Пенитенциарная система: история развития, структура, социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:23, реферат

Краткое описание

В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Пенитенциарная система……………………………….......................4
1.2. История пенитенциарной системы в России……………………...4
2. Структура пенитенциарной системы………………………………...9
3. Социальная работа в пенитенциарной системе……………………10
3.1. Теоретическое обоснование деятельности социальных
работников в пенитенциарной сфере………………………………….11
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………......16

Вложенные файлы: 1 файл

Пенитенциарная система.docx

— 46.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенитенциарная система: история развития, структура, социальные функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Пенитенциарная система……………………………….......................4

1.2. История пенитенциарной системы  в России……………………...4

2. Структура пенитенциарной системы………………………………...9

3. Социальная работа в пенитенциарной системе……………………10

3.1. Теоретическое обоснование деятельности социальных

работников в пенитенциарной сфере………………………………….11

 Заключение……………………………………………………………..15

 Список литературы…………………………………………………......16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы:

          В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.                     

        На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.

       Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % .

     Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание.

Цель:  Изучить пенитенциарную систему Российской Федерации

Задачи:

Рассмотреть исторический аспект пенитенциарной системы.

Выявить структуру уголовно – исполнительной системы.

Рассмотреть социальную работу в пенитенциарной системе.

 

 

  1. Пенитенциарная система

    

 Пенитенциа́рная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia — раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).

 

    1. История пенитенциарной системы в России

 

От Грозного до Керенского. 

Пенитенциарная система появилась в России в середине XVI века, когда среди видов наказания преступников стало фигурировать тюремное заключение — помещение в острог. До этого основными видами наказания были смертная казнь, физическое наказание или штраф.  
       К 1605 году относится первое упоминание об организованном применении труда заключенных — устройстве царских виноградников в Астрахани.  
       "Соборное уложение" 1649 года предусматривало тюремное заключение — от нескольких дней до неопределенного срока ("на сколько государь укажет"). Новым видом наказания стала ссылка преступников в окраинные города, остроги, крепости, монастыри. В начале XVIII века при Петре I широкое распространение получила ссылка на каторжные работы или на галеры, в том числе бессрочная.         

 

От Ленина до Сталина 
       

       Пришедшие к власти большевики 24 января 1918 года издали инструкцию "О тюремных рабочих командах", в которой общественно полезный труд провозглашался одним из основных средств исправления осужденных. В апреле 1918 года, одновременно с переездом правительства из Петрограда в Москву, вместо Главного управления местами заключения создан Центральный карательный отдел. 23 июля 1918 года Наркомат юстиции издал временную инструкцию "О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового". Основными принципами новой тюремной политики стали самоокупаемость и полное перевоспитание заключенных.  
       17 мая 1919 года ВЦИК принял постановление "О лагерях принудительных работ", которым учреждалось два вида лагерей — обычные и особые (для наиболее опасных противников советской власти). В первые годы советской власти свои места заключения имели различные ведомства — ВЧК, НКВД и Наркомат юстиции. 12 октября 1922 года все лагеря подчинили НКВД. В этом ведомстве за лагеря и тюрьмы отвечали Главное управление местами заключения, Главное политическое управление и Главное управление рабоче-крестьянской милиции. .

                                                             
       Принятым 11 июля 1929 года постановлением Совета народных комиссаров "Об использовании труда уголовно-заключенных" создавались две параллельные структуры в местах лишения свободы — в ведении ОГПУ СССР (лагеря) и в ведении республиканских НКВД (колонии). Через год в составе ОГПУ было создано Управление лагерей ОГПУ, получившее через несколько месяцев статус главного управления — ГУЛАГ ОГПУ. Кроме того, в составе ОГПУ оказались и места жительства спецпереселенцев. 7 апреля 1930 года постановлением СНК СССР утверждается Положение об исправительно-трудовых лагерях.                       
       К началу 1935 года после долгих реорганизаций все места заключения СССР были сосредоточены в ведении одного наркомата — НКВД. Крупные лагеря стали основным элементом в структуре мест заключения, стратегическим источником рабочей силы. Для решения этой задачи постоянно усиливалась степень централизации пенитенциарной системы.  
       В феврале 1941 года прошла очередная реформа НКВД, в результате которой за различные места заключения отвечали 11 главков и управлений (собственно ГУЛАГ и 10 специализированных управлений — например, шоссейно-дорожного, гидротехнического, аэродромного строительства, лесной и топливной промышленности).

