Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:24, реферат
Польша переходит свой пенсионный Рубикон 1 января 2013 года. Именно с этого дня вступает в силу реформа, рассчитанная почти на 30 лет. Её основная цель - постепенное увеличение пенсионного возраста женщин и мужчин до 67 лет. Сейчас польские женщины выходят на пенсию в 60, а мужчины - в 65 лет. Польские экономисты и социологи давно били тревогу: нация стареет, пенсионеров становится всё больше, а трудоспособных граждан - всё меньше. В прошлом году в Польше насчитывалось 6,4 миллиона пенсионеров, а это примерно 16,6 процента всего населения страны. Среднемесячная пенсия сейчас составляет сумму, эквивалентную 550 долларам.
Пенсионная реформа далась Польше
непросто: для того чтобы договориться
о её принципах, потребовались многолетние
публичные дискуссии. И хотя сейчас решение
уже принято, польское общество по-прежнему
бурлит: ведь пенсии это такой вопрос,
который касается всех.
Политический вопрос
Польские экономисты и социологи давно
били тревогу: нация стареет, пенсионеров
становится всё больше, а трудоспособных
граждан - всё меньше. В прошлом году в
Польше насчитывалось 6,4 миллиона пенсионеров,
а это примерно 16,6 процента всего населения
страны. Среднемесячная пенсия сейчас
составляет сумму, эквивалентную 550 долларам.
Если пенсионный возраст, который, к слову, не менялся с социалистических
времён, не повышать, подсчитали экономисты,
то через 15 лет пенсионеров в стране будет
на миллион больше, а размеры пенсий, которые
они будут получать, снизятся на 10-15 процентов.
Проблема не в том, что поляки мало работают,
а в самом устройстве соцобеспечения:
в бесконтрольном использовании госсредств,
низких заработках, высоком уровне безработицы
и столь же высоких темпах эмиграции в
Европу. Всё это сокращает размер выплат
в польские пенсионные фонды. К тому же
с конца 1990-х годов полякам внушали, что
единственный способ спасти пенсионную систему - ограничить
размер пособий и перенаправить средства
в так называемые открытые пенсионные
фонды, однако средства последних зачастую
используются в рыночных спекуляциях.
В этих условиях глава правительства Дональд
Туск убеждён, что «с точки зрения безопасности
государства и ежедневной жизни обычных
граждан наше предложение, может, и наиболее
рискованно политически, но менее мучительно
для людей». Премьер добавил, что из многолетних
дебатов, касающихся судьбы пенсионной системы, правительство
сделало практиче-ские выводы и берёт
на себя риски реформы. К тому же, по его
словам, никто не предложил иной модели,
«спасающей в будущем государство от банкротства,
а пенсионеров от голодных пенсий». Пенсионная
реформа, уверяет Туск, позволит уменьшить государственный
долг, который сейчас составляет 264 миллиарда
долларов, или 53,5 процента ВВП, постепенно
повысить пенсии и другие социальные выплаты,
а также улучшить кредитный рейтинг страны.
Между тем весь этот год страсти в польском
обществе вокруг непопулярной реформы
кипят нешуточные. Профсоюзы, которые
в Польше являются влиятельной и активно
действующей силой, посчитали реформу
несвоевременной и стали угрожать акциями
протеста во время чемпионата Европы по
футболу, прошедшего на полях Польши и
Украины летом этого года. До перекрытия
автострад и городских улиц дело всё же
не дошло, но на заседаниях сейма, нижней
палаты парламента, споры были жаркими.
Любопытно, что при этом главный лоббист
новой пенсионной реформы Дональд Туск,
лидер партии власти «Гражданская платформа»,
отвечал своим оппонентам цитатами погибшего
в авиакатастрофе под Смоленском президента
Леха Качиньского и его брата Ярослава
Качиньского, возглавляющего «Право и
справедливость», которые раньше выражали
мнение, что поляки слишком рано выходят
на пенсию. В конце концов на весенней
сессии сейма проект закона о реформе пенсионной
системы был принят: за него проголосовали 268
депутатов, против было 185 и двое воздержались.
Не откладывая дела в долгий ящик, президент
Бронислав Коморовский подписал закон
1 июня 2012 года.
Казалось бы, на этом в дискуссиях о судьбе пенсионной
реформы можно ставить точку. Но гладко оказалось
только на бумаге, а «овраги» до сих пор
дают о себе знать. 29 сентября в Варшаве
прошёл 30-тысячный марш протеста против
увеличения пенсионного возраста с дудками, транспарантами,
молебном. Оппозиционные же политики,
заседающие в сейме, предложили вынести
вопрос о пенсионной реформе на общенациональный
референдум. Однако правящая коалиция
«Гражданская платформа» - Польская крестьянская
партия 233 голосами против 180 заблокировала
законодательную инициативу оппозиции,
которая могла привести к отставке правительства
Дональда Туска.
Между тем, по результатам опросов Центра
исследования общественного мнения, 88
процентов поляков высказались против
повышения пенсионного возраста для женщин,
а 82 процента - для мужчин. Лишь 11 и 16 процентов
соответственно поддержали повышение пенсионного
возраста. Комментируя это, представитель конфедерации
работодателей «Левиафан» Яцек Адамский
отмечает: «Такие опросы некорректны.
Это всё равно что спрашивать людей, хотят
ли они платить налоги. Естественно, что
большинство ответит «нет», точно так
же, как и по поводу того, хотят ли они работать
больше». Однако главная оппозиционная
сила партия «Право и справедливость»
не могла пройти мимо негативных настроений
в обществе. Один из её лидеров Мариуш
Блашчак не преминул воспользоваться
ситуацией в политических целях: «Как
только наша партия придёт к власти, мы
отменим нынешние решения. Эта реформа
вредна, она вызовет эмиграцию молодёжи,
а для большей части общества готовит
голодные пенсии».
