Дом детского
творчества» с. им. Бабушкина и
изучили организацию Также для ДОЛ дома детского творчества нами была разработана программа «В городе наших мастеров» [приложение № 10], целью которой является создание условий для разнообразного, познавательного отдыха детей. Основные задачи программы: § содействовать развитию личности путем активизации творческого потенциала детей и самореализации детей в условиях игровой ситуации; § приобщать детей к освоению традиционных ремесел русского Севера и изучению традиционной народной культуры и народных традиций Вологодской области; § содействовать созданию атмосферы сотворчества детей и взрослых; § способствовать оздоровлению и активному отдыху детей; Комплектование лагеря осуществляется из числа детей 7-14 лет, проживающих на территории с. им. Бабушкина. Программа "В городе наших мастеров" составлена с учетом условий сельской местности и культурных традиций района и области, опирается на принципы гуманистического личностно-ориентированного подхода. Программа была реализована во время летней смены с 04.06.2007 г. по 29.06.2007 г., которую посетили 50 детей, разделенных на отряды по возрастным группам. Программа содержит:
общелагерные
отрядные творческие
систему личностного
занятость детей
спортивно-
экскурсии, выходы в киносеансы, библиотечные часы, дискотеки в ДК. При центре социального обслуживания населения нами была разработана программа социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря [приложение № 11], которую мы реализовали в лагере «Сказка» в период летней смены с 02.07.2007 г. по 25.07.2007 г. Длительность смены 21 день. Количество детей посетивших смену – 25 человек в возрасте от 11 до 14 лет. Целью программы является комплексно-развивающая (оздоровительная, психологическая, правовая) поддержка детей и экономическая помощь подросткам из семей группы социального риска, организация здорового досуга, направленного на профилактику асоциального, противоправного поведения у детей и подростков. Задачи программы: 1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье подростков и детей. 2. Развивать навыки культуры поведения детей и подростков. 3. Развивать навыки общения со сверстниками и старшими, помочь им правильно самоутвердиться в современном обществе. 4. Формировать установки на социально - желаемое поведение. Основные направления работы по реализации программы: Ø спортивно - оздоровительная деятельность; Ø психолого-педагогическая коррекция в поведении; Ø культурно- оздоровительная деятельность; Ø социально-экономическая поддержка. Обязательным условием реализации программы является индивидуально-профилактическая работа с подростками и социальная реабилитация. На третьем этапе исследования мы сделали сравнительный анализ характеристики воспитательно-оздоровительного процесса детей на базе дома детского творчества и на базе центра социального обслуживания населения.
2.2 Анализ результатов исследования Мы рассмотрим реализацию
программы «В городе наших мастеров»
на примере отряда детей «Самоделкины»
в возрасте 10-14 лет, состоящего из 25
человек. Если рассмотреть категории
семей, то дети из неполных семей составили
10 %, из малообеспеченных 6%, дети из многодетных
семей - 5 %, остальные дети (69%) - из благополучных
семей. В реализации программы были
задействованы следующие
Для определения уровня реализации
культурно-досуговой программы Анализ анкеты «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 12], которая была проведена в начале смены, показал, что большинство детей приходят в лагерь, чтобы найти новых друзей, интересно провести время.
Рис.1 Большинство детей активно
участвуют в мероприятиях лагеря,
предпочитая праздники и Таковы данные анкетирования детей, проведенного в начале смены. Для сопоставления в конце смены также было проведено анкетирование «Подведение итогов работы смены» [приложение № 13], которое показало, что ожидания большинства детей от пребывания в лагере полностью оправдались.
