Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:44, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы - рассмотреть особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом, выявить проблемы и пути их решения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:
- изучить состояние системы подготовки социальных работников;
- раскрыть опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом;
ВВЕДЕНИЕ 5
1.Состояние системы подготовки социальных работников 8
1.1Общепринятые требования к подготовке социальных работников 8
1.2 Проблемы подготовки социальных работников 11
2 .Опыт подготовки социальных работников в России и за рубежом 17
2.1 Зарубежный опыт подготовки социальных работников 17
2.2 Система подготовки социальных работников в России как решение основных проблем 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
С марта 1993 г. начал работу Совет учебно-методического объединения (УМО) вузов Российской Федерации в области социальной работы. Основными задачами УМО являются: координация деятельности педагогической общественности вузов и специалистов научно-исследовательских учреждений, формирование перспективных планов, подготовка учебников и учебных пособий, разработка Государственных стандартов в соответствии с Законом об образовании, обеспечение интеграции высшей школы в мировое академическое сообщество.
Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлению «Социальная работа» [17. с.25-26]. В соответствии с Государственным стандартом усилиями УМО, вузовских коллективов обновляются имеющиеся учебные программы, разрабатываются новые.
По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе «Российский журнал социальной работы». Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.
В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.
В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным стандартом.
Получение, хранение и распространение социальной информации.
Анализ вышеизложенных проблем подготовки специалистов по социальной работе в России показал, что данная система ещё далека от совершенства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единого набора требований к подготовке специалистов по социальной работе не существует, каждое государство само определяет этот набор, но как проблема существует влияние западной модели преподавания социальной работы, что не приветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе.
Специфическое свойство социальной работы заключается в том, что она неотделима от конкретного социального контекста и её стратегия должна строиться исходя именно из этого контекста. Тем, кто составляет учебные программы по социальной работе, необходимо учитывать данный факт. Его следует отметить ещё и потому, что знания по социальной работе, как уже подчёркивалось, распространяются в основном из западных стран в развивающиеся и другие страны. В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуации социальных и семейных конфликтов, недостатка жилья, которые с разной степенью успешности использовались в других странах, не нашли применения в экономически развитых странах. Вот почему преподавателям по социальной работе в России было бы полезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.
Существует много различий в отдельных моделях обучения социальной работе разных стран. Однако есть и общие подходы к формам подготовки социальных работников, в том числе отбор студентов на основе определённых требований приёма относительно академических стандартов программы и пригодности претендента к социальной работе; повышение роли и поиск новых технологий практического обучения социальной работе.
Процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идёт успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
- Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
- Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учётом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки даёт возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
- Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным новым Государственным стандартом.
Анализ вышеизложенных проблем подготовки специалистов по социальной работе в России показал, что данная система ещё далека от совершенства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Шишкина О.В. Развитие специалистов по социальной работе в процессе профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - № 3.
2. Филатова Е.В. Динамика представлений о профессии у студентов – будущих социальных работников // Психология зрелости и старения. – 2002. - №4.
3. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. – 2001. - №5.
4. Туринский В. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения // Социальная работа. – 2003. - №3.
5. Черемошкина Л.В., Письменная Е.Е. Профессиональные способности специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №1.
6. Агошкова О.В., Иванов А.Г., Поддубная Т.Н. Актуальные проблемы организации и проведения практики студентов факультета социальной работы // Социальная работа. – 2007. - №1.
7. Шмелёва Н.Б. Воспитание личности социального работника в учебной и профессиональной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №4.
8. Шерон Б. Ранняя история социальной работы в США и социальная работа в современной России: параллели и различия (субъективный взгляд американского исследователя) // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. - №2.
9. Фокин В.А., Фокин И.В. Содержание подготовки профессиональных социальных работников в США // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2005. - №1.
10. Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США. // Социальная защита. - 2003. - № 3.
11. Чернышова Н. Обмен опытом: учёба у зарубежных коллег // Социальная работа. – 2002. - №4.
12. Кремнева Т. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. – 2005. - №1.
13. Цыплакова Л. Москва – Нидерланды // Социальная работа. – 2003. - №2.
14. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. "Трудности перевода": теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - №1.
15. Морозова Н., Зуева С., Чидилян Е., Филатова Е. Система подготовки социальных работников // Социальная работа. – 2004. - №1.
16. Закатова И. Готовим профессионалов для социальной сферы // Социальная работа. – 2003. - №4.
17. Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции // СОТИС. – 2005. - №2.
Информация о работе Особенности подготовки социальных работников в России и за рубежом