Особенности работы общеобразовательных учреждений с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:21, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования состоит в том, что семья выступает как важный фактор развития личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций.

Содержание

Введение.
Семья как продукт исторического развития.
Особенности работы школы с многодетной семьей.
Методы работы с многодетной семьей.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

rabota_soc.pedagoga_s_mnogodetnymi_semyami_0.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРБИЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности работы

 общеобразовательных  учреждений 

с многодетными семьями

 

 

 

 

 

 

социальный педагог

 

Фролова Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

 

План

 

  1. Введение.
  2. Семья как продукт исторического развития.
  3. Особенности работы школы с многодетной семьей.
  4. Методы работы с многодетной семьей.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

 

 

1. Введение

 

Самое важное в жизни человека – это семья. В семье ребенок растет, познает окружающий мир, постепенно становиться взрослым, создает свою, собственную семью. Именно в семье создаются ценности, ориентиры, которые в дальнейшем будут определять всю его жизнь. Здесь он впервые получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Именно члены семьи – те люди, которые помогают познать ребенку, что такое добро, счастье, любовь – те социальные потребности, что так необходимы человеку. Семья – это маленький мирок, в котором живет каждый из нас, и так хочется, чтобы в нем царило понимание и любовь.

Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.

В семье с несколькими детьми, по мнению Т.В. Афанасьевой, совсем иная воспитательная ситуация, чем в семье с одним ребенком. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботы родителей, а "не купаться" в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка. Но это компенсируется особыми отношениями и эмоциональными связями в их общем детском мирке, где дети проводят много времени, имеют свои секреты, тайны, уживчивыми, восприимчивыми к радостям и бедам брата или сестры.

По мнению Ю.В. Васильковой. Одной из проблемы родителей многодетной семьи является помощь утвердиться детям в своих стремлениях, добиться результатов, но так чтобы никто не был обойденным и униженным. Если ослабить контроль над соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию применительно межличностных реакций (зависть, злорадство, агрессия).

По мнению Ю.А. Азаровой, условия для развития старших и младших детей, растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. С годами меняются условия жизни семьи, да и сами родители. Поэтому первый, второй и.т.д. ребенок, придя в мир, встречаются с несколько иными мамой и папой: робко овладевающими премудростями воспитания или умудренными педагогическим опытом. Прибавьте к этому столь распространенную ревность старшего ребенка в связи с рождением младшего и станет ясно, что и в семье с несколькими детьми педагогическая ситуация далеко не простая, она требует от родителей чуткости, понимания внутреннего мира собственных детей и постоянная работа над собой.

 

         2. Семья как продукт исторического развития

 

Современные ученые, рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. В своих работах Ковалев С.В. представляет семью как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениями.

С позиции социологов О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, семья представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны с общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права обязанности.

Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, водительством и родством, при отсутствии одного из показателей используются понятие "семейная группа".

Слово "брак" происходит от русского "брать". Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим).

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователем во взглядах на семью. В проектах "идеального государства" в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жён, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой "Истории" отвечает, что общность женщин была отличной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты "идеального государства", развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют "селения", а соединение "селений" - государство.

Подобная точка зрения, на семью, господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: "самое древнее из всех обществ и единственно естественное" - это семья... Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей...".

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что учёные, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятие "брак" и семья, различие между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близким супругам и необходимых им людей.

 

3. Особенности работы школы с многодетной семьей

 

По мнению Ю.П. Азарьева работу с многодетной семьей школа, а если быть точнее, то социальный педагог начинает с её изучения. Рассмотрим проблемы многодетных семей, с которыми чаще всего сталкивается школа и социальный педагог. Это могут быть многодетные семьи, где ребенок может жить в постоянных ссорах родителей, где родители могут быть пьяницы иди наркоманы, хронически больными или инвалидами. Современные условия добавили еще и безработицу родителей. А.В. Мудрин выявил, что во многих многодетных семьях, если это особенна не благополучная семья у ребенка наблюдается отклонение в поведении.