Рис. 2 Из всех мероприятий, проведенных в рамках программы «Город мастеров, приоритеты были расставлены детьми следующим образом: наивысшую оценку получили экскурсии - 64%, кружки – 54%, конкурсы – 46%, праздники – 44% и спортивные мероприятия – 36% [приложение № 14]. Большинство мероприятий, проводимых с детьми, получили высокие оценки [приложение № 15]:
Рис.3 Данные показатели, говорят о том, что большинство мероприятий, проводимых работниками лагеря, интересны детям. Также нами было проведено
анкетирование работников лагеря на
базе дома детского творчества с целью
определения отношения к работе
[приложение № 16]. Анализ показал, что
почти все работники (87%) имеют
большой опыт работы с детьми, довольны
выбранной профессией 64%, материально-техническое
оснащение лагеря устраивает большинство
работников 78%, учитывают в своей
работе особенности детей 82%, по мнению
48 % лагерь на баз дома детского творчества
отличается от лагеря на базе центра социального
обслуживания населения тем, что
дети пребывают в лагере на платной
основе и проводятся занятия педагогической
направленности, остальные затрудняются
выделить отличительные особенности.
Все работники применяют такие
формы как: конкурсы, игры, занятия
в творческих мастерских, экскурсии,
викторины, выставки детских работ,
концертно-развлекательные Анализируя программу «В городе наших мастеров» можем сделать следующий вывод: программа имеет педагогическую направленность, т.е. включает в себя нравственно-эстетическое и трудовое воспитание и обучение, спортивную и творческую деятельность. От ребят были получены положительные отзывы о проведенной смене. В ходе смены дети принимали участие в экскурсиях, различных конкурсах, мероприятиях, праздничных концертах, играх. Для сравнения мы разработали программу социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря [приложение № 11]. Данная программа была реализована в лагере «Сказка» в период летней смены с 02.07.2007 г. по 25.07.2007 г. Так как деятельность лагеря
направлена на оказание помощи семьям,
попавшим в трудную жизненную
ситуацию, то соответственно категории
детей посещающих лагерь чаще всего
из семей, находящихся в социально- Дети второй смены из следующих категорий семей:
Рис. 4 Эти данные говорят о том, что в семьях детей неблагополучное социальное положение. Чаще всего в одной семье кроме низкого достатка наблюдается алкоголизм родителей, либо это одинокая мать, зачастую безработная. Семьи с низким материальным достатком посещают лагерь бесплатно. Несомненно, это большая помощь таким семьям, ведь помимо интересного, активного отдыха для детей организовано полноценное трехразовое питание. Квалификация и опыт сотрудников имеют важное значение для успешной деятельности лагеря. Чтобы выявить отношение специалистов к своей профессии мы составили и провели анкету [приложение № 17]. Выборка маленькая, т.к. всего работников ДОЛ 5 чел. Анализ анкетирования показал, что 60% имеют большой опыт работы с детьми (в прошлом педагоги), довольны выбранной профессией 80%, материально-техническое оснащение лагеря устраивает 60%, учитывают в своей работе особенности детей 100%, по мнению 80 % лагерь на базе ЦСОН отличается от лагеря на базе ДДТ тем, что дети комплекс мероприятий, направленный на реабилитацию детей, профилактику отклоняющегося поведения, с детьми проводится индивидуальная работа, как психолога, так и других специалистов; детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию оказывается поддержка; виды услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-экономические и др.); дети пребывают в лагере почти все на бесплатной основе и в своей работе применяют различные формы и методы социальной работы, виды терапии, такие например как трудотерапия, сказкотерапия, туротерапия, музыкотерапия и др. В детском оздоровительном лагере при центре социального обслуживания населения с детьми и подростками работает следующий кадровый состав из числа работников отделения дневного пребывания детей и подростков:
Специалистов отличает высокий уровень профессионализма и конечно любовь к детям. Для реализации программы в первый день смены мы провели анкетирование «Ожидание детей от пребывания в лагере» [приложение № 18], которое показало: в ожидании детей можно проследить желание провести время с пользой для себя: на первом месте стремление интересно провести время (63%), затем – найти новых друзей (36%) и показать свои способности или как-то занять свободное время (1%). Изъявили желание заниматься в кружках 40% детей. Интерес в организации досуга для детей представляли следующие мероприятия: интересовали конкурсы, ждали праздников, хотели бы побывать на экскурсиях, проведение спортивных мероприятий.
