Отношение молодежи к здоровому образу жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:00, реферат

Краткое описание

Цель работы — проанализировать отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов.
Задачи:
1.Проанализировать категорию «здоровый образ жизни».
2.Разработать программу и инструментарий эмпирического исследования.
3.Провести эмпирическое исследование.
4.На основе результатов исследования проанализировать отношение студентов к здоровому образу жизни.

Содержание

Введение................................................................................................................................3
Глава 1. Здоровый образ жизни и его характеристики................................................4
Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к здоровому образу жизни..................................................................................................................................................9
Заключение..........................................................................................................................17
Приложение 1 Анкета........................................................................................................18
Список литературы............................................................................................................22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Социология

 

Отношение молодежи к здоровому образу жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

Студент  курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

                                                                                                                                            Стр.

Введение................................................................................................................................3

Глава 1. Здоровый образ  жизни и его характеристики................................................4

Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к здоровому образу жизни..................................................................................................................................................9

Заключение..........................................................................................................................17

Приложение 1 Анкета........................................................................................................18

Список литературы............................................................................................................22

Введение

Как безжалостно порой человек  относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья молодежи связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране.

Цель работы — проанализировать отношение студентов к здоровому  образу жизни и его распространенность среди студентов.

Задачи:

      1. Проанализировать категорию «здоровый образ жизни».
      2. Разработать программу и инструментарий эмпирического исследования.
      3. Провести эмпирическое исследование.
      4. На основе результатов исследования проанализировать отношение студентов к здоровому образу жизни.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Кроме того, в работе представлено 14 диаграмм и одна таблица.

Глава 1. Здоровый образ  жизни и его характеристики

Образ жизни — одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности людей, характерном для исторически конкретных социальных отношений. Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но не сводятся к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества. Образ жизни воплощает в себе синтез социальнотипичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека. Существуют разные походы к определению понятия «образ жизни». Согласно Ю. П. Лисицыну, образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.

Многие западные исследователи  определяют образ жизни как широкую  категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально_экономическому укладу. Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и других отечественных ученых, выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую — уровень жизни, социологическую — качество жизни, социально-психологическую — стиль жизни и социально-экономическую — уклад жизни. Уровень жизни, или уровень благосостояния, характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом, количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. И хотя в приведенных определениях образа жизни отсутствует прямое указание на его связь со здоровьем человека, внутренне она явно присутствует и логически вполне выводима. Об этом убедительно свидетельствуют приводимые в литературе определения «здорового образа жизни».

Здоровый образ жизни, по мнению Ю. П. Лисицына, А. М. Изуткина, И. Ф. Матюшина, в его медицинском понимании означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоническому развитию всех его структур — телесной, психической, социальной. Здесь необходимо отметить, что, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровый образ жизни — это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний. По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни.

Понятие молодежи как самостоятельной  группы населения связано с достигнутой  на данный исторический момент ее социально-экономической  зрелостью, а также совокупностью личных особенностей и отличительных черт. Специфика группы молодежи заключается в том, что именно в молодом возрасте закладывается фундамент нравственных позиций, трудовых отношений, формируются ценностные ориентации. Вместе с тем для данной социально-демографической группы характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в профессиональные образовательные учреждения, начало производственно-трудовой деятельности и т.п. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада жизни. Основными аспектами здорового образа жизни молодежи являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, неприятие вредных привычек, рациональное питание, сексуальная культура, экологически грамотное поведение, профилактическое мышление и др. В решении задач формирования здорового образа жизни молодежи целесообразно исходить из принципа комплексности, предполагающего систему мер социально-экономического, организационного и воспитательного характера. Отсюда вытекает необходимость внедрения новых социально-экономических механизмов и организационно управленческих решений, совершенствование культурно-воспитательных и образовательных методов и средств в вопросах охраны и укрепления здоровья молодых людей, формирования их здорового образа жизни. Основываясь на понимании здорового образа жизни как качественной стороне образа жизни в целом и молодого человека как центрального звена, вопросам охраны и укрепления здоровья необходимо уделять первостепенное внимание не только в собственно профилактических программах, но и предусматривать их при проектировании и реализации всех социальных и гуманитарных мероприятий. По сути дела, ни одна социальная технология не может быть эффективной, если она не предусматривает решения проблем охраны и укрепления здоровья молодежи. Основываясь на понимании относительности границ между гигиеной и воспитанием, психотерапией и социально-психологическими воздействиями, оздоровительно восстановительной практикой и формированием человека, вытекающем из методологии человекознания, по мнению В. З. Когана, программы обучения здоровью необходимо строить на основе принципа гетерохронности, обеспечивая тем самым целостное развитие человека. Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Автор указывает на то, что здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности — искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. Здоровый образ жизни — это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский отмечают, что здоровый образ жизни в принципе неможет и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на казалось бы разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое.

Для оценки количества здоровья в  этом подходе разработана методика, дающая человеку возможностьс учетом индекса здоровья и его положения  по шкале здоровья самому принимать  решение, какое поведение считать здоровым. В рамках такого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления. Здоровый образ жизни молодежи как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья молодого поколения — условия и предпосылки социальной активности молодого человека, полноты выражения его духовных и физических сил — предполагает, наряду с обеспечением социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья. Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи — необходимая, но не единственная, а часто и не главная предпосылка осуществления здорового образа жизни. Обусловливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете, определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения молодого человека к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры, как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.

Здоровый образ жизни – это  индивидуальная система поведения  и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый  уровень жизнедеятельности и  здоровое долголетие. В основе здорового  образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм. В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов. К социальным принципам здорового образа жизни относятся:

  • эстетичность;
  • нравственность;
  • присутствие волевого начала;
  • способность к самоограничению.

Составляющие здорового образа жизни:

По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
  • рациональное питание;
  • оптимальный двигательный режим;
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

 

Воспитание культуры поведения:

  • Гигиена тела;
  • Культура питания;
  • Культура общения;
  • Воспитание нравственности;
  • Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование отношения студентов к здоровому образу жизни

Программа

Тема: Отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов

Проблема: В последние десятилетия всё чаще и чаще на разных уровнях поднимается вопрос о здоровье молодежи. Считается, что молодое поколение не следит за своим здоровьем, также остро стоит проблема наркомании и алкоголизма среди молодых людей. Ведь в конечном итоге от того, какое здоровье имеет сегодняшняя молодежь, будет зависеть, какое здоровье будет иметь страна завтра. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья молодежи является общенациональной проблемой.

Цель: Получить достоверные данные об отношении к здоровому образу жизни и оценить распространенность здорового образа жизни среди студентов.

Объект: студенты СПбГУСЭ.

Предмет: Отношение студентов к здоровому образу жизни и его распространенность среди студентов

Задачи:

  1. Определить представление о ЗОЖ в сознании студентов.
  2. Проанализировать отношение студентов к собственному образу жизни.
  3. Выявить тенденции в образе жизни студентов.
  4. Выявить гендерные особенности образа жизни студентов.
  5. Проанализировать распространенность вредных привычек среди студентов (определить гендерные и университетские особенности).

Информация о работе Отношение молодежи к здоровому образу жизни