Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:00, реферат
Цель работы — проанализировать отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов.
Задачи:
1.Проанализировать категорию «здоровый образ жизни».
2.Разработать программу и инструментарий эмпирического исследования.
3.Провести эмпирическое исследование.
4.На основе результатов исследования проанализировать отношение студентов к здоровому образу жизни.
Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Здоровый образ жизни и его характеристики................................................4
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к здоровому образу жизни..................................................................................................................................................9
Заключение..........................................................................................................................17
Приложение 1 Анкета........................................................................................................18
Список литературы............................................................................................................22
Реферат
по дисциплине: Социология
Отношение молодежи к здоровому образу жизни
Выполнил
Студент курса
Санкт-Петербург
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Здоровый образ
жизни и его характеристики....
Глава 2. Эмпирическое
исследование отношения студентов к здоровому
образу жизни.........................
Заключение....................
Приложение 1 Анкета........................
Список литературы.............
Введение
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья молодежи связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране.
Цель работы — проанализировать
отношение студентов к
Задачи:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Кроме того, в работе представлено 14 диаграмм и одна таблица.
Глава 1. Здоровый образ жизни и его характеристики
Образ жизни — одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности людей, характерном для исторически конкретных социальных отношений. Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но не сводятся к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества. Образ жизни воплощает в себе синтез социальнотипичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека. Существуют разные походы к определению понятия «образ жизни». Согласно Ю. П. Лисицыну, образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.
Многие западные исследователи определяют образ жизни как широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально_экономическому укладу. Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и других отечественных ученых, выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую — уровень жизни, социологическую — качество жизни, социально-психологическую — стиль жизни и социально-экономическую — уклад жизни. Уровень жизни, или уровень благосостояния, характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом, количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. И хотя в приведенных определениях образа жизни отсутствует прямое указание на его связь со здоровьем человека, внутренне она явно присутствует и логически вполне выводима. Об этом убедительно свидетельствуют приводимые в литературе определения «здорового образа жизни».
Здоровый образ жизни, по мнению Ю. П. Лисицына, А. М. Изуткина, И. Ф. Матюшина, в его медицинском понимании означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоническому развитию всех его структур — телесной, психической, социальной. Здесь необходимо отметить, что, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний. По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни.
Понятие молодежи как самостоятельной
группы населения связано с
Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский отмечают, что здоровый образ жизни в принципе неможет и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на казалось бы разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.
Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможностьс учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. В рамках такого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления. Здоровый образ жизни молодежи как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья молодого поколения — условия и предпосылки социальной активности молодого человека, полноты выражения его духовных и физических сил — предполагает, наряду с обеспечением социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи — необходимая, но не единственная, а часто и не главная предпосылка осуществления здорового образа жизни. Обусловливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете, определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения молодого человека к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры, как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм. В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов. К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
Составляющие здорового образа жизни:
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
Воспитание культуры поведения:
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к здоровому образу жизни
Программа
Тема: Отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов
Проблема: В последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье молодежи. Считается, что молодое поколение не следит за своим здоровьем, также остро стоит проблема наркомании и алкоголизма среди молодых людей. Ведь в конечном итоге от того, какое здоровье имеет сегодняшняя молодежь, будет зависеть, какое здоровье будет иметь страна завтра. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи является общенациональной проблемой.
Цель: Получить достоверные данные об отношении к здоровому образу жизни и оценить распространенность здорового образа жизни среди студентов.
Объект: студенты СПбГУСЭ.
Предмет: Отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов
Задачи:
Информация о работе Отношение молодежи к здоровому образу жизни