Рис. 5 Для сопоставления в конце смены также мы провели анкетирование «Подведение итогов работы смены», которое показало, что ожидания детей оправдались у 96% детей и только у 4% ожидания оправдались частично. Дети из неблагополучных
семей требуют к себе особого
внимания и часто индивидуальной
работы, поэтому каждый из специалистов
имеет и психолого-
Рис. 6 Именно категорией детей
обусловлена работа лагеря по программе
социальной профилактики детей и
подростков. В программе помимо традиционных
спортивно-оздоровительной и Специалистами используются
различные формы и методы работы
с детьми: это и спортивные игры,
викторины, конкурсы, коллективно-творческие
дела, экскурсии, походы. Но, также, учитывая
специфику детей для реализации
социально-профилактического Во время работы лагеря
вожатые «отслеживали» На особом контроле мы держали детей из неблагополучных семей. В начале смены большое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Ребята, которые знали друг друга, сразу же создавали маленькие группы, не желая вливаться в жизнь коллектива. Но к концу первой недели большая часть детского коллектива уже принимала активное участие в мероприятиях лагеря. Примечательно, что наравне
со спортивно-оздоровительным Большой интерес вызвало занятие по теме «Защита против жестокого обращения». К сожалению после занятия дети подходили и делились своими личными примерами жестокого обращения. Активно дети обсуждали тему «Мы и наркотики» и влияние вредных привычек на здоровье человека. Дети делились знаниями по данным темам, а некоторые даже подготовили целое выступление о вреде курения и алкоголизма. Очень часто ребят (особенно старшего возраста) интересовали вопросы выбора друзей, и даже кто такой преступник и в каких случаях человек может оказаться таким. Во время работы лагеря мы выделили группу детей из пяти человек, которым было рекомендовано отделением по работе с семьей и детьми посетить ДОЛ «Сказка» при ЦСОН. Семьи этих детей уже длительное время находятся в социально - опасном положении и состоят на учете в этом отделении. Три семьи: неполные, малообеспеченные, матерям из-за большой занятости на работе сложно уделять своим детям достаточно внимания. Дети часто живут у знакомых и родственников. Наблюдались случаи ухода из дома. Один из мальчиков был замечен в воровстве. Сами матери не злоупотребляют алкоголем, но и воспитанием детей не занимаются. Двое из них живут совместно с сожителем, которые зачастую выпивают и внимания ребенку не оказывают. Мальчики К., С., учатся в пятом классе, а девочка М. в седьмом классе. Две семьи: полные, родители официально нигде не работают, на учете в Центре занятости не состоят. В семье Ф. отец работает на пилораме, но большую часть заработанного пропивают вместе с женой. В доме постоянно пьяные посторонние люди, наблюдаются случаи жестокого обращения отца по отношению к дочери В. Девочка живет с бабушкой, которая часто болеет, поэтому ребенок вынужден ночевать у знакомых или родственников, часто не доедая. В. слабо учится в шестом классе. В семье Ш. трое детей. Старший сын служит в армии, младший посещает детский сад и проживает у бабушки, а средний сын А. учиться в шестом классе. А. прогуливает уроки, не справляется с домашним заданием. Родители ведут асоциальный образ жизни, воспитанием детей не занимаются. Мальчик часто бродяжничает, попрошайничает, состоит на учете в детской комнате милиции. Для определения психологических особенностей и склонностей было проведено диагностирование: 1) «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» [приложение № 19], 2) тест «Я в круге» [приложение № 21], 3) рисуночный тест «Несуществующее животное» [приложение № 22]. В ходе диагностирования мы выявили: Мальчик К.
Девочка М.
Мальчик С.
Девочка В.
Мальчик А.
Таким образом, мы видим, что
каждый из этой группы детей имеет
проблемы общения и социализации.
Каждый ребенок в лагере ведет
себя по-разному. Но во время занятий
социально-профилактического Мальчик К. Самооценка ребенка стала выше, выражен эгоцентризм, отсутствует ярко выраженная защита, сохраняется вербальная агрессия. Тревожность прослеживается в меньшей степени, но неуверенность в действиях и поступках еще сохраняется. По результатам повторного теста «Я в круге» мальчик практически ассоциировал себя с отрядом, нашел друзей и авторитетного для себя вожатого, с которым проводил достаточно много времени и прислушивался к его советам. Рецидивов воровства не наблюдалось. Мальчик обещал посещать лагерь и дальше, не только в летние каникулы. Девочка М. Агрессивность
и стремление к лидерству М. перешло
в творчество, ее рисунки очень
живые и яркие. Девочка проявила
себя как актриса и певица, принимала
участие во всех дальнейших мероприятиях.
