Педагогические методы применяемые в социальной защите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны как с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) так и внутренней. Методы педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, педагогического воздействия на его сознание и поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

1.педагог методы.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)

     5)сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

     Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально незначимым или даже социально негативным по своей сути.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     III.Метод воздействия.

     Методы воздействия — это совокупность приемов, реализующих воздействие:

     1) на потребности,  интересы, склонности, то есть источники мотивации

активности, поведения человека;

     2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;

      3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.) и которые изменяют его поведение.

Посмотрим это несколько  подробнее.

     Методы воздействия на источники активности направлены на

формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание человека взаимодействовать с каким-то определенным лицом («Все равно куда, лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и используя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в группе, делать то-то»), либо используя желание человека к повышению престижа.

     При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную

деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее

выполнению. Если же эта новая  деятельность для человека слишком

обременительна, то он теряет желание и интерес к ней. Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), то есть произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, — регрессия, то есть объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей человека.

     Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, — наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Неопределенность в оценке личных перспектив, в оценке своей роли и места в жизни, неопределенность значимости затраченных усилий в учебе, в труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий), неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно, какой из них можно доверять), неопределенность моральных и социальных норм — все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься:

     1)пытаясь переосмыслить ситуацию;

     2) осуществляя поиск новых целей;

     3) уходя в регрессивные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия, агрессия и пр.).

     Франкл писал: «Самый тяжелый вид неопределенности —неопределенность окончания неопределенности». Как правило, клиентами социальных служб являются люди, которые находятся в ситуации неопределенности, в состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность.

     Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей.

 

    IV.Метод ориентирующих ситуаций.

    Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек

какое-то время побывал  в одной и той же роли, в одной  и той же ситуации,

испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все

остальные люди из его окружения  или группы, — позволяет всем выработать

одинаковое требуемое  отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в ней в необходимом направлении.

     Требуемая социальная установка формируется у человека:

     1)если он периодически включается в соответствующую деятельность;

     2)многократно получает соответствующую информацию;

     3)если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, установка поддерживается. Для того, чтобы сформировать установку на требуемое отношение или оценку того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого

контекста.

     Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием «воспоминания горького прошлого», так как если человек усиленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того, как...», происходит непроизвольное снижение дисгармоничности, снижение недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на будущее.

     Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом с древности используется прием «канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации потребностей людей, при росте возмущения и недовольства провоцируется излияние гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к возникновению трудностей, но выступали «козлами отпущения» или громоотводом.

     Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки,

мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие станет наиболее действенным как на уровне отдельного человека, так и группы лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые определяют, регулируют поведение ее членов и группы в целом.     Чтобы изменить поведение группы, необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер, либо этого можно достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит сопротивление?

     Оно зависит:

     1) от уровня групповой сплоченности;

     2)фиксирования на содержании прежних групповых норм и новых требований;

     3)степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм.

     Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Включив группу в циклическую деятельность требуемого направления и характера, создают объективные условия необходимости изменения групповых установок, норм, причем, когда все внимание сконцентрировано на выполнении деятельности, «затушевывается», «зашумляется» факт выработки новых установок и норм, а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а постепенно стираются.

 

   

 

 

 

 

 

 

     V.Методы стимулирования деятельности и поведения индивида

     Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность.

     Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с

целью организации или  координации его поведения и  деятельности. Прямое

требование инструктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как

вызывает определенный поступок, а не запрещает или тормозит иные действия. Это особенно важно при стимулировании новых действий, которых нет в опыте.

     Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

     Поощрение — метод внешнего активного стимулирования, побуждения к

положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания. Поощрение возбуждает положительные эмоции, развивает внутренние творческие силы, активную жизненную позицию. Система поощрения по мере нравственного созревания общества развивается от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Интересен опыт поощрения добровольных помощников различных социальных служб в США.

     Поощрение может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка, но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые способствуют созданию особого микроклимата в группах добровольных помощников.

     Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.

     Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования,

представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной

деятельности индивида. Как  правило, оно не преследует цели причинения

провинившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности нравственного переживания общественного осуждения. Реакция на наказание проявляет особенности поведения человека в критических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств взаимодействия с ним.

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     VI.Метод формирования перспективы.

     Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Как утверждает А.С.Макаренко: «Истинным смыслом человеческой жизни является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива составляет ту завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу обстоятельств оказались в изоляции (инвалиды, престарелые и др.). Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.

     Отдельную группу составляют методы организации деятельности и

поведения индивидов. К ним можно отнести поручения, задания,

упражнения, приучения, создание специальных воспитывающих ситуаций.

     Упражнение как метод воспитания обеспечивает вовлечение человека в

систематическую, специально организованную деятельность, которая способствует выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной деятельности. Упражнения организуются, как активные, ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы

отрепетированного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное нравственное сознание, действия и поступки.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Выбор того или иного метода педагогического воздействия применяемого в социальной работе зависит от специфики конкретной ситуации. Эффективность достигается через определенные сочетания методов, так как для развития личности, ее совершенствования необходимо влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.             Социальная работа. Под об. ред. проф. В.И. Курбатова. -

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

2.             С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М.:

Академический Проект, 2000.

3.             Основы социальной работы. Под  ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-

М, 2002

 

 


Информация о работе Педагогические методы применяемые в социальной защите