Пенсионная реформа в России задачи и перспективы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 17:04, реферат

Краткое описание

Назначение и выплата трудовых пенсий и определенных видов пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий; организация и ведение персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996 с изменением и дополнением 2001); подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФР на очередной год и отчете об исполнении бюджета ПФР за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования); межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительная, работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.10 Кб (Скачать файл)

Реферат: Пенсионная реформа в России задачи и перспективы реализации

--PAGE_BREAK--

       

 

2.  Основные задачи и  совершенствование пенсионного  фонда РФ 

 Назначение и выплата  трудовых пенсий и определенных  видов пенсий по 

государственному пенсионному обеспечению, финансирование расходов на выплату и доставку этих пенсий; организация и ведение персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (1996 с изменением и дополнением 2001); подготовка и внесение в Правительство РФ законопроектов о бюджете ПФР на очередной год и отчете об исполнении бюджета ПФР за прошедший год, а также предложений и законопроектов о реформировании и совершенствовании системы государственного пенсионного обеспечения (страхования); межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по пенсионным вопросам; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительная, работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда РФ.

           Пенсионный фонд РФ может принимать  участие в финансировании программ  социальной защиты пожилых и  нетрудоспособных граждан. Пенсионный  фонд РФ до вступления в  силу части II Налогового кодекса  РФ осуществлял также контроль  за своевременным и полным  поступлением в пенсионный фонд  РФ страховых взносов. С 1 января 2001 функция сбора единого социального  налога (взноса) передана Министерству  РФ по налогам и сборам. Согласно  Федеральному закону от 27 ноября 2001 № 155-ФЗ ПФР выплачивает доплату  к пенсии членам летных экипажей  воздушных судов гражданской  авиации, получающим пенсии, установленные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

           Финансовым источником этих выплат  является тариф взносов, устанавливаемый  сверх ставки социального налога  для работодателей, использующих  труд членов летных экипажей  воздушных судов гражданской  авиации. В соответствии с законодательством [включая часть II Налогового кодекса  РФ и Федеральный закон «Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации» (2001)] бюджет  ПФР формируется за счет страховых  взносов, средств федерального бюджета  РФ, направляемых целевым образом  на финансирование установленное  законом расходов, средств, возмещаемых  ПФР в связи с назначением  досрочных пенсий безработным, сумм  пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования, добровольных  взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве  страхователей застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

            За счет бюджета пенсионного  фонда РФ финансируется выплата  пенсий, предусмотренных законодательством  РФ, включая трудовые пенсии (в  том числе трудовые пенсии  по старости, трудовые пенсии  по инвалидности, трудовые пенсии  по случаю потери кормильца), социальные  пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ, в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика. Расходы, не предусмотренные бюджетом пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке. Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета пенсионного фонда РФ создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ. В соответствии с пакетом законов по пенсионной реформе, принятых в декабре 2001, с 1 января 2002 за счет средств федерального бюджета выплачиваются базовые пенсии, устанавливаемые согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (2001) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии федеральным государственным служащим, военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, социальные пенсии нетрудоспособным гражданам) в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (2001) (включая организацию доставки указанных пенсий). Кроме того, за счет средств федерального бюджета РФ, согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» (2001), должна возмещаться уплата страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом. После создания пенсионного фондаРФ его функции и организация работы уточнялись путем принятия законодательно нормативных актов в ходе дальнейшего реформирования пенсионной системы России. Наиболее существенные изменения в деятельность пенсионного фонда РФ внесены Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» и Указом Президента РФ от 27 сент. 2000 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». В соответствии с законом пенсионный фонд РФ создал систему индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав граждан, в которой на конец 2001 зарегистрировано более 70 миллионов лиц из числа занятого населения. Создаваемые в системе персонифицированного учета и поддерживаемые в актуальном состоянии индивидуальные лицевые счета граждан, в которых накапливается информация об их стаже, заработке и уплаченных в бюджет пенсионной системы страховых взносах (налоге), являются основой для назначения пенсий (Федеральный закон от 5 мая 1977 № 77-ФЗ) и дальнейшего реформирования пенсионной системы.