Ей часто поручали дела, назначали
ответственной за какое-либо мероприятие.
К концу смену агрессивность
и грубость по отношению к коллективу
практически не проявлялись, но вот
по отношению к другим детям за
пределами лагеря вспышки агрессии.
На рисунке «Несуществующее Мальчик С. Ребенок участвовал в жизни отряда, имел ровные отношения со сверстниками. Но большей частью если и играл с кем-то, то с ребятами младшими или с теми, кого в игру не принимали. Особой агрессивностью не отличался, но был замкнут, болезненно реагировал на насмешки детей. К концу смены стал более спокойным, мальчик проявил эрудированность во многих конкурсах, чем заслужил уважение детей отряда. Стал более уверенным, о чем говорит тест «Несуществующее растение». Агрессии и тревожности не наблюдается, адекватно реагирует на замечания, склонен к рефлексии. Девочка В. Произошли очень
заметные изменения, и возможно большую
роль в этом сыграло то, что практически
всю смену девочка жила у бабушки,
которая ежедневно провожала
ее и встречала. На ее рисунке видно
как острые иглы и жирные неровные
линии сменились плавными очертаниями
рисунка. Отсутствует агрессия и
желание защититься, но присутствует
легкая вербальная агрессия. Наблюдается
большая речевая активность. Девочка
более уверенно чувствует себя, активно
принимала участие в В тесте «Я в круге» В. отметила себя почти в середине круга! У В. появились друзья, открылись хорошие творческие способности, и ей не хотелось покидать лагерь после окончания смены, организаторы лагеря решили принять девочку на следующую смену. Мальчик А. Работать с А. было
довольно сложно, мальчик не дисциплинирован,
наблюдались вспышки гнева, которые
трудно контролировать. Были случаи, когда
мальчик уходил из лагеря без разрешения
и возвращался только к обеду.
Во время занятий социально- В рисунке «Несуществующее растение» характер линий более спокойный и плавный, что говорит о том, что уровень тревожности и неуверенности у ребенка снизился. Он стал спокойнее, рассудительней, но страхи и опасения все же присутствуют. В целом можно говорить о том, что, не смотря на короткий промежуток времени пребывания детей в лагере видно, что он оказывает положительное влияние на детей. Это показывает и тест «Я в круге». В течение смены три раза проводился тест «Я в круге» (приложение), его результаты следующие:
Конечно, за одну смену результат социально-профилактической программы наблюдать невозможно. Но мероприятия в данном направлении проводятся регулярно как вовремя лагерных смен, так и во время работы групп дневного пребывания детей и подростков, специалисты не теряют связь с детьми после окончания лагеря. Работа лагеря является частью одного из основных направлений работы с семьей и детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию: реабилитация, социально-педагогическая коррекция поведения, социализация детей из семей группы социального риска. Подводя итоги работы этой
смены можно с уверенностью говорить
о том, что программы ДОЛ социально- Таким образом, мы определили следующие особенности работы детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения: -следует отметить, что
основная цель деятельности -специфика лагеря проявляется
в категориях детей, -в лагере на базе
ЦСОН работают не только -лагерь осуществляет свою
деятельность в соответствии
с программой, которая разрабатываются
с учетом категорий семей, -работа детского 2.3 Сравнительная
характеристика воспитательно- Говоря о воспитательно- Так же можно выделить несколько основных особенностей, которые отличают один лагерь от другого:
Таким образом, можно сказать,
что основным отличием детского оздоровительного
лагеря при центре социального обслуживания
населения и лагеря при доме детского
творчества – это социальная направленность
деятельности лагеря при ЦСОН. Ведь
в основе работы обоих лагерей
лежат одинаковые принципы, и главным
является создать благоприятные
условия для отдыха детей. Существенным
отличием является также то, что
при работе лагеря при ЦСОН специалисты
взаимодействуют с другими Заключение Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий. В связи с изменениями
