Отношение к русскому языку среди различных возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 20:08, реферат

Краткое описание

Цель работы: выяснить, как относится к русскому языку современная челябинская молодёжь.
Задачи данной работы:
Определить отношение к русскому языку у различных возрастных групп;
Выяснить, насколько важно быть грамотным для различных возрастных групп.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 62.07 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Исторический»

Кафедра «Социология»

 

 

 

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

«Отношение к русскому языку среди различных возрастных групп»

 

 

 

 

 

Выполнила: Рожкова Ольга

Студенка группы И-101

Преподаватель: Ваганова Екатерина Владиславовна

 

 

 

 

 

Челябинск 2013 год 
Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...»

Тургенев

 

Русский язык – один из величайших языков в мире и по богатству лексики, и по другим своим свойствам. 

«Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей», - писал Лихачев. Как часто мы относимся к таким призывам со спокойным небрежением, не задумываясь о том, какой строгий и точный смысл они несут. А ведь именно с помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к тому огромному опыту, который накопило человечество, познаем ту самобытность национального характера, ту душевную и духовную высоту, которую русский народ достиг только благодаря своему языку.

Актуальность данной темы: к сожалению, отношение к русскому языку в наши дни меняется. В газете «Аргументы и факты» была опубликована статья профессора МГУ А. Е. Петрова, в которой сказано, что русский язык, язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, во многом утрачен. Нашим современникам в значительной своей части стал ближе английский язык. Им проще написать что-то по-английски, ведь по-русски они гораздо хуже формулируют мысли. Мода на язык Пушкина прошла.

Цель работы: выяснить, как относится к русскому языку современная челябинская молодёжь.

Задачи данной работы:

  1. Определить отношение к русскому языку у различных возрастных групп;
  2. Выяснить, насколько важно быть грамотным для различных возрастных групп.

В исследовательской работе применялся такой метод сбора материала как анкетирование.

 

 

 

 

Теоретическая часть

 

Русский язык относится к восточной группе славянских языков, принадлежащих индоевропейской семье языков. Он является официальным языком России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. Также является восьмым языком в мире по численности владеющих им как родным и пятым языком в мире по общей численности говорящих. 

Это национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Он является наиболее распространённым славянским языком и самым распространённым языком в Европе — географически и по числу носителей языка как родного. Занимает четвёртое место среди самых переводимых языков, а также — седьмое место среди языков, на которые переводится большинство книг. В 2013 году русский язык вышел на второе место среди самых популярных языков Интернета.

 

 

 

Исследовательская часть

 

 

Исследование проводилось в городе Челябинске в апреле – мае  2013 года.

Было опрошено 50 человек. Респондентам предлагалось заполнить анкету, состоящую из 20 вопросов (ниже вы можете ознакомиться с вопросами анкеты).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета

 

Здравствуйте!

Я предлагаю Вам принять участие в социолингвистическом исследовании на тему «Отношение к русскому языку среди различных возрастных групп».

Для того, чтобы принять участие в исследовании, просто заполните предлагающуюся ниже анкету.

    1. Укажите Ваш возраст?

А) 15-18;

Б)19-25;

В)26-30;

2. Укажите ваш пол:

А) мужской

Б) женский

3. Укажите Ваш социальный статус?

А) учащийся;

Б) студент

В) работающий;

Г) безработный.

4. Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее важным при изучении русского языка?

А) орфография;

Б) пунктуация;

В) синтаксис;

Г) грамматика;

Д) свой ответ ________;

Е) всё одинаково важно.

5. Что из перечисленного ниже Вы считаете ненужным при изучении русского языка?

А) орфография;

Б) пунктуация;

В) синтаксис;

Г) грамматика;

Д) свой ответ ________;

Е) всё необходимо изучать.

6. Считаете ли Вы русский язык более ярким и выразительным, чем другие языки?

А) да;

Б) нет.

7. Считаете ли Вы изучение русского языка сложным?

А) да;

Б) нет.

8. Считаете ли Вы, что русский язык необходимо упрощать?

А) да;

Б) нет.

9. Соблюдаете ли Вы правила русского языка в неофициальных письмах, записках,  SMS сообщениях?

А) соблюдаю всегда;

Б) соблюдаю, но не всегда;

В) не соблюдаю.

10. Раздражает ли Вас неграмотность окружающих  людей?

А) раздражает;

Б) не раздражает;

В) не обращаю на это никакого внимания.

11. Насколько важно для Вас быть грамотным?

А) принципиально важно;

Б) достаточно важно;

В) неважно;

Г) другой ответ _________.

12. Как Вы считаете, для карьерного роста нужна грамотность?

А) да;

Б) нет.

13. Согласны ли Вы, что речь преподавателей и учителей должна быть максимально грамотной?

А) да, конечно;

Б) нет;

В) не задумывался.