   7 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией, которая касалась осужденных на срок менее трех лет. В результате к концу ноября 1945 года были освобождены 620,8 тыс. заключенных из 1,74 млн. Амнистированы также 841,1 тыс. граждан, приговоренных к исправительно-трудовым работам без лишения свободы. Еще 212,9 тыс. заключенных, осужденных свыше чем на три года, были сокращены остающиеся сроки наказания. Эта одна из крупнейших в российской истории амнистия не коснулась отбывающих наказание за контрреволюционную деятельность и измену родине.  
       Максимальное количество заключенных пришлось на 1950 год — 2,76 млн человек (без учета военнопленных).                      .                          
         

От Сталина до Путина 
       

Сразу после смерти Сталина началась коренная реорганизация пенитенциарной системы. ГУЛАГ передали из МВД в Министерство юстиции. Резко снизилось число лагерей. Под действие амнистии, объявленной 27 марта 1953 года, попали 1 млн 181 тыс. 264 заключенных из 2,6млн.  
       В январе 1954 года вновь принято решение о возврате ГУЛАГа в ведение МВД, прошло несколько сложных, запутанных и малопонятных реорганизаций пенитенциарной системы. Главным их итогом стала ликвидация централизованной системы руководства местами заключения. Колонии и тюрьмы оказались в ведении региональных структур.  
       В 1959 году прошло четвертое в истории лагерной системы крупное (примерно в полтора раза) сокращение численности заключенных. 13 января 1960 года указом Президиума Верховного Совета упразднено Главное управление исправительно-трудовых колоний МВД СССР (вместе с самим МВД). Затем МВД СССР с соответствующими главками вновь восстановлено.  
       11 июля 1969 года законом СССР были введены в действие Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 10 декабря 1970 года принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.  
       В 1960-1980-х годах местами заключения ведали Главное управление исправительно-трудовых учреждений и Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений МВД СССР.                 
       В 1994 году Главное управление лесных исправительно-трудовых учреждений МВД РФ слито с Главным управлением исполнения наказаний МВД. Впервые с 1917 года все пенитенциарные учреждения стали подчиняться одной структуре.                       
       8 января 1997 года принят Федеральный закон о введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, который вступил в силу с 1 июля 1997 года. 28 июля 1998 года президент РФ подписал указ "О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение    Министерства юстиции РФ". Окончательно передача ГУИН из МВД в Минюст закреплена указом "О реформировании уголовно-исполнительной системы" от 8 октября 1997 года.                      
       9 марта 2004 года ГУИН преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний в составе Министерства юстиции РФ. Положение о ФСИН утверждено 13 октября 2004 года.

Указом Президента Российской Федерации от 02 декабря 2005 №1396 утвержден геральдический знак-эмблема Федеральной службы исполнения наказаний.

5 сентября 2006 г. Постановлением Правительства  Российской Федерации утверждена  Федеральная целевая программа  «Развитие уголовно-исполнительной  системы (2007–2016 годы)», которой предусмотрено  введение в действие 176 кв. м. жилой  площади для содержания подследственных.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

 

Основными целями Концепции являются:

  • повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
  • сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
  • гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
  • изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
  • осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
  • изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
  • разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
  • модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
  • повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;
  • обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
  • внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
  • совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
  • развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

 

 

 

 

  1. Структура пенитенциарной системы

 

    Согласно ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система России включает в себя:

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых (федеральный орган уголовно-исполнительной системы);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
  • учреждения, исполняющие наказания;
  • следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения, если они специально отнесены к уголовно-исполнительной системе решением Правительства Российской Федерации.

     Федеральным органом уголовно-исполнительной системы является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Министерству России. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются на территориях субъектов Российской Федерации.

     Виды учреждений и органов, исполняющих наказания,     определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации в ст.16. Согласно ей учреждениями уголовно-исполнительной системы являются: уголовно-исполнительные инспекции, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого или особого режима, тюрьмы, а также следственные изоляторы, в которых оставлены осуждённые к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Другие органы, имеющие возможность исполнять некоторые уголовные наказания (судебные приставы-исполнители, суды, дисциплинарные воинские части, командования воинских частей и гарнизонов на гауптвахтах) к учреждениям уголовно-исполнительной системы не относятся.

     В следственных изоляторах (СИЗО), предусматривающих содержание подследственных, могут содержаться подсудимые, а также осуждённые, до отправки оных в соответствующее учреждение исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы, а также осуждённые, которых — по договорённости с ними — администрация СИЗО оставила отбывать лишение свободы в СИЗО, чтобы они в СИЗО выполняли те работы, которые там поручают заключённым (осуждённым).

Информация о работе Пенитенциарная система: история развития, структура, социальные функции