Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:59, доклад
Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание.
Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».
«Особенности социально-политического прогнозирования»
Работу выполнила:
студентка ГиМУ группы 4-1
Анисимова Алёна
Особенности социально-политического прогнозирования.
Термин «прогноз» (от греческого
«прогнозис») означает предвидение, предсказание.
Прогнозирование обычно понимают
в широком и узком значении. В широком
– это выработка вероятного суждения
о состоянии какого-либо явления в будущем.В
узком – это специальное научное исследование
перспектив развития какого-либо явления,
преимущественно с количественными оценками
и с указанием более или менее определенных
сроков изменения данного явления. По
выражению Б.И.Краснова «в самом общем
виде прогнозирование – это опережающее
отражение действительности».
Основная причина, побуждающая
человека заниматься прогнозированием,
состоит в том, что существуют явления,
будущее которых он не знает, но они имеют
важное значение для решений, принимаемых
им сегодня. Каждый прогноз разрабатывается
с целью избежать нежелательных результатов
вероятного развития событий и ускорения
вероятного развития в желательном направлении,
а также с целью приспособиться к неизбежному.
Поэтому прогнозирование как одна
из форм научного предвидения находится
в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием,
планированием, программированием, проектированием,
управлением. Там же, где объекты неуправляемы,
особенно в природе, имеет место безусловное
предсказание с целью приспособить действия
к ожидаемому состоянию объекта.
Прогнозирование в социальной сфере
как научное предсказание, предвидение
будущего состояния объекта требует информации
о прошлом и настоящем состоянии этого
объекта, о тенденциях его развития. Но
даже при наличии исходных данных мы не
способны сделать прогноз, если не понимаем
социальных и экономических взаимосвязей
внутри процесса, объекта, явления. Поэтому
прогнозирование должно основываться
на определенной теории. Без теории оно
будет простым собиранием информации
и разных предположений.
Социально-политическое прогнозирование – самая молодая отрасль предсказания будущего.
В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени называют:
. социальные – консьюмеризм (движение в защиту факторов прав потребителей);
. экологизм (движение в защиту окружающей среды);
. рабочие движения;
. политические – законодательство о труде;
. факторы взаимоотношения правительства и бизнеса.
В период централизованно управляемой экономики отечественные
предприятия жили в условиях достаточно стабильной социально-политической
среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:
. диктат
производителя над
. отсутствие
независимых экологических
. формальный
характер защиты прав
. отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса и, следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления-
Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали, однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании. К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый, неизменный характер.
Прогнозирование охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Одним из важных направлений прогнозирования общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.
Внутриполитическое
прогнозирование (внутренняя
Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества. Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны - предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.
Главной проблемой
политического прогнозирования по-прежнему
остается принципиальная возможность
исследователя предвидеть ход политического
развития с достаточно высокой степенью
вероятности. Несоответствие намерений
и результатов их осуществления встречается
во всех видах деятельности, но в политике
оно, пожалуй, выглядит как закон. Нигде
так часто и так поразительно далеко не
расходятся первоначальные цели и то,
что получается в результате их осуществления.
В политике возникает множество
нестабильных, неустойчивых процессов.
Незначительные, случайные политические
события (утечка информации, гибель политического
лидера) приводят к глубочайшим социально-политическим
потрясениям. Поэтому задуманное и планируемое
в политике, что могло бы быть основой
уверенного прогнозирования, весьма часто
оборачивается прямо противоположным,
неожиданным образом.
Практика прогнозирования
и ее теоретическое осмысление
показали, что при осуществлении этой
деятельности необходимо руководствоваться
определенными принципами. Важнейшими
из них являются принципы альтернативности
и верификации.
Принцип альтернативности в данном
случае означает, что при разработке прогноза
должны быть предусмотрены, обоснованы
все вероятные направления развития объекта,
разные варианты превращения имеющейся
возможности в действительность.
Принцип верификации (проверяемости)
означает, что прогноз должен содержать
в себе возможность его подтверждения
или опровержения. Прогноз, который не
может быть ни подтвержден, ни опровергнут,
бесполезен. Верификация – это эмпирическая
проверка теоретических положений путем
сопоставления их с наблюдаемыми объектами.
Одним из важнейших способов современного социально- политического прогнозирования является экстраполяция. Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.
Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы из двух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом прогнозировании используются;
перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);
в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление “руководящего” мнения должно быть исключено;
проводится обработка
Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.
а) анонимность экспертов;
б) использование результатов
в) статистическая характеристика группового ответа.
Наряду с ними существуют особые техники, разработанные специально для
получения социально-политических прогнозов. Среди них – создание профилей
общественных
ценностей, применение матрицы “вероятность-
Каждый, кто разрабатывает
научные прогнозы и применяет их в практической
политике, так или иначе, вольно или невольно
руководствуется принципом познаваемости
действительности.
Объективная основа прогнозирования политических
событий состоит в том, что их будущее
заключено в настоящем, но только в возможности.
Поэтому научные прогнозы политических
событий, явлений и процессов - это осмысленные,
осознанные возможности развития политической
жизни общества, взятые в их теоретической
обоснованности.
Обычно считается, что за новыми явлениями,
фактами и процессами развития настоящего
стоит будущее, что в них имеется будущее.
Однако утверждать это с достоверностью
можно лишь с учетом действия вскрытых
наукой законов развития объектов политического
прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой
прогнозирования является действие объективных
законов определенной области действительности,
в данном случае социально-политической.
Политическая жизнь представляет
собой одну из сфер жизнедеятельности
людей, общества. И ей так же, как и другим
сферам, присущи существенные, устойчивые,
повторяющиеся и необходимые связи и отношения,
то есть объективные закономерности.
Законы, действующие в социально-политической
области, проявляются как тенденции или
возможности, которые не всегда превращаются
в действительность. Это, естественно,
затрудняет разработку политических прогнозов.
Объективной основой прогнозирования
является и системное строение политической
сферы общества. Любая система – это совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
элементов, образующих определенную целостность,
единство. Свойства системы не сводятся
к сумме свойств ее компонентов. Система
активно воздействует на свои компоненты
и преобразует их сообразно собственной
природе. В то же время изменение каких-то
элементов может привести к определенному
изменению всей системы. Все это необходимо
учитывать при постановке целей и задач
прогнозирования в рамках функционирования
и развития политической системы, при
разработке прогнозов и их использовании
в практической политике.
Особенности политического
прогнозирования вынуждают аналитиков
постоянно расширять методологическую
базу исследований, обращая внимание на
всевозможные нетрадиционные подходы,
интуицию, индивидуальный и коллективный
опыт политического поведения, выборку
исторических аналогий и сиюминутных
социально-политических ожиданий. В этой
ситуации само социально-политическое
прогнозирование превращается в методологию
специального воздействия на реальность
с целью возбуждения в ней желаемых перемен.
Сегодня особенно актуально встаёт
вопрос о политическом прогнозировании
будущего России. К какой цели идти, к каким
идеалам стремится, какими способами –
на все эти вопросы нужны не сиюминутные
ответы, а научно обоснованные, именно
политическая сфера определяет основные
направления всех остальных сфер общественной
жизни.
Информация о работе Особенности социально-политического прогнозирования