14. По Вашему мнению, уровень грамотности в России за последние несколько лет:

А) повысился;

Б) понизился;

В) не изменился.

15. Как Вы относитесь к американизации русского языка в настоящее время?

А) считаю, что это гибель языка;

Б) это обогатит его;

В) не задумывался над этим вопросом.

16. Как Вы думаете, что важнее: изучение иностранных языков или русского языка? 
 А) изучение русского языка;

Б) изучение иностранных языков;

В) и русский и иностранный языки важны.

17. Считаете ли Вы, что русский язык достоин, входить в состав мировых языков?

А) да;

Б) нет.

18. Если Вы бываете заграницей, то, на каком языке Вы там общаетесь?

А) русский;

Б) английский;

В) другой;

Г) не бываю заграницей.

19. Понимают ли Вашу речь на русском языке иностранцы?

Б) В большинстве случаев понимают;

В) Не понимают;

Г) Не общаюсь на русском языке заграницей.

20. Если бы Вы эмигрировали  из России, хотели бы Вы, чтобы  Ваш ребёнок изучал русский  язык?

А) нет, ему это не нужно;

Б) да, хотел бы;

В) сам решит, когда подрастёт.

 

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследований

Было опрошено 50 респондентов в городе Челябинску, сделана обработка данных заполненных ими анкет и получены следующие результаты.

1)На диаграмме указаны  процентные соотношения опрошенных  респондентов по возрасту.

 

  1. В исследовании принимало участие 50% женщин и 50% мужчин.
  2. На диаграмме указаны соотношения опрошенных респондентов по социальному статусу

  1. 96% опрошенных считают, что при изучении русского языка важны все разделы лексики,  4% считают, что наиболее важна грамматика (молодые люди в возрасте 15-18 лет).
  2. 90% опрошенных, считают, что изучая язык, необходимо изучать все разделы лексики. 10% считают, что лишним разделом лексики является синтаксис (преимущественно молодые люди в возрасте 15-18 лет).
  3. Все опрошенные считают русский язык более выразительным, чем другие языки.
  4. Опрошенные безработные и учащиеся, считают изучение русского языка сложным.
  5. На вопрос о необходимости упрощения русского языка большинство респондентов (в основном студенты 15-18 лет и 19-25 лет) ответили отрицательно.
  6. Выяснилось, что все опрошенные студенты в возрасте 19-25 лет  всегда соблюдают правила русского языка в неофициальных письмах и SMS сообщениях. Учащиеся (15-18 лет) же, наоборот, в большинстве своём не соблюдают правил русского языка или соблюдают, но не всегда.
  7. 88% признались, что их раздражает неграмотность окружающих людей (студенты и работающие 19-30 лет), учащиеся не обращают на неграмотность окружающих никакого внимания.
  8. Для 90% опрошенных достаточно важно быть грамотными, остальные респонденты ответили, что для них неважно быть грамотными.
  9. Большинство опрошенных (19-30 лет) считают, что грамотность необходима для карьерного роста.
  10. Большинство опрошенных не задумывались над вопросом, должна ли быть грамотной речь преподавателей/учителей (в основном учащиеся, безработные).
  11. На вопрос об уровне грамотности за последние годы респонденты ответили таким образом
  12. Большинство респондентов, считают американизацию русского языка – гибелью языка.
  13. Все респонденты считают, что изучать русский и английский язык одинаково важно.
  14. Все опрошенные респонденты, считают, что русский язык достоин, входить в состав мировых языков.
  15. На вопрос  о языке, которым пользуются опрошенные заграницей ответили следующим образом
  16. На вопрос о понимании русской речи иностранцами, респонденты ответили, что иностранцы не понимают русскую речь.
  17. На вопрос «Если бы Вы эмигрировали из России, хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок изучал русский язык?»   98% опрошенных ответили, что хотели бы, чтобы их ребёнок изучал русский язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данное исследование было посвящено отношению к русскому языку среди различных возрастных групп. В нём принимали участие возрастные группы 15-18 лет – 30%, 19-25 лет – 40% и 26-30 лет – 30%.

Полученные результаты показывают, что более внимательно к языку относятся люди в возрасте 19-30 лет, они считают изучение русского языка трудным, но не думают, что его нужно упрощать. Также опрошенные этого возраста считают, что быть грамотными в современном мире достаточно важно.

 Опрошенные в возрасте 15-18 лет, не задумываются над многими вопросами, а также считают, что некоторые разделы лексики не нужны при изучении языка. Однако они считают русский язык более выразительным, чем другие языки, а также в большинстве своём выступают за включение русского языка в состав мировых языков.

Итак, данное исследование позволило выяснить, что чем старше человек, тем отношение к языку более внимательное и трепетное и, чем человек старше, тем лучше он понимает, как важно в современном мире быть грамотным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Отношение к русскому языку среди различных возрастных групп