Отношение к смерти. Страх смерти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Смерть - естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких, и в зависимости от жизненной мудрости культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни разные люди переживают факт смерти по-разному. Понятно, что тот, кто уже умер, свою смерть не переживает, и в этом смысле у него проблем нет никаких.

Вложенные файлы: 1 файл

Эвтаназия.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования 
Политехнический колледж городского хозяйства

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету:

«СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ

ЛЮДЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ»

на тему: «Отношение к смерти. Страх смерти.

Эвтаназия - моральные, правовые и социальные проблемы».

 

 

 

Проверил: Иванова О.В.

Выполнил: Конева

Татьяна Викторовна

Группа: СР- 316кз

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014г. 
Оглавление

 

 

 

Введение

Смерть - естественное завершение жизни любого из нас и каждого из наших близких, и в зависимости от жизненной мудрости культуры, типа вероисповедания, местных стереотипов и собственной философии жизни разные люди переживают факт смерти по-разному. Понятно, что тот, кто уже умер, свою смерть не переживает, и в этом смысле у него проблем нет никаких. Однако его смерть тяжело переживают (по крайней мере в нашей культуре) родственники умирающего или умершего - и сам человек, если чувствует близость своей смерти и считает ее преждевременной. Любопытно, что именно в российской культуре, в своей основе пропитанной православием, принято безутешно горевать по умершим - при том, что настоящее православие учит к смерти относится со спокойным смирением и, более того, радостным ожиданием. Во многих других современных культурах отношение к смерти такое же нейтрально-деловое, как к погоде.

Пошел дождь - нужно открыть зонтик.

Кто-то умер - значит, нужно похоронить.

И дальше заниматься следующими делами.

 

 

Отношение пожилых людей к смерти

Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их жизненными ценностями, адаптированностью к жизни, состоянием здоровья. Смерти боятся люди, не принявшие старость как неизбежный этап жизни, не адаптированные к ней. Каждый человек подходит к итоговой черте со своим грузом ошибок и разочарований, но как минимум два аргумента в пользу жизни являются общими для многих. В - первых, жизнь кончается значительно раньше физической смерти человека, если он перестаёт радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний. Во-вторых, гораздо предпочтительней считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды, промахи и удары судьбы. Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно приписываемые старым людям: резкие реакции, склонность к размышлениям, замкнутость, критика окружения, - можно трактовать как способы собственной борьбы со страхами и беспокойством. По И.Б.Новику, старение выступает связующим механизмом жизни и смерти. Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти. И переживание этого присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков. (См. Приложение А.) Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутствием близких людей, но невозможностью разделить с ними присутствие в их сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми темы смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме “скорей бы умереть, уже надоело жить, зажилась и т. п.”. Можно предположить, что именно старость должна нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т.е. стремление жить так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер, когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Конечно, в различные исторические эпохи отношение к смерти менялось. И с изменением последнего в истории изменяется отношение к смерти. Ф.Арьес выделял пять этапов в изменении установок людей по отношению к смерти. Первый - “все мы умрём”. Это состояние “приученной смерти”, которую люди трактовали как естественную неизбежность. Уход из жизни не воспринимался как полный разрыв, так как люди не ощущали пропасти между миром живых и мёртвых. Второй - “смерть своя” - человек начинает в смерти открывать собственную индивидуальность, поскольку представление о страшном суде над родом человеческим сменяется новым представлением о суде над индивидом, который происходит в момент его кончины. Третий - “смерть далёкая и близкая” - характеризуется крахом механизмов защиты от природы. К смерти возвращается неупрощенная дикая сущность. Четвёртый - “смерть твоя”. С ослаблением веры в загробные кары меняется отношение к смерти: её ждут как момента воссоединения с ранее ушедшим любимым человеком. Романтизм способствует превращению страха смерти в чувство прекрасного. Пятый - “смерть перевёрнутая” - переживается только представителями высокоразвитых государств. Страх смерти в ХХв. развивается до такой степени, что она вытесняется из коллективного сознания. Отечественный писатель М.М.Зощенко писал, что “отношение к смерти - это одна из важнейших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох”. Известные исследователи по проблеме смерти и умирания С.Грофф и К.Грофф утверждали: “Старость и смерть рассматриваются не как неотъемлемые часы жизненного процесс, а как поражение, болезненное напоминание об ограниченности нашей власти над природой. Неизлечимо больной и умирающий человек в нашей культуре считается проигравшим, и так же считает он сам”. Отношение смерти, по словам К.Дюркхайма: “Стареющий человек живёт в преддверии смерти. В том, как он это воспринимает, проявляется его зрелость”. Стадии переживания состояния близости к смерти (Р.Нойеса): .Сопротивление - происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает, и человек начинает ощущать спокойствие. . Обзор жизни - следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих всё прошлое человека. . Стадия трансцендентности - логическое следствие происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают своё прошлое с всё большим отдалением. В конце концов, они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание. Этапы переживания смерти (Кюблер-Росс): . Отрицание - человек отказывается принять возможность своей смерти. Узнав о том, что его болезнь смертельна, он уверят себя, что это ошибка и диагноз поставлен неправильно. . Гнев - человек задаёт вопрос: “Почему именно Я?”. Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращённые к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще. . Торг - человек ищет способы преодоления жизни и обещает всё что угодно в обмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровления праведную жизнь. . Депрессия - умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадёжности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими. . Принятие - на последней стадии человек смиряется со своей судьбой с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится весёлым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.

