Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:23, реферат
В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения.
Введение………………………………………………………………….3
1. Пенитенциарная система……………………………….......................4
1.2. История пенитенциарной системы в России……………………...4
2. Структура пенитенциарной системы………………………………...9
3. Социальная работа в пенитенциарной системе……………………10
3.1. Теоретическое обоснование деятельности социальных
работников в пенитенциарной сфере………………………………….11
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………......16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Пенитенциарная система………………………………...........
1.2. История пенитенциарной
2. Структура пенитенциарной системы………………………………...9
3. Социальная работа в пенитенциарной системе……………………10
3.1. Теоретическое обоснование деятельности социальных
работников в пенитенциарной сфере………………………………….11
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Актуальность темы:
В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % .
Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.
Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).
От Грозного до Керенского.
Пенитенциарная система появилась в
России в середине XVI века, когда среди
видов наказания преступников стало фигурировать
тюремное заключение — помещение в острог.
До этого основными видами наказания были
смертная казнь, физическое наказание
или штраф.
К 1605 году относится первое упоминание
об организованном применении труда заключенных
— устройстве царских виноградников в
Астрахани.
"Соборное уложение" 1649 года предусматривало
тюремное заключение — от нескольких
дней до неопределенного срока ("на
сколько государь укажет"). Новым видом
наказания стала ссылка преступников
в окраинные города, остроги, крепости,
монастыри. В начале XVIII века при Петре
I широкое распространение получила ссылка
на каторжные работы или на галеры, в том
числе бессрочная.
От Ленина до Сталина
Пришедшие к власти
большевики 24 января 1918 года издали инструкцию
"О тюремных рабочих командах", в
которой общественно полезный труд провозглашался
одним из основных средств исправления
осужденных. В апреле 1918 года, одновременно
с переездом правительства из Петрограда
в Москву, вместо Главного управления
местами заключения создан Центральный
карательный отдел. 23 июля 1918 года Наркомат
юстиции издал временную инструкцию "О
лишении свободы как мере наказания и
о порядке отбывания такового". Основными
принципами новой тюремной политики стали
самоокупаемость и полное перевоспитание
заключенных.
17 мая 1919 года ВЦИК принял постановление
"О лагерях принудительных работ",
которым учреждалось два вида лагерей
— обычные и особые (для наиболее опасных
противников советской власти). В первые
годы советской власти свои места заключения
имели различные ведомства — ВЧК, НКВД
и Наркомат юстиции. 12 октября 1922 года
все лагеря подчинили НКВД. В этом ведомстве
за лагеря и тюрьмы отвечали Главное управление
местами заключения, Главное политическое
управление и Главное управление рабоче-крестьянской
милиции. .
Принятым 11 июля 1929 года постановлением
Совета народных комиссаров "Об использовании
труда уголовно-заключенных" создавались
две параллельные структуры в местах лишения
свободы — в ведении ОГПУ СССР (лагеря)
и в ведении республиканских НКВД (колонии).
Через год в составе ОГПУ было создано
Управление лагерей ОГПУ, получившее через
несколько месяцев статус главного управления
— ГУЛАГ ОГПУ. Кроме того, в составе ОГПУ
оказались и места жительства спецпереселенцев.
7 апреля 1930 года постановлением СНК СССР
утверждается Положение об исправительно-трудовых
лагерях.
К началу 1935 года после долгих реорганизаций
все места заключения СССР были сосредоточены
в ведении одного наркомата — НКВД. Крупные
лагеря стали основным элементом в структуре
мест заключения, стратегическим источником
рабочей силы. Для решения этой задачи
постоянно усиливалась степень централизации
пенитенциарной системы.
В феврале 1941 года прошла очередная реформа
НКВД, в результате которой за различные
места заключения отвечали 11 главков и
управлений (собственно ГУЛАГ и 10 специализированных
управлений — например, шоссейно-дорожного,
гидротехнического, аэродромного строительства,
лесной и топливной промышленности).