 

           Указ Президента РФ определил  новую организационную структуру  государственной пенсионной системы. В соответствии с Указом за  ПФР закреплены функции назначения  и выплаты пенсий. В результате  весь пенсионный процесс осуществляется  федеральной организацией, обеспечивающей  единообразный порядок исполнения  федерального пенсионного законодательства  и равные условия для всех  граждан страны в отношении  пенсионного обеспечения и обязательного  пенсионного страхования. До принятия  Указа на большей части территории  России функции назначения и  выплаты пенсий осуществлялись  органами социальной защиты населения  субъектов РФ. Функции, права и  обязанности пенсионного фонда  РоссийскойФедерации в связи с проводимой в стране с 2002 реформой пенсионной системы определены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001). Закон возлагает на пенсионный фонд РФ функции страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Для реализации своих функций пенсионный фонд РФ создал и поддерживает в актуальном состоянии информационные базы застрахованных лиц, пенсионеров, страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

 

Совершенствование пенсионной системы РФ

 

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость учета российской специфики в организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием национальных особенностей. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

 

Начиная с 1995 года, доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению — обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. И в <metricconverter productid=«2001 г» w:st=«on»>2001 г. была проведена пенсионная реформа, вступившая в силу в <metricconverter productid=«2002 г» w:st=«on»>2002 г. теперь пенсия подразделяется на три части — базовая, страховая и накопительная, что должно гарантировать благосостояние граждан после выхода на пенсию. Также в целях повышения собираемости средств в пенсионный фонд была снижена ставка единого социального налога до 26 %, 20 % из которых идут в пенсионный фонд. Однако средств в пенсионном фонде по-прежнему не хватает, и выплата пенсии происходит за счет профицитного дохода бюджета.

 

Можно выявить различные причины такой ситуации: 1. Старение населения, которое происходит за счет сокращения рождаемости и трудоспособных граждан. И в связи с этим с каждым годом на каждого работающего человека приходится все больше не работающих. 2. несмотря на то, что после снижения ставки ЕСН многие предприятия легализовали свои выплаты, но практика «серой» заработной платы по-прежнему имеет место, и часть доходов остается неучтенными.

 

К косвенным причинам, оказавшим влияние на нынешнее положение Пенсионного фонда, можно отнести, что пенсионные программы предполагают длительных сроков, чтобы начать правильно функционировать, у нас же реформы по-прежнему продолжаются. Прежние нововведения еще не заработали, а вводятся новые положения.

 

Проблема дефицита средств пенсионного фонда является достаточно острой, особенно в связи с прогнозируемым снижением профицита государственного бюджета, когда федеральный бюджет не сможет дополнительно ассигновать бюджет Пенсионного фонда. И в настоящее время появляются новые предложения по поводу увеличения средств Пенсионного фонда, такие как увеличение ставки единого социального налога до 30 %, что повысит доходы фонда; изменения возраста выхода на пенсию, скорее всего, увеличение его до 65 лет для мужчин, и до 60 — для женщин. На самом деле, ничем, кроме провала, это не назовешь, поскольку расчеты всех пенсионных схем, которые делались под накопительную пенсионную систему, под конкретные показатели накопительной части в общей сумме социальных платежей и отчислений в Пенсионный фонд, делались, исходя из статистики, в том числе, из статистики средней продолжительности жизни после выхода на пенсию. И если сейчас менять базовые показатели, одним из которых является возраст выхода на пенсию, то, естественно, все ломается. Попытки то в одном месте латать дырку, изымая из накопительной системы очередную возрастную группу, то в другом месте латать дыру увеличением возраста выхода на пенсию и так далее. Этими попытками мы просто откажемся от пенсионной реформы, как она была задумана, и реализуем не пенсионную реформу, а пенсионную контрреформу, где базовые принципы останутся теми же, но будет наблюдаться явное ухудшение.

 

В ближайшее время на заседании правительства предполагается рассмотреть вопрос о комплексе мер по совершенствованию пенсионной системы, подготовка которого поручена трем министерствам — Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу. Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, <personname productid=«а в» w:st=«on»>а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, <personname productid=«а с» w:st=«on»>а с другой стороны — существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление «Внешэкономбанка»), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т.е. попросту обесцениваются.

 

Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой

 

В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.

 

По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию — доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95 % застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию. Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с <metricconverter productid=«2008 г» w:st=«on»>2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.

Информация о работе Пенсионная реформа в России задачи и перспективы реализации