А.С. Алексеева, Т.М. Плоткин выделяет такие понятия, как психологический климат в семье. Это устойчивый эмоциональный настрой, когда в семье общность, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержка престарелых, важно суметь создать такую внутреннею обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.

Л.И. Маленкова говорит о том, что социальному педагогу и школе приходится сталкиваться с различными проблемами семьи.

Это:

  • больные дети, дети-инвалиды;
  • родители инвалиды, пенсионеры;
  • половая распущенность и проституция;
  • алкоголики и наркоманы;
  • дети - бродяги;
  • развод родителей.

А.В. Мудрин признает, что первоочередная задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относиться материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий предоставление льгот, социальной помощи. Школа кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

И.В. Гребенникова отмечает, что главной целью является необходимость мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в третьих, определить пути выхода из кризиса.

В чем состоит работа школы по оказанию помощи многодетной семье?

1-е. Проконсультировать семью в  возможности получения различных  пособий и льгот, о порядке  их получение.

2-е. Помочь увеличить доходы  семьи, помочь в заработке взрослых  и детей, в получении кредита, если семья решит открыть какое-нибудь  предприятие.

3-е. Помочь матери, которая оказалась  одна с детьми и без работы. Ей нужна такая работа, чтобы  она надолго не оставляла детей  одних.

4-е. Многие родители нуждаются  в помощи педагога. Консультации  можно проводить и групповые  индивидуальные. Можно объединить  родителей больных детей или  родителей, дети которых пойдут  в первый класс, или родителей, испытывающих трудности в общении  с детьми и.т.п.

5-е. Работая с семьей, следует  обращать внимание на положение  ребенка в семье. Предварительно  необходимо собрать всю информацию  о семье: в школе, у соседей, в  поликлиники. Следует напомнить, что  кроме физического насилия существует  насилие эмоциональное, когда на  ребенка не обращают внимания, насмехаются, одергивают, критикуют. Это  ведет к психическому расстройству  ребенка.

6-е. Работая с семьей алкоголиков  или наркоманов, полезно решить  в первую очередь вопрос об  определении детей в детский  дом или в дом ребенка. При  лишении родительских прав - передачу  детей в благополучные семьи. Затем решать вопрос о принудительном  лечении родителей (Ю.В. Василькова).

Многодетная семья обращается к педагогу по поводу трудоустройство подростка, за которым нужен постоянный контроль.

Сейчас стала популярной благотворительность. Важно, чтобы не оказались в стороне семьи, где много детей. Вместе с семейными социальными работниками организуются ярмарки по продаже игрушек, вещей, обуви.

Социальный педагог совместно с общеобразовательным учреждением обязан выполнять основные функции в работе с многодетной семьей.

Ю.В. Василькова выделяет такие функции как:

  • диагностическая (изучение особенности семей и степени влияние микросреды);
  • прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностик семьи);
  • организационно - коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
  • правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий);
  • предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения );
  • социально - бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
  • социально - психологическая (осуществление не отложной психологической помощи);
  • организаторская (обеспечение культурно – досуговой, спортивно -оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).

Задачи:

  • раскрыть сущность функции многодетной семьи;
  • выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях;
  • определить типы и особенности современной семьи;
  • определить механизмы влияние семьи на социализацию и развитие личности ребенка;
  • определить цель, задачи, функции, содержание, формы и методы работы социального педагога и школы с семьей;
  • закрепить умение и технологические приемы работы социального педагога и школы с многодетной семьей.

Для изучения семьи существует определенный алгоритм.

Важно изучить:

  • состав семьи, структуру;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность;
  • вспомогательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный);
  • характер взаимоотношений в семье:
  1. между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, конфликтные, аморальные и др.);
  1. между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, дружба, отчужденность, мелочная опека, независимость, бесконтрольность);
  2. позицию ребенка в семье (педагогически оправдана; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый, из которого стремиться привлечь её на свою сторону; запуган авторитарным отношениям, неуверен в себе; на положении "золушки");
  3. отношение ребенка к родителям

Информация о работе Особенности работы общеобразовательных учреждений с многодетными семьями