7 июля 1945 года Президиум Верховного
Совета СССР принял указ об амнистии в
связи с победой над гитлеровской Германией,
которая касалась осужденных на срок менее
трех лет. В результате к концу ноября
1945 года были освобождены 620,8 тыс. заключенных
из 1,74 млн. Амнистированы также 841,1 тыс.
граждан, приговоренных к исправительно-трудовым
работам без лишения свободы. Еще 212,9 тыс.
заключенных, осужденных свыше чем на
три года, были сокращены остающиеся сроки
наказания. Эта одна из крупнейших в российской
истории амнистия не коснулась отбывающих
наказание за контрреволюционную деятельность
и измену родине.
Максимальное количество заключенных
пришлось на 1950 год — 2,76 млн человек (без
учета военнопленных).
От Сталина до Путина
Сразу после смерти Сталина началась
коренная реорганизация пенитенциарной
системы. ГУЛАГ передали из МВД в Министерство
юстиции. Резко снизилось число лагерей.
Под действие амнистии, объявленной 27
марта 1953 года, попали 1 млн 181 тыс. 264 заключенных
из 2,6млн.
В январе 1954 года вновь принято решение
о возврате ГУЛАГа в ведение МВД, прошло
несколько сложных, запутанных и малопонятных
реорганизаций пенитенциарной системы.
Главным их итогом стала ликвидация централизованной
системы руководства местами заключения.
Колонии и тюрьмы оказались в ведении
региональных структур.
В 1959 году прошло четвертое в истории лагерной
системы крупное (примерно в полтора раза)
сокращение численности заключенных.
13 января 1960 года указом Президиума Верховного
Совета упразднено Главное управление
исправительно-трудовых колоний МВД СССР
(вместе с самим МВД). Затем МВД СССР с соответствующими
главками вновь восстановлено.
11 июля 1969 года законом СССР были введены
в действие Основы исправительно-трудового
законодательства Союза ССР и союзных
республик, а 10 декабря 1970 года принят
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
В 1960-1980-х годах местами заключения ведали
Главное управление исправительно-трудовых
учреждений и Главное управление лесных
исправительно-трудовых учреждений МВД
СССР.
В 1994 году Главное управление лесных исправительно-трудовых
учреждений МВД РФ слито с Главным управлением
исполнения наказаний МВД. Впервые с 1917
года все пенитенциарные учреждения стали
подчиняться одной структуре.
8 января 1997 года принят Федеральный закон
о введении в действие Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации, который
вступил в силу с 1 июля 1997 года. 28 июля
1998 года президент РФ подписал указ "О
передаче уголовно-исполнительной системы
МВД РФ в ведение Министерства
юстиции РФ". Окончательно передача
ГУИН из МВД в Минюст закреплена указом
"О реформировании уголовно-исполнительной
системы" от 8 октября 1997 года.
9 марта 2004 года ГУИН преобразовано в Федеральную
службу исполнения наказаний в составе
Министерства юстиции РФ. Положение о
ФСИН утверждено 13 октября 2004 года.
Указом Президента Российской Федерации от 02 декабря 2005 №1396 утвержден геральдический знак-эмблема Федеральной службы исполнения наказаний.
5 сентября 2006 г. Постановлением Правительства
Российской Федерации
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Основными целями Концепции являются:
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Согласно ст. 5 Закона РФ от 21
июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-
Федеральным органом уголовно-исполнительной системы является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Министерству России. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются на территориях субъектов Российской Федерации.
Виды учреждений и органов,
исполняющих наказания, определяются Уголовно-
В следственных изоляторах (СИЗО), предусматривающих содержание подследственных, могут содержаться подсудимые, а также осуждённые, до отправки оных в соответствующее учреждение исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы, а также осуждённые, которых — по договорённости с ними — администрация СИЗО оставила отбывать лишение свободы в СИЗО, чтобы они в СИЗО выполняли те работы, которые там поручают заключённым (осуждённым).
Информация о работе Пенитенциарная система: история развития, структура, социальные функции