социально-экономических Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки из семей социального риска, на базе ЦСОН создается детский лагерь, целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха, трудовой реабилитации, реализации программ, обеспечивающих социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности. Следовательно, можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские оздоровительные лагеря на базе ЦСОН будут продолжать развиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В данной работе мы предприняли попытку показать специфику организации работы детского оздоровительного лагеря на базе ЦСОН. Изучая материал по данной теме, мы отметили, что в литературе этот вопрос все же рассматривается не достаточно широко. Поэтому мы провели исследование на базе дома детского творчества и центра социального обслуживания населения с.им. Бабушкина. Для проведения исследования нами были разработаны и реализованы две программы работы лагеря. Программа «В городе наших мастеров», целью которой являлась создание условий для разнообразного познавательного отдыха детей, которая была реализована на базе дома детского творчества. Программа социальной профилактики детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря была реализована на базе центра социального обслуживания населения. Мы пришли к выводу, что цель нашей работы достигнута, нами выделены основные особенности детского оздоровительного лагеря на базе центра социального обслуживания населения в сравнении с лагерем при доме детского творчества. Гипотезу можно считать доказанной, если учитывать условия реализации программ. За короткий промежуток времени, т.е. за период одной лагерной смены 21 день не возможно выявить яркую динамику в поведении ребенка. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность детского оздоровительного лагеря в центре социального обслуживания населения и доме детского творчества имеют различия в организации воспитательно-оздоровительного процесса. Библиография 1.Алексеева Л.С., Меновщиков
В.Ю. Социальный патронат 2.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с. 3.В помощь организатору
детского оздоровительного 4.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 80 с. 5.Григоренко Ю.Н., Кострецова
У.Ю. Кипарис: Учебное пособие
по организации детского 6.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с. 7.Кипарис – 7. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с. 8.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. – М.: НИИ семьи, 1998. – 136 с. 9.Козлова Ю.В., Ярошенко
В.В. Туристический клуб 10.Малафий Л.Н., Зимнухова
А.В., Васенева Л.П. Организация
деятельности оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием
детей и подростков на базе
учреждения социального 11.Машокова Г.В. Нормативно- 12.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. – 2006.- №3 – с.245-251. 13.Об основных направлениях
государственной семейной 14.Организация летнего
отдыха и занятости детей/ Н.Ф. 15.Организация детского
отдыха: Нормативные правовые 16.Организация летнего
отдыха детей с учетом 17.Основы социальной работы:
Учебник/Отв.ред. П.Д. 18.Семейный кодекс РФ: Полный сборник кодексов РФ. ООО «Дом Славянской книги», 2006. – 864 с. 19.Словарь-справочник по
социальной работе/Под ред. Е. 20.Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие/Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2001. 21.Технологии социальной работы: Учебник/Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2004. – 400 с. – (Высшее образование). 22.Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. И.Г.Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. -240с. 23.Фирсов М.В., Студёнова
Е.Г. Теория социальной работы.
М.: Гуманитарный издательский 24.Формы и методы работы
с детьми и родителями в
центре социальной помощи 25.Фришман И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции//Народное образование.-2003.-N3.-С.33-41 26.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. – (Педагогика. Управление). 27.Целищева Н. У семи нянек.
дети под присмотром//Народное образование.-2003.-N3.-С.43- 28.Центр социальной помощи
семье и детям. Организация
работы с семьей в трудной
жизненной ситуации/Центр 29. Энциклопедия социальной работы. ВЗТ/ пер. с англ. - М., 1993-1994. 30.Юзафавичус Т.А. Советы
бывалого вожатого. Кипарис –
9. Учебно-практическое пособие 31.Янкова З.А. Лето в
городе: проблемы развития и Приложение
а)наивысшую оценку получили экскурсии; б)кружковая работа; в) конкурсы; г) праздники; д) спортивные мероприятия. |
Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
|
Оценка: |
Работы, похожие на Дипломная работа:
Особенности организации
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Все
работы, похожие на Дипломная работа:
Особенности организации