Особенности российского национального самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

В основе развитой национальной идентичности лежит национальное самосознание. Исходное понятие «самосознание» означает осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.[1,68]. В свою очередь, национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.[2,2]

Вложенные файлы: 1 файл

Гостева конференцияz.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Гостева Т. С. студ., ТПУ, Томск, Россия

«Особенности российского  национального самосознания»

         В основе  развитой национальной идентичности  лежит национальное самосознание.  Исходное понятие «самосознание» означает  осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.[1,68].  В свою очередь,     национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений.[2,2]  Интенсивность проявления национального самосознания у отдельных представителей  общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других этнических общностей. В таком положении чаще всего оказываются сельские жители, у которых может преобладать локальное или региональное самосознание. В политическом плане национальное самосознание может играть двоякую роль. Во-первых, это может быть прогрессивный процесс. Такое положительное развитие возможно лишь при условии того, что национальное самосознание не пойдет по пути собственной абсолютизации и не станет особого рода "сверхценностью", не закроет для представителей этой общности иных возможностей и перспектив развития сознания, не ограничит его только осознанием своей национально-этнической идентичности. В противном случае, развитие национального самосознания может обернуться своей противоположностью - сведением ценностно-смысловых структур сознания к низшим уровням, отрицанием ценностей, принадлежащих общностям более высокого порядка - например, общечеловеческих, сведением сознания до узких рамок клановых, феодально-племенных, религиозно-националистических или расистских идейно-политических взглядов [2,18]. Вспышки последней тенденции имеют место в различных регионах и республиках бывшего СССР. Конфликты и вооруженная борьба в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Грузии, Таджикистане, война в Чечне - подтверждение той же тенденции [3,352].

           Каковы  же особенности именно российского  национального самосознания? Россия  отличается значительным этнокультурным разнообразием. Согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп). Важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ.

         В определенном смысле  в нашей стране национальное самосознание находится в стадии формирования. Во-первых, мы до сих пор не можем определиться – кто мы – русские или россияне? Очевидно, последнее - вернее, ведь  Россия, как уже отмечалось, многонациональная страна. На самом же деле очень часто национальное самосознание подменяется узко-этническим. В наименьшей степени это характерно для так называемой «титульной» нации – собственно русских. Во-первых, потому, что именно у русских, бывших численно и цивилизационно основой  Российской и Советской империи, преобладало имперское,  а не  этническое самосознание, исключавшее представление о национальной исключительности – так как в империи все народы равны в своем отношении к власти. Во - вторых, в годы советского режима с наибольшей жестокостью и последовательностью уничтожались те группы русского населения, которые являлись носителями традиционной культуры и исторической памяти – крестьянство, духовенство, казачество. В настоящее время русский национализм только заявляет о себе, и в основном его проявления носят маргинальный  характер.  В то же время, со своей  идентичностью определяются и другие народы, живущие в РФ. В определенном смысле они оказываются в более выигрышном положении, чем русские.  Дело в том, что при Советской власти многие из них обрели свои государственные образования   -  автономные республики, края, области в составе РФ со своими особыми правами и полномочиями, что способствовало формированию национального самосознания у этих народов.  При этом давление на национальные элиты было менее значительным (за исключением 30-х гг, когда было популярно обвинение в буржуазном национализме), чем на русскую. В настоящее же время  мы все чаще видим примеры трансформации национального самосознания  в отдельных регионах РФ в узко-этническое, вплоть до возникновения  шовинистических  настроений, или же его перерождение в наднациональное, связанного, например,  с идеей исламского  государства - см., в частности, сайт «Кавказ. ru».

       В отличие от этнического, национальное самосознание подразумевает целостность и неделимость всего  государства, чувство совместной принадлежности к одной нации, готовность защищать и уважать любого своего соотечественника. Однако даже в армии, которая, казалось бы, в наибольшей степени  по сути своей  интернациональна, формируются этнически диаспоры, подминающие под себя целые подразделения, устанавливающие свои порядки и порой начинают доминировать даже над офицерами.   Да и городские рынки, ставшие уже притчей во языцех, ярко проявляют способность некоренных жителей создавать очаги своей «культуры». Очень часто представители отдельных этнических групп, особенно молодежь, демонстрируют вызывающе-агрессивный стиль поведения, проявляют неуважение к «чужим».

       Причины такого  поведения свидетельствуют не  об особенностях  характера и  психологии отдельных этносов, а, скорее, о столкновении разных типов организации общества -  кланово-племенной и современной, урбанистической.  Молодые представители горных республик очень хорошо представляют, как следует вести себя дома, со старшими, с женщинами и т.д. В условиях большого города и отсутствия контроля они  бывают дезориентированы, а нарочитая агрессия часто скрывает  неуверенность, незнание, как поступать правильно. В этом случае, естественная и привычная защита – опора на «своих», поэтому в конфликтных ситуациях поддерживать обиженного представителя своего этноса собираются все представители данной   диаспоры.  Таким образом, в рамках урбанистической цивилизации формируются кланово-племенные объединения, со своими собственными порядками, системой ценностей, правилами. Так как они объединены, им проще договариваться с местной властью, силовыми структурами, что рождает почву для серьезных экономических злоупотреблений.

       А что же коренное население? По указанным выше причинам, местное население, в частности,   городские жители центральной части России, в меньшей степени способно к консолидации. Однако в последнее время, перед лицом явной агрессии и несправедливости,  такая консолидация происходит. Один из первых примеров объединения жителей против приезжих произошел в тихом карельском городе Кондопоге (2004 г.), затем, в 2007 году  - в Ставрополе. Совсем недавно жители небольшого дачного поселка Согра дали отпор местной этнической преступной группировке. Но наиболее острой формы противостояние достигло после убийства спартаковского болельщика Егора Свиридова,  когда огромная толпа молодежи вышла на Манежную площадь. Характерно, что наиболее организованный протест организовало сообщество, по своей структуре напоминающее клановое объединение – футбольные болельщики. Значит ли это, что единственный  способ борьбы с проявлением агрессивного поведения представителей этнических диаспор – это ответное объединение по принципу «стенка на стенку»? В таком случае, возникает вопрос о роли государства, которое обязано не допускать открытых межэтнических столкновений.  В связи с этим,  следует вспомнить,  что возмущение спартаковских болельщиков вызвало не только убийство  их товарища,  но и поведение силовых структур, не желавших расследовать это преступление.

      По нашему мнению, выход из создавшегося положения следует искать, с одной стороны, в сфере идеологии и культуры  -  формируя действительно общее, надэтническое, национальное самосознание, при котором разные народы, не теряя своей индивидуальности, чувствуют свою принадлежность  к единой нации. С другой стороны, не менее важно управлять социальными процессами, не допуская формирования замкнутых кланово-племенных объединений,  для чего необходимо научиться адаптировать  молодежь  из национальных окраин к реалиям современной городской цивилизации, ее нормам и требованиям. Необходимо также совершенствовать правовую культуру, в частности – добиваться строгого соблюдения законов РФ в любом ее регионе, без учета    национальной специфики. Ну и, конечно,  необходима добрая воля и понимание, что Россия – наш общий дом,  в котором национальные различия демонстрируют богатство традиций и исторического опыта разных народов, а не являются поводом для раздора и вражды.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» , 1946
  2. Золотова Н.П. «Национальное самосознание», 1997
  3. В.Г. Крысько «Этнопсихологический словарь» ,1999

 

 


Информация о работе Особенности российского национального самосознания