Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:13, реферат
Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежью в последнее время активно обсуждаются. В наше время молодежь не задумывается о своем здоровье и это является причиной многих заболеваний.
Здоровье – очень важный и комплексный показатель, интегрирующий биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, и отражающий уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи. При этом данный показатель находится под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества, его социо-культурной специфики и системы ценностей. Другими словами, здоровье можно рассматривать как интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет»
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Парадоксы здорового образа жизни учащейся
молодежи
Момот Марина
Проблемы формирования и ведения здорового образа жизни (ЗОЖ) молодежью в последнее время активно обсуждаются. В наше время молодежь не задумывается о своем здоровье и это является причиной многих заболеваний.
Здоровье – очень важный и комплексный показатель, интегрирующий биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, и отражающий уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи. При этом данный показатель находится под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества, его социо-культурной специфики и системы ценностей. Другими словами, здоровье можно рассматривать как интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях.
Цели и задачи исследования заключаются в выявлении парадоксов здорового образа жизни молодежи, какими критериями оценивают здоровый образ жизни молодежь и ,что представляет из себя здоровый образ жизни.
В данном исследовании были использованы такие методы как: метод анкетного опроса студентов первого курса Московского гуманитарного университета.
Метод контент-анализа молодежных журналов
По мнению автора ,здоровый образ жизни молодежи – это осознанное и целенаправленное поведение людей в возрасте от 15 до 24 лет, которое предусматривает использование в каждодневной социальной практике материальных, духовных факторов и условий, благотворно влияющих на сохранение и укрепление их здоровья, продиктованное сформированными ценностными ориентациями, установками, мотивами здоровье сберегающей деятельности («стилем жизни»). Большинство исследователей рассматривают его через призму нездорового образа жизни, акцентируя внимание на таких явлениях как «вредные привычки», «распространенность наркомании в молодежной среде» и других, в этом прослеживается первый парадокс – парадокс, связанный с изучением здорового образа жизни.
По мнению Ж.Т. Тощенко, «парадоксы – это в большинстве случаев расходящиеся, противоречивые и даже противоречащие друг другу мнения, суждения, установки, ориентации, действия, которые одновременно существуют, сочетаются, функционируют в сознании и поведении одних и тех же людей». Связи с этим был проведен опрос.
Результаты проведенного анкетного опроса студентов первого курса Московского гуманитарного университета
«Отношение студентов к здоровью и здоровому образу жизни» в 2004-2005 гг. (в 2004 г. N = 138 чел.; в 2005 г. N = 163 чел.), цель которого выяснение представлений, знаний о здоровом образе жизни, а также навыков по его ведению, способствующих сохранению здоровья, позволили нам обнаружить парадоксы в ориентациях и поведении данной группы молодежи.
Подавляющее большинство (80,4%) опрошенных респондентов, выделили в качестве фактора, оказывающего наибольшее влияние на здоровье человека, «образ жизни». Более половины студентов (69,6%) осознают, что их здоровье во многом зависит от них самих, однако большая часть сможет изменить отношение к собственному здоровью только в случае болезни (46,8%) или при появлении первых признаков болезни (35,1%). В данном случае можно говорить о наличии парадокса в отношении к здоровью.
Для учащейся молодежи здоровье действительно носит инструментальный характер, выступая средством достижения поставленных целей, удовлетворения разнообразных потребностей. Например, каждый третий из опрошенных (33,3%) считает, что «хорошее здоровье необходимо для благополучной жизни», каждый шестой (15,9%) полагает, что «плохое здоровье может помешать реализации жизненных планов», каждый десятый думает, что «быть здоровым сегодня престижно» (5,1%) или «быть здоровым модно» (4,3%). С одной стороны, этот показатель характеризует ориентацию меньшей части студентов на группу, в которой заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни действительно модно, с другой стороны, является наглядным маркером образа жизни молодежи.
Представления молодежи о человеке, ведущем здоровый образ жизни следующие: отсутствуют вредные привычки, к которым были отнесены – курение (86,9%) , употребление алкоголя (65,4%) и наркотиков (42,3%); правильно питается (52,1%), занимается спортом (44,2%). Имея некий образ, студенты пытались при ответе на вопросы, касающиеся различных аспектов ЗОЖ придерживаться именно такого идеала. При анализе были обнаружены противоречия в ведении здорового образа жизни . Например, выясняя, как чаще всего студенты проводят свободное от учебы время обнаружили ,что ни один респондент в качестве варианта ответа не выбрал «посещаю спортивные секции, занимаюсь спортом». Однако при ответе на вопрос «Как Вы обычно снимаете усталость?» 15,2% респондентов утверждают, что с этой целью прибегают к физической культуре и спорту. А при ответе на вопрос «Что Вы делаете, для того чтобы сохранить свое здоровье» практически половина учащихся (44,2%), ответили, что занимаются физической культурой (спортом).На мой взгляд таким ответам послужило не правильное представление о здоровом образе жизни, которое транслировалось в разных телепередачах, газетах, журналах.
Следующий метод
,который использовался в
Одним из основных каналов передачи информации о здоровом образе жизни и навыков по его ведению является семья. Из всех аспектов ЗОЖ ответственное сексуальное поведение, способствующее сохранению в первую очередь репродуктивного здоровья, служит прерогативой семьи. В результате этого был проведен опрос родителей старшеклассников «Мнение, отношение и участие родителей в половом воспитании старшеклассников», Москва, 2005 г., 128 чел.) Результаты также свидетельствуют о существовании парадоксов в передаче информации о ЗОЖ. Более половины (57%) опрошенных осознают, что именно они обязаны дать своему ребенку начальные сведения и ответить на вопросы, касающиеся пола, сохранения репродуктивного здоровья.
При этом 71,9% родителей готовы переложить ответственность за проведение такого рода воспитания на институт образования. Более половины (54,7%) родителей полагают, что обладают достаточными знаниями для проведения бесед по половому воспитанию, однако эти знания получены из собственного опыта (39,1%) или от друзей (подруг) (39,8%), что подвергает сомнению их достоверность .В семьях, сложившимися доверительными отношениями с детьми такие вопросы в большинстве (79,9%) семей обсуждаются редко. Я считаю, что заниматься вопросами полового воспитания должны не только знающие об этом люди, но и родители так же должны участвовать в этом воспитании.
Таким образом, по результатам всех исследований смогли выявить несколько парадоксов: парадокс, связанный с изучением здорового образа жизни; парадокс в отношении студентов к здоровью; противоречия в ведении ЗОЖ; парадоксы в передаче информации о здоровом образе жизни; парадокс-информированности.
Исходя из этого можно сказать , что у современной молодежи сложились не правильные представления о здоровом образе жизни. И по моему мнению здесь есть вина средств массовой информации ,так как не правильно информируют молодежь о здоровом образе жизни.
Список литературы:
1- Белова Н. И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социологические исследования. 2008. № 4. (электронный ресурс).
2-Полторак М.
Н. Самосохранительное
Информация о работе Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи