Особенности проведения досуга молодёжью. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..3
1. 1 Понятие досуга, свободного времени и рекреации………………………...4
1.2 Функции и принципы досуга молодёжи………………………………….....6
1.3 Значение отдыха в жизни человека………………..………………………...8
2.1 Особенности проведения досуга молодёжью. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей.……………………………….………………9
2.2 Досуг с помощью компьютера……………………………………………...11
2.3 Досуг в музыкальном сопровождении…………………………………......13
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)

Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями  досуга, оборачивается снижением  творческих возможностей на примере  других его направлений. Говоря о  компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует  в этом случае в узком диапазоне  программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека.Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, провода перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.

 

 
2.3 Досуг в музыкальном сопровождении

Наиболее массовыми и  эффективными по охвату числа потребителей и приспособленности к глобальным процессам считается радиомузыка и в целом продукция музыкальной индустрии. В ряде развитых стран сформирован институциональный комплекс, состоящий из компаний, исполнителей, музыкальных записей и продаваемой продукции, структура которого постепенно усложняется. Музыкальная продукция такого рода способна доходить практически до каждого желающего.

Выделим наиболее популярные музыкальные предпочтения молодёжи.

Рок-музыка. За этим направлением на рубеже столетий продолжает сохраняться  некоторый ореол музыки андерграунда, который она имела в период своего зарождения (1960-е годы).

Рэп родился в негритянских кварталах американских городов, затем вышел на эстрадные подмостки. Подлинный рэп - это всегда рассказ о том, как тяжела жизнь на улицах американских мегаполисов, как черным парням приходится бороться за свое выживание, о ежедневных молодежных «разборках».

Музыка в стиле «металл» предназначена для молодых людей  в возрасте от 13 до 20 лет. Основная тема - протест против любых правил, утверждение права молодежи на свободу действий. Исполнители убеждают слушателей в том, что не надо никого слушать, а делать следует то, чего требует душа. В музыке много агрессии. Важнейшие формы эмоциональных проявлений этой музыки связаны с жесткостью, непримиримостью, брутальностью

Панк-рок - музыка, выражающая внутреннее состояние подростков и молодежи, ориентированных на свободу самовыражения, не признающих других идейных и музыкальных молодежных течений. Вместе с тем сторонники панк-рока нередко бывают интеллектуально (например, патриотически, антиглобалистски) настроенными людьми, что выражается в основном через слова, но весьма редко через этнонациональный строй самой музыки.

Электронная музыка, диско-музыка, бит-музыка. Все разновидности предназначены  преимущественно для ночных клубов и дискотек. Содержательный аспект музыки такого рода сведен к минимуму. В ней отсутствуют какие-либо этнонациональные признаки; слова не имеют самостоятельного значения, а в музыке нет и намека на отображение сложных эмоций или переживаний. Основное качество этой музыки - яркое, зачастую агрессивно выраженное, ритмоэнергетическое начало.

Поп-музыка (или «попса») - откровенно вторичная по содержательным и художественным характеристикам музыка, перерабатывающая под массовый вкус отшлифованные спросом новинки трех-, пяти-, десятилетней давности. В этой музыке страсти разгораются вокруг повседневных переживаний человека, особенно вокруг любви. Любовь обязательно романтическая, приукрашенная, без особых забот и с хорошим финалом, из чего следует, что в жизни все хорошо.

К музыкальным произведениям  современного типа чаще всего обращаются представители социальных групп (подростки, молодежь, горожане и др.) в определенных ситуациях - в местах массового скопления людей, в центрах досуга и развлечения и др. Нередко поп-музыка становится фоном для других занятий.

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время все  большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех  изменений, которыми характеризуется  эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о  возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его  влияния на процесс социализации молодого поколения.

Повышенный интерес к  социологическому исследованию досуга определяется также изменениями  содержания и структуры досуга под  воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

Основные выводы по теме исследования:

1. Досуг выступает в  качестве структурного элемента  свободного времени, его содержание  наполнено деятельностью, позволяющей  не только преодолевать стрессы  и усталость, но и развивать  духовные и физические качества  исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

2. Досуг характеризуется  вариативностью структурно-функциональных  характеристик, различная совокупность  которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности.

3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений.

4. Процесс трансформации  досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

5. Роль досуга как фактора  формирования особой молодежной  субкультуры возрастает вследствие  снижения роли традиционных институтов  социализации и отсутствия скоординированной  государственной политики в области  молодежного досуга. Формирование  субкультур процесс неизбежный, обусловленный как дифференциацией  и автономизацией социальных институтов, так и вовлечением личности в различные социальные группы. Результаты социологических исследований молодежных групп показывают, что совместная деятельность воспринимается членами этих групп, прежде всего, как досуговая. Вследствие чего можно говорить о формировании молодежных субкультур, носящих досуговый характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.,Арсент., 2005.,390с
  2. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. - II. Вып. Мак и Ко1(2) 288с
  3. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2006г.,106с
  4. Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2004.,408с.
  5. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.,538с.
  6. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2009.,210с.
  7. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2005.,366с.
  8. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 2004.,135с.

 

1 [С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка 4-е издание,1999Москва 939с.]

2 [Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.,Арсент., 2005.,390с]

3 [Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л.,Арсент., 2005.,154с]

4 [Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.,538с.]

5 [Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2008.,314с.]

6 [Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2004.,408с.]

7 [Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 2006г.,106с]


Информация о работе Особенности проведения досуга молодёжью. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей