Пассионарная теория этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 14:49, доклад

Краткое описание

Пассионарная теория этногенеза — учение Льва Гумилева об этногенезе, энергоизбыточном напряжении этнической системы, приводящем к активной созидательной деятельности. Учитывает природно-географические факторы. Пассионарность описывается на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот феномен объясняется как эффект энергии живого вещества биосферы

Вложенные файлы: 1 файл

Гумелев.docx

— 17.99 Кб (Скачать файл)

Пассионарная теория этногенеза — учение Льва Гумилева об этногенезе, энергоизбыточном напряжении этнической системы, приводящем к активной созидательной деятельности. Учитывает природно-географические факторы. Пассионарность описывается на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот феномен объясняется как эффект энергии живого вещества биосферы. Львом Гумилевым предложена универсальная модель этногенеза, основанная на данных не только истории, но и географии, биологии (генетики). Она изложена в фундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» (1979) и в многочисленных других работах.

В этногенезе ведущая роль принадлежит пассионарности, природным контактным зонам и этнической комплиментарности. Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам, порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза. Пассионарность («страсть») — атрибуты подсознания, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы. Пассионарность — эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Проявление пассионарности — это есть способность жертвовать собой ради идеала

Несомненно, сознательная деятельность людей играет в этногенезе не меньшую роль, чем эмоциональная, но характер их различен. Человеческий разум, бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, создающие предпосылки для роста производительных сил и общественного прогресса. Но предметы труда человека изначально отличаются от творений природы, они могут только разрушаться. Пассионарность возникает не как цикличность, а как вспышка, которая за период 1200-1500 лет затухает, оставляя многочисленные следы жизни этноса: архитектуру, литературу и идеи (кристаллизованную пассионарность). Наряду с ландшафтом, важнейшим фактором возникновения этноса является этническая комплиментарность (положительная и отрицательная). В пассионарной теории этногенеза используется старая концепция смены поколений. Одно поколение, чувствуя себя продолжателем линии предков, занимается созидательной деятельностью: еще одна победа, еще одно здание... Следующее поколение забывает  прошлое и не желает  знать  будущее, живет  сейчас и для себя, пользуется  созданными предками благами, которые  быстро растрачиваются, что производит обманчивое  впечатление изобилия. В интерпретации Гумилева, когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое и настоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность, проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза этногенеза. Главная задача пассионарной теории этногенеза – своевременное предвиденье возможных вариантов этнических событий. Поиск оптимальных выходов из возможных, но не обязательных коллизий, остается делом политиков

 

 

 

 

 

 

Субпассионарии. Они не нужны при подъёме, их используют как пушечное мясо во время акматической фазы, а в инерционное время возникают теории о том, что "человек – это звучит гордо!", человеку нужно дать возможность жить, нельзя оставить, надо помочь, накормить, напоить его. Если не умеет работать, надо научить. Если не хочет учиться, значит, плохо учат. Вообще, самое главное – это человек! Такие люди говорят: "Мы на все согласны. Только нас кормите и на водку давайте. Если мало, то мы на троих скинемся и выпьем. Ничего страшного". Их становится все больше и в поздней фазе этногенеза уже значительное большинство. Если субпассионариев много, то они говорят своим вождям: "Что вы, как бы чего не вышло". С такими людьми невозможно предпринять какую-нибудь акцию не то что агрессивного характера, но даже и защитительного. Они себя и защищать не могут.

 

Субпассиона́рии — в пассионарной теории этногенеза люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться в среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, бомжами и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это следствия основной черты субпассионариев — неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим.

 

Субпассионарии — особи энергодефицитного типа в противоположность пассионариям, особям энергоизбыточного типа.

У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг друга.

Характеристику, которую дает субпассионариям Л.Н. Гумилев

Суббпассионарии  это люди нетворческие и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но предъявляющие повышенные требования к жизни.

Субпассионарий  живет по собственной несокрушимой логике, что будущего никто предвидеть не может, так как он  сам не может прогнозировать будущее.

Он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Носителей второй он считает своими личными врагами и расправляется с ними при каждом удобном случаи.

Они ненавидят тех «кто занимается наукой, кто стремимся преобразовать общество», им они говорят: «Будьте такими как мы», то есть не стремитесь ни к чему такому, чего нельзя было бы съесть или выпить.  Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость.

 

Среди суббасионариев  ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность.

Защитить себя от врагов они тоже не умеют и не желают уметь, ибо учиться военному делу трудно.

Толпа суббассионариев поддержит любого авантюриста, желающего совершить переворот, если тот пообещает им дополнительную выдачу хлеба и более шикарное представление в цирке (т.е. денег).

Группа субпасионариев в истории наиболее красочно представлена «бродягами» и профессиональными солдатами-наемниками. Они не изменяют мир, и не сохраняют его, а существуют за его счет.

 


Информация о работе Пассионарная теория этногенеза