 

Боязнь, страх смерти  и ее симптомы

А теперь постараемся  детально рассмотреть страх смерти, симптомы этого страха. Отличительные симптомы этого страха такие:

  • Мысли о смерти, первый симптом страха смерти, который присущ обычно уже пожилым людям, хотя и молодежь иногда частенько задумывается о небытие, взамен наслаждения жизнью. В чем причина такого поведения? Чаще всего это происходит из-за отсутствия определенной цели в жизни или же неспособности отыскать профессию по душе (хотя это тесно связано с первым). В данном случае можно порекомендовать избавиться от страха смерти, убрать симптомы – это начать страстно желать достичь чего-то определенного, осмысленное созидание на благо других. Ведь занятый, увлеченный человек в большинстве случаев не думает о смерти, ему просто некогда.

  • Связь со страхом нищеты, второй симптом страха смерти – это боязнь приближающейся собственного обнищания, либо прихода нищеты вследствие смерти кого-либо.

  • Связь с болезнью или неуравновешенностью, третий симптом страха смерти, который связан с болезнью, а та в свою очередь вызывает депрессию. Страх смерти, симптомы, одним из которых является выше названный, может возникнуть в результате разочарования в любви, сильного невроза, религиозного фанатизма или невменяемости.     

Необходимо постоянно анализировать душевное состояние свое или близких людей пенсионного возраста и если появляются первые симптомы страха смерти  необходимо активно и адекватно реагировать. Ведь определение «болезни» это уже полдела, если не более, которое приведет к победе над ней. В нашем случае – добиться успеха и победить страх смерти! Найти цель в жизни!

Эвтаназия

Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф. Бейконом в XVII столетии для определения "легкой смерти", и с XIX века стал означать "умертвить кого-либо из жалости".

Эвтаназия – неоднозначное действие. Прежде всего, различают активную и пассивную эвтаназию. Активная – это введение врачом летальной дозы препарата. При пассивной эвтаназии прекращается оказание медицинской помощи с целью ускорения наступления естественной смерти.

Этические, правовые и медицинские проблемы

В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекращении жизни. Допустить возможность реализации этого права можно лишь путем эвтаназии. Обсуждение этой сложной и противоречивой проблемы в обществе необходимо, но с участием специалистов в области права, медицины и других профессий, с последующим подведением итогов. С принятием в 1993 году Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" впервые в нашей стране положение об эвтаназии получило законодательное решение. В статье 45 под недвусмысленным названием "Запрещение эвтаназии" было записано, что удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти "какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни" медперсоналу запрещается. Лицо, осуществляющее эвтаназию или побуждающее больного к эвтаназии, несет уголовную ответственность.

Между тем, общественное мнение об отношении к эвтаназии в России, как и в других странах, за последние 10-15 лет претерпело значительные изменения. Об этом свидетельствуют и данные публикаций, и проведенные нами в разные годы анонимные опросы студентов и врачей. Убежденных сторонников эвтаназии среди врачей в те годы было мало. Один из них стал известный детский хирург член-корреспондент АМН РФ профессор С.Я.Долецкий. Он писал, что борьба за жизнь пациента, вопреки существующим догмам, справедлива только до того, пока существует надежда, что спасение возможно. Когда же она утрачена, встает вопрос о милосердии, которое и проявляется в эвтаназии. Гуманный врач - это врач, который делает добро больному, несмотря на устоявшееся мнение. С.Я. Долецкий считает, что эвтаназия справедлива по отношению к неизлечимым больным, парализованным, больным-дебилам, пациентам, которые живут только с помощью жизнеобеспечивающей аппаратуры, а также по отношению к новорожденным с атрофированным мозгом, плодам беременных женщин, если доказано уродство или несовместимое с жизнью патологическое нарушение, ибо человек отличается от животного разумом и моралью. В юридической литературе отмечается еще два условия осуществления эвтаназии в случаях установления, что в обозримый период времени смерть не наступит: а) если значительные физические и моральные страдания невозможно устранить известными средствами и б) если болезнь неизбежно приведет к деградации личности. Несмотря на спорность ряда приведенных утверждений, эвтаназия не может во всех без исключения случаях восприниматься однозначно как безнравственное и недопустимое действие или бездействие врача в связи с действительно возникшей возможностью его деморализации, ошибок, злоупотреблений, опасностью роста ятрогений, искусственного сокращения растущего числа пенсионеров и изменения демографического положения страны.

В самом деле, утверждение Гиппократа, изложенное в его "Клятве", - "я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла" - сегодня может быть лишь общим этическим требованием в поведении врача. За почти 2500 лет, в связи с внедрением достижений медицины и биологии, новым взглядом на права человека с приоритетом его личных интересов, возникли такие ситуации, при которых справедливым может быть и то, и другое мнение. Оно выражено в некоторых международных документах медицинских ассоциаций и, в частности, в "Конвенции по правам и достоинству человека в связи с внедрением достижений медицины и биологии" (1996), которую подписала, а значит, признает Россия.

На самом деле во всех цивилизованных странах эвтаназия применяется независимо от того, разрешена она законом или нет. По данным Американской медицинской ассоциации, в больницах США ежедневно умирает 6 тысяч человек, большая половина которых уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. В отделении интенсивной терапии госпиталя Сан-Франциско у 5% больных (что составило около половины умирающих) отключалась система жизнеобеспечения. Обращает на себя внимание тот факт, что это решение принимал врач с семьей пациента, в то время как общепринятым обязательным условием эвтаназии является информированное добровольное решение самого больного.

Решать вопрос об эвтаназии с точки зрения права непросто, ибо в тех же основах законодательства "Об охране здоровья граждан", на что обращалось внимание в печати, наряду с приведенной выше статьей 45, имеется другая статья - 33 "Отказ от медицинского вмешательства". В ней указано, что "гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения", даже если оно начато на любом этапе проведения. При этом ему в доступной форме должны быть изложены все последствия отказа от лечения, что оформляется записью в медицинском документе и подписывается пациентом (его законным представителем) и лечащим врачом.

В некоторых лечебных учреждениях разработаны специальные расписки с указанием, о каких конкретно последствиях проинформирован больной. Право на отказ от медицинского вмешательства подтверждается и статьей 30 Основ законодательства - "Права пациента". Это соответствует международным нормам прав человека, но создает возможность легального использования пассивной эвтаназии путем "прекращения мер по поддержанию жизни", прямо запрещенных статьей 45.

В случаях тяжелого, опасного для жизни состояния такое вынужденное бездействие врача может рассматриваться как применение пассивной эвтаназии, ибо налицо два важных ее признака: 1) просьба самого больного не оказывать ему помощь (после информирования врачом в доступной форме о возможных последствиях) и 2) неоказание медицинской помощи по жизнеобеспечению или прекращение искусственных мер по поддержанию жизни.

Мы считаем, что могут быть ситуации, при которых применение пассивной эвтаназии является справедливым и действительно может рассматриваться как гуманное отношение к умирающему больному, ибо, имея неотъемлемое конституционное право на жизнь, он должен, в соответствии с международными нормами, при определенных обстоятельствах, иметь право решать вопрос о ее прекращении. Далеко не каждый может и хочет продлевать некачественную, не достойную жизнь на стадии умирания, испытывая при этом физические и нравственные страдания.

Диагноз и безнадежность состояния должны быть установлены консилиумом независимых специалистов. При этом у больного должны быть зарегистрированы тяжелые физические страдания и установлено, что болезнь не излечима после применения альтернативных способов. Это должна быть высказанная больным устно или написанная под его диктовку и подписанная им и лечащим врачом в присутствии юриста, осознанная, неоднократно повторенная просьба больного. Этому должна предшествовать доступная информация больного о последствиях принимаемых по его просьбе действий или бездействий, вплоть до наступления смерти, что отмечается в специальной расписке и записывается в истории болезни. Факт и способ эвтаназии должен быть указан во врачебном свидетельстве о смерти. Решения об эвтаназии не может быть принято врачом, хотя есть мнение, что, имея право принять жизнь, он должен иметь право, по просьбе больного, и забрать ее. Врач - лишь один из участников в принятии этого решения.

Впрочем, и осуществление эвтаназии не должно быть делом врача. Последнюю точку в этой процедуре должен поставить сам больной, а при его физической немощности или при отсутствии специальной техники - фельдшер. Эвтаназия может применяться только в виде исключения, с одной целью - облегчить процесс неизбежного умирания, не оставляя больного в это трудное время и, в любом случае, без какой-либо оплаты. Все вышеизложенное, а также другие меры должны быть направлены на предотвращение правонарушений.

Необходимо однозначное правовое решение вопроса об эвтаназии с указанием недопустимости применения активной эвтаназии, а также перечня условий, разрешающих, в исключительных случаях, пассивную эвтаназию. Принятие такого решения и осуществление эвтаназии должно быть в строгом соответствии с порядком, который, с учетом опыта других стран, должен быть разработан юристами и медиками и утвержден соответствующими министерствами. Несмотря на то, что в настоящее время ни в какой форме эвтаназия в нашей стране не может быть разрешена, от легализации этой проблемы не уйти. Решение ее надо начинать с правового обеспечения и разработки порядка жесткого контроля за каждым случаем эвтаназии. А пока врачам надо помнить, что побуждение и осуществление любой формы эвтаназии в соответствии с законодательством РФ является преступлением. Отказ же от медицинского вмешательства, во избежание неоднозначной трактовки, должен быть обоснован и правильно документально оформлен.

 

 

Список использованной литературы

 

http://revolution.allbest.ru/medicine/d00266776.html

 

http://razmishlyajem.ru/zhizn-cheloveka/uspeh-samosovershenstvovanie/strax-smerti-simptomy

 

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625a2bc78a4d43b89521216d27_0.html

 

 

 


Информация о работе Отношение к смерти. Страх смерти