Новый этап.
Сегодня польские СМИ, включая интернет-издания,
пестрят «пенсионными» графиками, таблицами,
календарями: формула пенсионной реформы непростая и
требует тщательного «разжёвывания» её
положений для населения. Чтобы максимально
безболезненно провести увеличение и
выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин,
правительством разработан подробнейший
регламент. Пенсионный возраст будет увеличиваться
на один месяц каждые четыре месяца. Таким
образом, мужчины достигнут «потолка»
в 2020-м, а женщины - в 2040 году. Новое положение
коснётся женщин, родившихся после 31 декабря
1952 года, и мужчин, родившихся после 31 декабря
1947 года. Сотрудники силовых структур
смогут отправляться на пенсию в 55 лет
после 25-летней службы.
В постсоциалистической Польше это уже
не первая попытка реформировать пенсионную
систему. Отсчёт пенсионным реформам ведётся с 1
января 1999 года. Сейчас эту дату называют
началом первого этапа реформы, который
предусматривал переход от распределительной
системы, когда пенсия старикам платится
из взносов нынешних работников, к накопительной.
Размер будущих пенсионных выплат стал
зависеть от величины взносов, которые
делал работник в течение всей своей трудовой
деятельности до момента выхода на пенсию.
Причём основной идеей реформы стал тезис
о необходимости диверсификации источников
пенсионных взносов, которые включали
в себя три независимых компонента: два
обязательных и один добровольный. Обязательный
пенсионный компонент составляет 19,52 процента
от заработной платы. Этот процент поступает
на счета Управления социального страхования,
ZUS, однако затем 7,3 процента направляются
в открытые пенсионные фонды, OFE, - частные
акционерные общества. Причём гражданин
имеет право выбрать любой пенсионный
фонд по своему усмотрению. Эти 7,3 процента
и составляют обязательный накопительный
элемент будущей пенсии. Плюс к этому каждый
по желанию может создавать индивидуальные
пенсионные счета.
К этому стоит добавить, что у польских
пенсионеров есть немало льгот. Люди, достигшие
70 лет, ездят бесплатно в городском пассажирском
транспорте. В пассажирских поездах пенсионеры
оплачивают лишь половину стоимости, в
пригородных и экспрессах - чуть больше
трети. Семидесятипятилетние пенсионеры
освобождаются от абонентской платы за
радио и телевидение. Кроме того, ветераны
получают компенсационные прибавки и
льготы на оплату энергоресурсов.
Сегодня общее число вкладчиков OFE перевалило
за 15 миллионов. Соответственно, по подсчётам
польских экономистов, с момента введения
частных пенсионных фондов в ZUS недосчитались
более 250 миллиардов злотых, или около
65 миллиардов евро, то есть эти средства
просто выпали из государственного оборота.
После кризиса 2008 года, когда Польша, подобно
другим европейским странам, столкнулась
с серьёзными экономическими проблемами,
стало понятно: функционировать по-старому пенсионная
система больше не сможет.
И вот теперь настала очередь нового этапа:
увеличение и выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин
до 67 лет. Закон предусматривает также
возможности выплаты частичной пенсии.
Право на частичную пенсию будут иметь
женщины по достижении 62 лет, имеющие минимум
35-летний страховой стаж, и мужчины по
достижении 65 лет при минимально имеющемся
40-летнем страховом стаже. Размер частичной
пенсии будет составлять половину от суммы
пенсии, рассчитанной на день определения
права на частичную пенсию. Эту пенсию
можно будет совмещать с доходами от работы.
Повышение же пенсионного возраста принесёт экономию
бюджетных средств только в отдалённом
на несколько десятилетий будущем. Тратить
же средства на пенсионеров правительству
приходится в непростой экономической
ситуации уже сейчас. Поэтому правительство
предложило ультимативный подход для
тех граждан, кто, получив право на заслуженный
отдых, продолжает работать. Вопрос для
них встал ребром: работа или пенсия? С
учётом того, что средняя зарплата в стране
сейчас эквивалентна 1300 долларам и более
чем в два раза превышает среднюю пенсию,
десятки тысяч пожилых людей предпочли
отказаться от пенсии, но сохранить работу.
Россия не повышает пенсионный возраст
Проблемы старения населения и несовершенства
системы пенсионного обеспечения в полной
мере стоят и перед Россией. При осуществлении
худшего из правительственных сценариев
развития российской экономики к 2050 году
расходы на пенсионное обеспечение в стране
вырастут с нынешних тринадцати процентов
ВВП до 25,5 процента. При этом рост экономики
может замедлиться до 1,5 процента в год,
притом что сейчас он составляет порядка
4 процентов.
Для того чтобы выйти из подобной ситуации,
предупреждают эксперты, нужно либо каким-то
образом сокращать социальные расходы,
что может привести к падению уровня жизни
населения, либо увеличивать пенсионный возраст.
Российские власти в лице президента Владимира
Путина и премьера Дмитрия Медведева пока
категорически отрицают саму возможность
повышения пенсионного возраста в стране. «У
нас нет демографических оснований для
того, чтобы повышать пенсионный возраст. В отличие
от стран, где были приняты решения о повышении пенсионного
возраста до 65-67 лет, у нас продолжительность жизни
на пенсии существенно ниже», - пояснил
недавно начальник управления президента
РФ Юрий Воронин.
В настоящее время заканчивается работа
над реформированием пенсионной системы РФ, и уже в ноябре
согласованный вариант реформы планируется
внести на утверждение в Госдуму.